niistali@yandex.ru Телефон: (495) 485-14-47
 
ГЛАВНАЯ
ГЛАВНАЯ страница
поездки 2008 по Австрии, Италии, Германии
Полезные советы
ГОРОДА И ЛЮДИ
  МОСКВА, ПОЛЬША.
17-18 мая
  ВЕНА.
19 мая

  ВЕРОНА.
20 мая
  ПИЗА, ФЛОРЕНЦИЯ.
21 мая
  РИМ.
22 мая
  РИМ.
23 мая
  НЕАПОЛЬ, ПОМПЕИ, КАПРИ.
23 мая
  РИМ, ВАТИКАН.
24 мая
  АССИЗИ, САН-МАРИНО.
25 мая
  ВЕНЕЦИЯ.
26 мая
  ЗАЛЬЦБУРГ, МЮНХЕН.
27 мая
  НЮРНБЕРГ, ДРЕЗДЕН.
28 мая
  ВРОЦЛАВ, МОСКВА.
29-30 мая

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА СЕПТИМИЯ СЕВЕРА


Триумфальная арка Септимия Севера — трёхпролётная арка, расположенная в северной части Римского Форума между Курией и Рострой на древней Священной дороге (Via Sacra). Построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных кампаниях 195—203.
Материал арки не был растащен на строительство новых зданий, потому что арка стала частью древней церкви Ss. Sergio e Bacco и ее укрепленного клуатра. Впоследствие здание церкови построили в другом месте, но арка по-прежнему принадлежала церкви.

Щелкни, чтобы увеличить
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези.
За века уровень земли поднялся и до XIX века нижняя половина арки была засыпана землей.
Пиранези (1720—1778, итальянский археолог, архитектор и художник-график) создал огромное количество гравюр-офортов, изображающих в основном архитектурные и археологические находки, связанные с Древним Римом, собранные в многотомном издании «Римские древности».
За аркой видно здание Дворца сенаторов. В 78 году до н. э. Сенат поручил консулу Квинту Лутацию Катулу возвести на месте, где сейчас стоит дворец, государственный архив — Табуларий. Строительством заведовал зодчий Луций Корнелий. В течение средневековья здание архива пришло в запустение, как и другие античные постройки города. Знатная семья Корси, воспользовавшись его расположением на гребне холма, возвела над ним свой замок. В середине XVI века папа римский поручил Микеланджело перестроить весь Капитолий, разбив на вершине представительную площадь под названием Пьяцца-дель-Кампидольо. По замыслу зодчего, стороны площади должны были образовать три дворца, главным из которых должен был стать Дворец сенаторов. По бокам от него были задуманы более низкие объёмы двух симметричных зданий — Дворца консерваторов и Нового дворца. Монументальный проект Микеланджело был реализован (с незначительными отклонениями) уже после его смерти учениками, Джакомо делла Порта и Джироламо Райнальди (представители маньеризма). В новом здании уцелела нижняя часть античного Табулария. Две башни по бокам также остались со времени укреплений Корси. Ратушная (часовая) башня возведена в 1578-82 гг. архитектором Мартино Лонги.
Щелкни, чтобы увеличить
Высота арки составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина — 11,2 м. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. Высота аттика — 5,6 м, в нём расположено 4 комнаты, в которые ведёт лестница. Центральный пролёт арки имеет высоту 12 м и ширину 7 м, боковые — высоту 7,8 м и ширину 3 м. Со стороны Форума к пролетам арки ведут невысокие лестницы. В IV веке лестница центрального пролета была заменена дорогой. Все три пролёта внутри соединены проходами, данный приём применён во многих триумфальных арках Нового времени.
Щелкни, чтобы увеличить
В левой колонне имеется дверь, расположенная для безопасности на высоте 5 м. Отсюда лестница ведет к аттику, где расположены четыре зала. Оттуда был выход на крышу и выход на карниз.
Щелкни, чтобы увеличить
Отверстие по середине надписи — выход на карниз.

Щелкни, чтобы увеличить
Центральный разрез арки. Пунктиром указан замковый камень боковой арки.
https://courses.marlboro.edu/pluginfile.php/53615/mod_page/content/11/M.%20W.%20Jones,%20Genesis%20and%20Mimesis,.pdf

Щелкни, чтобы увеличить
Денарий (серебряная монета) Септимия Севера.
В древности на арке находилась колесница со статуями Септимия Севера, богини Виктории, сыновей императора: Каракаллы и Геты. Именно в таком виде она изображалась на римских монетах. До наших дней колесница не сохранилась. В колесницу было впряжено 6 или 8 лошадей, по краям арки стояли 4 конные статуи.
Надписи на монете SEVERVS PIVS AVG / COS III P P.
PIUS - почти все римские императоры со времен Антония Пия (138-161 гг.) носили этот титул, который означал "благочестивый и почтительный".
AVG – AVGVSTVS. Сенат и народ Рима даровали этот титул Октавиану - императору Августу - в 27 году до н.э. в знак признания его заслуг перед государством. Этот эпитет означает "уважаемый", "достойный почтения". Титул Август обычно обозначал римского императора в современном смысле этого слова. Долгое время императоры одновременно были и Августами, и Цезарями, но затем титул Цезарь либо не употреблялся, либо его носили младшие члены императорской фамилии.
COS – CONSVL. Стандартной формой было: COS плюс число исполненных консульств. Во времена империи эта должность оставалась достаточно значимой и достаточно часто исполнялась императором и членами императорской семьи. Немногие римляне могли стать консулом во второй раз, за исключением императора конечно.
PP – PATER PATRIAE. Отец Отечества. Титул, данный в 63 г. до н.э. Цицерону, "спасшему" Рим от заговора Катилины. Во 2 г. до н.э. Август получил этот титул от Сената и всего народа Рима. Он принял его, как знак своих заслуг за все время правления. Титул принимался большинством римских императоров, но обычно не в начале правления. Обычно император принимал этот титул только после окончательного утверждения своей власти. Многие императоры считали его наиболее почетным.


1 — надпись в честь Септимия Севера и Каракаллы.
2 — в пазухах свода главного пролёта изображены Виктории с трофеями, у ног которых — олицетворения времен года.
3 — фигуры Марса Mars Victor, на замковых камнях центральной арки (замковый камень, иногда просто замок — клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки; этот камень укладывается последним, после чего каменный свод может нести нагрузку).
4 — речные божества в пазухах свода боковых арок.
5 — четыре божества, два мужских и два женских, на замковых камнях боковых арок (можно узнать только фигуру Геркулеса). По другим сведениям — фигуры Бахуса и Геркулеса, которых особо почитал император.
6 — небольшой фриз, изображающий триумф императоров.
7 — на цоколях колонн композитного ордера помещены рельефные изображения римских солдат и пленных парфян.
8 — четыре большие панели (3,92 × 4,72 м) над боковыми арками.

Щелкни, чтобы увеличить
Реконструкция арки Септимия Севера голландского гравера и поэта Яна Гуре Jan Goeree,
ранее 1704, Метрополитен-музей.

Щелкни, чтобы увеличить
На двух сторонах аттика расположена грандиозная надпись в честь Септимия Севера и Каракаллы.

IMP · CAES · LVCIO · SEPTIMIO · M · FIL · SEVERO · PIO · PERTINACI · AVG · PATRI PATRIAE PARTHICO · ARABICO · ET PARTHICO · ADIABENICO · PONTIFIC · MAXIMO · TRIBUNIC · POTEST · XI · IMP · XI · COS · III · PROCOS · ET IMP · CAES · M · AVRELIO · L · FIL · ANTONINO · AVG · PIO · FELICI · TRIBUNIC · POTEST · VI · COS · PROCOS · (P · P · OPTIMIS · FORTISSIMISQVE · PRINCIPIBUS) OB · REM · PVBLICAM · RESTITVTAM · IMPERIVMQVE · POPVLI · ROMANI · PROPAGATVM · INSIGNIBVS · VIRTVTIBVS · EORVM · DOMI · FORISQVE · S · P · Q · R

Imp(eratori) Caes(ari) Lucio Septimio M(arci) fil(io) Severo Pio Pertinaci Aug(usto) patri patriae Parthico Arabico et Parthico Adiabenico pontific(i) maximo tribunic(ia) potest(ate) XI imp(eratori) XI, co(n)s(uli) III proco(n)s(uli) et imp(eratori) Caes(ari) M(arco) Aurelio L(ucii) fil(io) Antonino Aug(usto) Pio Felici tribunic(ia) potest(ate) VI co(n)s(uli) proco(n)s(uli) (p(atri) p(atriae) optimis fortissimisque principibus) ob rem publicam restitutam imperiumque populi Romani propagatum insignibus virtutibus eorum domi forisque S(enatus) P(opulus) Q(ue) R(omanus).

Septimius Severus, Lucius Caesar the son of Pertinax the Emperor Marcus, the emperor Augustus Pius, Father of his Country 11 power of the tribunes of the Parthians, Parthian Adiabenico Arabic, and 3 and an imperial proconsul Marcus Licinius the Pontifex Maximus, the consul Aurelius Antoninus Augustus Pius Felix , the son of the consul of the proconsul to control and power of the tribunes of the people of the state to establish the vI the insignia of the Roman senate and people of the increase of the powers of the Romans, at home and abroad.

Императору Цезарю Луцию Септимию Северу, сыну Марка, Пию, Пертинаксу, Августу, Oтцу отечества, Парфянскому, Аравийскому и Адиабенскому Парфянскому, Великому Понтифику, одиннадцать раз ставшему народным трибуном, провозглашенному в одиннадцатый раз Императором, трижды консулу, проконсулу и Императору Цезарю Марку Аврелию Антонину, сыну Луция, Августу, Пию, Феликсу, шесть раз ставшему народным трибуном, консулу, проконсулу, Oтцу отечества, наилучшим и наимогущественным властителям за спасение государства и расширение владения римского народа, и за их выдающиеся заслуги на родине и вне ее — сенат и римский народ.

На четвертой строчке видны следы исправлений: некоторые отверстия, предназначенные для крепления бронзовых букв, не соответствуют существующей надписи. Слова OPTIMIS FORTISSIMISQUE PRINCIPIBUS заменили первоначальные слова P. Septimio Getae nob. Caesari, которые посвящались второму сыну Септимия Севера — Гете, убитому братом после смерти отца, и чье имя впоследстии было стерто со всех публичных сооружений. Damnatio memoriae проклятие памяти — особая форма посмертного наказания, применявшаяся в Древнем Риме к государственным преступникам — узурпаторам власти, участникам заговоров, к запятнавшим себя императорам. Любые материальные свидетельства о существовании преступника — статуи, настенные и надгробные надписи, упоминания в законах и летописях — подлежали уничтожению, чтобы стереть память об умершем.

Щелкни, чтобы увеличить
В пазухах свода главного пролёта изображены Виктории с трофеями, у ног которых — олицетворения времен года. Почему шесты в руках богинь такие сучковатые?

Щелкни, чтобы увеличить
Небольшой фриз, изображающий триумф императоров; в действительности после победы над Парфией триумфа не было.
После долгого отсутствия император въехал в столицу в апреле 202 года. Предполагалось, что это будет, конечно же, триумфальный въезд победителя над Парфией. И народ и сенат уговаривали Севера порадовать столицу великолепным зрелищем триумфа, от которого Рим уже почти отвык. Но Север отказался, заявив, что не сможет так долго простоять на колеснице (как это требуется от триумфатора) по причине артрита.

Щелкни, чтобы увеличить
Цоколи колонн с рельефными изображениями римских солдат и пленных парфян.
Щелкни, чтобы увеличить    Щелкни, чтобы увеличить    Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить    Щелкни, чтобы увеличить

Крупнейшими элементами декора арки являются 4 рельефа (размером 3,92 на 4,72 м) с изображением эпизодов войны с Парфией.
Повествование начинается с левого рельефа со стороны Форума и история походов иллюстрирована по направлению слева направо вокруг всей арки. Последовательность рельефов читается снизу вверх.
Щелкни, чтобы увеличить
Левая панель со стороны Форума.

Слева — adlocutio, обращение императора к армии; справа — освобождение города Нисибис, осажденного парфянами.
Битва.
Римские войска покидают лагерь (Карры или Зевгма).


Щелкни, чтобы увеличить
Правая панель со стороны Форума.
Справа — военный совет императора в укрепленном военном лагере; слева — император руководит продолжением военной кампании.
Справа — завоевание Осроены и подчинение короля Абгара Септимию Северу; слева — adlocutio, обращение Септимия Севера к войску.
Римские войска атакуют и штурмуют с помощью военных машин Эдессу.



Щелкни, чтобы увеличить
Левая панель со стороны Капитолия.

Сдача Селевкии и подчинение парфян императору.
Атака города Селевкии на Тигре и бегство парфян.


Щелкни, чтобы увеличить
Правая панель со стороны Капитолия.
Торжественная речь императора перед Ктесифоном.
Атака с помощью военных машин и сдача города Ктесифон.


Стиль этих рельефов очень похож на стиль колонны Аврелия и других декоративных колонн. Но изображения сцен на нескольких уровнях не является только декоративной характеристикой колонн: это типичная декорация, которая использовалась со второй половины периода республики для всех триумфальных изображений, предназначенных прославлять подвиги победоносных полководцев. Известно также, что Септимий Север отправлял с восточных территорий предметы живописи и искусства, которые могли служить примерами для арочных скульптур.
Щелкни, чтобы увеличить Щелкни, чтобы увеличить
Панели со стороны Форума.
  Панель на арке плохо сохранилась.
Копия панели в Музее римской цивилизации Museo della Civilta Romana.
Осадная башня с тараном видна в левом нижнем углу.
Щелкни, чтобы увеличить Щелкни, чтобы увеличить
Панели со стороны Капитолия.

В художественном отношении арка Септимия Севера из-за перегруженности украшениями, нарушающими тектоническую ясность, уступает аркам Aвrycтa и Тита. Техническое исполнение рельефов имеет ремесленный характер, фигуры на них лишены выражения, безжизненны.
Уже самый выбор места для арки на повороте и на подъеме дороги вряд ли можно считать удачным. Немотивированными, с точки зрения назначения арки как проходных ворот, представляются и указанные поперечные проходы. Длинная нераскрепованная горизонталь аттика несколько диссонирует с вертикалями колонн и с раскреповками основного массива.
Раскреповка – небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента, карниза (участок над колонной); применяется для членения или пластического обогащения фасада.
Диссонирует и гладкость аттика со скульптурным обилием средней части. Боковые пролеты чрезмерно вытянуты по вертикали и не вполне гармонируют по своим пропорциям со средним пролетом, что, однако, является результатом значительного понижения уровня мостовой Форума, вероятно, в середине IV века. Отсутствие ясного и выразительного художественного единства чувствуется и в украшающем арку ордере.
Щелкни, чтобы увеличить
Капители с выпрямленным по горизонтали верхом волют несколько суховаты, по сравнению с лучшими образцами композитного ордера, например, с капителями арки Тита; трехчастное членение антаблемента утеряло свою отчетливость благодаря переходным профилям от фриза к архитраву и к карнизу, а также вследствие уменьшения высоты фриза и сближения его по размерам с верхней фасцией архитрава. Изобразительные рельефы арки не отличаются большими достоинствами ни по своей композиции, ни по мастерству выполнения. Своей известностью и исторической ролью арка Септимия Севера обязана не ее индивидуальным чертам, а общим формам этого типа декоративных сооружений и хорошей сохранности.

Септимий Север, первый из т.н. солдатских императоров, который попытался преодолеть внутриполитический кризис Римской империи путем установления открытой военной монархии.
В 193 году преторианцы убили императора Пертинакса, после чего устроили торги: они обещали отдать императорский трон тому, кто больше заплатит. Торги выиграл Дидий Юлиан, предложив по 25000 сестерций каждому преторианцу. После этого он был провозглашён императором, хотя чернь проклинала цезаря и продажных гвардейцев. Вскоре известные римские полководцы Септимий Север (командущий придунайскими легионами), Песценний Нигер (в Сирии) и Клодий Септимий Альбин (Британия) объявили себя императорами.
Когда войска Септимия Севера, ближайшие к Риму, подошли к городу Север объявил, что простит преторианцам убийство Пертинакса, если они выдадут главных его виновников и покинут Дидия Юлиана. Ленивые, испорченные городской роскошью, совершенно не желавшие воевать преторианцы предали императора. Дидий Юлиан был низложен сенатом и казнён, а Север провозглашен императором.
Хитрый Север, заключив союз с Альбином, отправился на Восток против Нигера и парфян. Север старался оставить и Нигеру надежду на возможность примирения. Жена и дети Нигера находились в Риме, потому что Коммод задерживал в столице семейства правителей провинций, чтобы эти заложники обеспечивали ему верность их. Север осыпал любезностями жену и детей Нигера, держал себя с ними будто с родными, продолжал делать так даже и в то время, когда уже сражался с Нигером. Сирийские легионы были побеждены в нескольких сражениях на Геллеспонте. После поражения при Иссе Песценний Нигер был настигнут гнавшимися за ним победителями и убит. Тогда Септимий Север отбросил притворство, велел убить жену и детей погибшего соперника. В боях против парфян Септимий Север захватил в 195 г. Адиабену и Осроэну, в 197—199 гг. — Месопотамию.
Затем Север расправился с Альбином. В битве при Лугдунуме (Лионе) в феврале 197 года Север со 100-тысячной армией наголову разбил своего противника и стал единоличным правителем. В 198 году н.э. Семптилий Север объявляет старшего сына, Каракаллу - соправителем, а младшего, Гету - цезарем.
Но, как только Септимий увел главную массу войска с Востока для войны против Клодия Альбина на Западе, парфяне подступили к Нисибису. Префект Лет, командовавший войсками в ней, оборонялся храбро и отбил парфян. Победив Альбина, Септимий Север возвратился на Восток. Его сопровождал бежавший к римлянам брат парфянского царя Вологаза ІV. Часть войска и обоз Север послал вниз по Евфрату на лодках, которые построил в верховьях реки, a сам с главными силами пошел берегом, взял Ктесифон, новую столицу парфян, построенную из развалин Вавилона и Селевкии. В руки победителя попали огромные сокровища
Септимий велел расчистить царский канал, соединявший Евфрат с Тигром и занесенный песком. Сделав его судоходным, он перевел свою флотилию из Евфрата в Тигр и пошел обратно в Нисибис берегом Тигра, потому, что на берегах Евфрата уже не было ни хлеба, ни травы, ни топлива. На пути в Нисибис Север осадил богатый город Гатру, стоявший на скале среди пустыни и сильно укрепленный. Взять эту крепость было трудно, как уже испытали римляне при Траяне; но она была центром караванной торговли, в ней находилось много товара. Это возбудило алчность воинов Септимия. Царь её был на стороне Песценния Нигера, и Север хотел отмстить ему. Но все попытки взять город штурмом оказались безуспешными. Император вернулся к городу Низибису. По весне 199 года римские войска опять подошли к стенам Гатры, которая по-прежнему была полна решимости защищаться до последнего. Осадными машинами руководил знаменитый защитник Византия Приск, которого пощадил Север после взятия Византия. Осадные работы подвинулись настолько, что можно было сделать приступ и крепость была бы взята, но Север в решительную минуту остановил приступ, не желая, чтобы сокровища, находившиеся в храме Солнца, были разграблены воинами, и надеясь, что жители добровольно покорятся. Он ошибся. На следующий день император возобновил приступ; тут европейские войска отказались сражаться, азиатские пошли, но были отбиты. Римские войска были очень недовольны. Отлично вышколенные легионеры умели показать себя в открытом бою, им не было равных в мире, но они привыкли воевать в других условиях, в том числе и климатических. Сражающиеся в армии Севера солдаты из африканских и других провинций вовсе ни на что не годились, только и думая, куда бы сбежать. И когда во время одного из штурмов римским легионерам удалось сделать пролом в стене, их центурион крикнул императору: «Дай мне пятьсот добрых солдат, и я захвачу город!» Цезарь грустно ответил ему: «А скажешь, откуда я должен их взять?» Так, после двадцати дней осады римляне опять отступили от Гатры.
Несмотря на эту неудачу, вся военная кампания была, несомненно, успешной для римлян. Парфию разгромили, обе ее столицы захватили, из занятых земель северной и средней Месопотамии сделали новую провинцию, защиту которой поручили трем созданным легионам, назвав их парфянскими.
По окончании этой тяжелой кампании цезарь оставался на Востоке еще два года. Вместе с женой и обоими сыновьями он путешествовал по Сирии, Палестине и Египту, везде по дороге инспектируя города, знакомясь с обстановкой этих регионов, решал возникавшие там проблемы и выдавал указы и распоряжения. В столицу империи он въехал в апреле 202 года. Предполагалось, что после такого долгого отсутствия это будет, конечно же, триумфальный въезд победителя над Парфией. И народ и сенат уговаривали Севера порадовать столицу великолепным зрелищем триумфа, от которого Рим уже почти отвык. Но Север отказался, заявив, что не сможет так долго простоять на колеснице (как это требуется от триумфатора) по причине артрита.

Власть императора распространилась на все области, власть сената была еще более ослаблена, многочисленные сторонники врагов императора казнены, а их имущество конфисковано. Для укрепления административного аппарата император выдвигал всадников и представителей провинциальной муниципальной аристократии. Политически опасная гвардия преторианцев, свергшая Пертинакса, была распущена и воссоздана вновь из иллирийских войсковых частей. Солдаты как основная опора императора получили еще большие привилегии. Например, им был облегчен путь в сословие всадников. Италия частично потеряла свои преимущества, и ее положение было приближено к положению провинции.