niistali@yandex.ru Телефон: (495) 485-14-47
 
ГЛАВНАЯ
ГЛАВНАЯ страница
поездки 2008 по Австрии, Италии, Германии
Полезные советы
ГОРОДА И ЛЮДИ
  МОСКВА, ПОЛЬША.
17-18 мая
  ВЕНА.
19 мая

  ВЕРОНА.
20 мая
  ПИЗА, ФЛОРЕНЦИЯ.
21 мая
  РИМ.
22 мая
  РИМ.
23 мая
  НЕАПОЛЬ, ПОМПЕИ, КАПРИ.
23 мая
  РИМ, ВАТИКАН.
24 мая
  АССИЗИ, САН-МАРИНО.
25 мая
  ВЕНЕЦИЯ.
26 мая
  ЗАЛЬЦБУРГ, МЮНХЕН.
27 мая
  НЮРНБЕРГ, ДРЕЗДЕН.
28 мая
  ВРОЦЛАВ, МОСКВА.
29-30 мая

 

Поездка сотрудников института по городам Австрии, Италии, Германии в мае 2008 года

РИМ, 23 мая
Одиночное путешествие


Площадь Республики. Фонтан наяд и термы Диоклетиана (305 г. н. э.).

Прекрасно сохранившиеся своды античного тепидария — зала теплых ванн — вдохновили Микеланджело использовать часть терм Диоклетиана в проекте церкви Санта Мария дельи Анджели (Santa Maria degli Angeli), где позднее разместились монахи-картезианцы.

Здесь особенно впечатляет уложенная в 1702 г. в пол поперечного нефа церкви (91 м в длину) латунная полоса, называемая Линеа Клементина (Linea Clementina). Она указывает положение римского меридиана.


Храм Санта Мария Маджоре.

Самая популярная из четырех римских патриарших церквей. Храм Санта Мария Маджоре был основан, как гласит легенда, 4 августа, когда папе Либерию (352—366) во сне явилась Богоматерь и повелела возвести церковь на том самом месте, где на следующий день выпадет снег. До сего дня в церкви Санта Мария Маджоре 5 августа отмечают Праздник Девы Марии Снежной — белые лепестки цветов падают вниз из-под купола собора. Построенная в 1377 г. колокольня церкви считается самой высокой в городе.
Предметом особого поклонения римлян являются хранимые в соборе остатки яслей младенца Иисуса. Поэтому во время рождественских праздников посещение церкви Санта Мария Маджоре многие семьи рассматривают как свою прямую обязанность.


Очередь за билетами на концерт Мадонны.

Две «сестринские» церкви - Санта Пуденциана (Santa Pudenziana) и Санта Прасседе (Santa Prassede), посвященные дочерям сенатора Пуденции и Прасседе, - маленькие жемчужины римско-византийского церковного зодчества, которые восходят к IV в., т. е. ко времени Константиновых преобразований. Церковь Санта Пуденциана стоит на остатках стен дворца того самого сенатора Пуденса, у которого на долгое время нашел приют апостол Павел (чудесные мозаики в апсиде, приписываемые греческим мастерам). Церковь Санта Прасседе с капеллой Сан Зеноне представляет собой наивысший древнеримский этап развития византийского мозаичного искусства. Под сводом купола капеллы со времен четвертого крестового похода 1222—1223 гг. в качестве реликвии хранится колонна флагеллантов (самобичующихся). Согласно легенде, эта колонна была местом истязания Христа. Мозаики в этой надгробной капелле заказал в 822 г. папа Пасхалий I, возводивший ее как памятник своей матери Теодоре.
Что такое четвертый крестовый поход и как в Италию попали реликвии из Константинополя надо знать. Короче говоря, рыцари и венецианцы во время крестового похода не пошли защищать Гроб Господен от неверных, а разграбили Константинополь, разворовав там все, что можно было утащить. А что не могли утащить, а могли уничтожить - уничтожили.


Очередные развалины на очередном холме. Но звучит-то как: холм Эсквилин!


Базилика Сан Джованни ин Латерано (San Giovanni in Laterano).

Это одна из четырех патриарших церквей Рима и к тому же до нынешнего дня - римская епископская церковь папы. Пятинефную базилику, возведенную на конфискованном во времена Нерона земельном владении древнеримской аристократической семьи Латерани, с 314 г. величают титулом «глава и мать всех церквей». На протяжении веков церковь Сан Джованни была главным папским собором, а соседний Латеранский дворец был резиденцией папы и местом проведения Соборов Католической церкви. Впервые в эпоху поздней античности была построена церковь с поперечным нефом и тем самым создан как бы контур креста.
Именно этот накренившийся дворец поддержал плечом Св. Франциск Ассизский во сне папы Иннокентия III.


Развалины на Палатинском холме.
Колонка с питьевой водой. Вода льется беспрерывно.


Санта Мария ин Домника (Santa Maria in Domnica)

Церковь начала IX в. (папа Пасхалий I), стоящая на более древней молельне. Предполагают, что под ней находятся остатки похожего на дворец сооружения, ведь холм Целий (Monte Celio) в античные времена был, как и Палатин, излюбленным местом проживания римской аристократии. Деньги на небольшой фонтан «Navicella» («Кораблик») перед церковью пожертвовал папа из дома Медичи — Лев X.
Непривычно, что многие церкви примерно с часу до трех закрыты на обед.


Остатки акведука.


Санти Джованни э Паоло (Santi Giovannie e Paolo).

Благодаря епископу Нью-Йорка Спелману эта базилика, возведенная около 400 г. н. э., в начале 1950-х гг. была отреставрирована в соответствии с первоначальным замыслом. Римские молодожены очень полюбили этот храм как место совершения обряда венчания.
Если верхняя церковь несет на себе преимущественно черты стиля барокко, то нижняя церковь представляет собой своеобразное смешение античного римского дворца, раннехристианского жилища и средневековой молельни.


Дар правительства Индии городу Риму.


Большой цирк (Circo Massimo) и развалины Палатинских дворцов.

Трибуны вокруг большой круглой арены вмещали некогда 385 тыс. зрителей, следивших за состязаниями колесниц, битвами гладиаторов и публичными казнями. Ныне же Большой цирк, где, как говорят, произошло легендарное похищение сабинянок, - пустынное место.
Народ на лавочках не сидит по одной причине - лавочки выполнены из мрамора и сидеть на них неприятно. Вначале надо что-нибудь положить на лавочку - кофту, путеводитель, а лишь потом сесть.


Пришлось ловить момент, когда отойдет очередной турист,
фотографирующейся с рукой, вложенной в "Уста истины".
И опять фильм "Римские каникулы".

Установленные в вестибюле церкви Санта Мария ин Космедин (Santa Maria in Cosmedin, VI в.) «Уста истины» («Bocca della Verita») служили, если верить одной из легенд, своего рода декоративным запором или водным источником в древнеримских термах. Согласно легенде, с их помощью всегда можно было уличить неверного или клятвопреступника: если солгавший вкладывал свою руку в каменное отверстие, оно сжималось и мертвой хваткой держало руку лжеца. Искусствоведы доказали, что в изваянном в IV в. до н.э. мраморном круге диаметром 1,66 м изображен италийский бог Фавн.

Щелкни, чтобы увеличить
Схема вышеописанного пешеходного маршрута. Далее автобусом

Как и во многих городах мира в Риме существует очень удобное средство для осмотра достопримечательностей - обзорные экскурсионные автобусы с кольцевым маршрутом. Начинаются маршруты с площади около Центрального вокзала, метро Termini. Сесть можно на любой остановке на маршруте. Платите внутри автобуса и получаете пакетик с наушниками и билет, позволяющий вам ездить на этом маршруте в течение 24, 48 или 72 часов, в зависимости от стоимости. На стенке рядом с сидением находится гнездо, куда надо эти наушники подключить, и кнопка для выбора языка. В 110 маршруте есть русский канал. На любой остановке можно выйти, походить по городу, а потом снова сесть в следующий автобус. В автобусе стоит контейнер, куда можно выкинуть использованные наушники.


Автобус 110-го маршрута. Можно посмотреть все основные достопримечательности.


Автобус Roma Cristiana - "Христианский Рим", две линии. Маршрут короче, чем у 110.
Стоимость билета 13 евро на 24 часа. Интервал - 40 минут.

Линия А, "Христианский Рим"

  1. San Pietro in Vaticano Собор Св. Петра в Ватикане. Подробнее о соборе
  2. Castel Sant’Angelo, замок Св. Ангела был построен как мавзолей по приказу императора Адриана для последнего пристанища бренного тела и своей «столь любившей пошутить и предаться нежностям души». Свое теперешнее наименование замок получил в 590 г. н.э., когда во время эпидемии чумы папе Григорию I Великому в этом оборонительном бастионе на Тибре явился ангел и предсказал окончание эпидемии. Чума ушла, а замок Св. Ангела с той поры стал папской крепостью, а также тюрьмой и казармой.
  3. Ss. Ambrogio e Carlo al Corso.
  4. Santa Maria del Popolo Церковь Санта Мария дель Пополо. Впервые упоминается в 1099 г. Своим более поздним роскошным барочным оформлением она обязана архитектору Бернини. Здесь похоронены многие римские папы.
  5. Museo e Galleria Borghese Музей «Галерея Боргезе». «Парк музеев» так называют парк виллы Боргезе. Лишь в 1901 г. этот самый красивый зеленый уголок Рима перешел из владений итальянского королевского дома в городскую собственность. Однако еще кардинал Сципионе Боргезе, позднее ставший папой, позаботился в начале XVII в. о том, чтобы прилично одетые римляне и римлянки получили доступ в его частное владение. Главным объектом всеобщего интереса является "Галерея Боргезе». И хотя Наполеон принудил семейство Боргезе продать более 200 картин, которые теперь хранятся в Лувре, художественный фонд этой аристократической династии и по сей день считается «королем» всех известных в мире частных собраний.
  6. Trinita’ dei Monti Церковь Санта Тринита деи Монти (около Испанской лестницы).
  7. Ss. Vincenzo e Anastasio.
  8. Santa Maria degli Angeli. Санта Мария дельи Анджели. Творенье Микеланджело на площаде Республики.
  9. Termini Station Центральный вокзал.
  10. Santa Maria Maggiore Храм Санта Мария Маджоре.
  11. Ss. Marcellino e Pietro.
  12. S. Clemente al Celio.
  13. San Pietro in Vincoli Церковь Сан Пьетро ин Винколи. Начало строительства предположительно со II в., документировано с 439 г. Главной достопримечательностью церкви является статуя "Моисея" (1513-1516) работы Микеланджело. Она была задумана как основной элемент гробницы папы Юлия II. Микеланджело назвал «трагедией своей жизни» проблемы, связанные с созданием этого помпезного надгробия Юлию, воинственному рыцарю в папской сутане. Как пишут летописцы, в приступе ярости художник, стремившийся достичь совершенства в своей работе, вскричал, обращаясь к почти готовому творению: «Почему ты не говоришь?» - и в гневе ударил по правому колену статуи молотком, оставив на нем «шрам».
  14. SS. Cosma e Damiano.
  15. Santa Sabina all'Aventino.
  16. Santa Maria in Cosmedin, Санта Мария ин Космедин. "Уста истины".
  17. San Marco Базилика Сан Марко.
  18. Santa Maria ad Martyres – Pantheon, Пантеон.
  19. Chiesa nuova.


Метро. Это старые вагоны. Новые вагоны еще чистые.


Станции метро угнетают: голая функциональность и неуютность.

На единственном переходе с линии на линию служащие проверяли билеты. На выходе из метро билеты тоже могут проверяться. Билеты на метро одновременно являются и билетами на городские автобусы. Срок действия билета при поездках на автобусе - 75 минут. Сел в первый раз в автобус, прокомпостировал билет и в течение 75 минут езди себе на здоровье на разных маршрутах. Правило 75 минут на метро не распространяется. Зашел в метро, вышел - билет выкинул.
Что в метро удобно, так это табло, показывающее сколько осталось времени до прибытия поезда. Говорят, интервал может достигать 20 минут. Но мы больше 5 минут ни разу не ждали.