SPQR — Senatus Populus Que Romanus (Сенат и люди Рима)
|
Все дороги ведут в Рим,
А в Риме - к проституткам.
О средневековом Риме.
|
Гостиница La Brocca.
Первый день в Риме начался с того, что наш автобус довез нас до конечной станции метро Rebibbia. Каждому раздали по два билета на метро,
мы прошли через турникеты и через 20 минут доехали по синей линии B до станции Colosseo, что совсем рядом с Колизеем.
От метро началась обзорная экскурсия по городу. Гид Диана повела группу к арке Константина.
По дороге на нас напали римские легионеры с предложениями
сфотографироваться с ними. По словам гида обычно они запрашивают по одному евро, с японцев требуют пять евро, а у нас просили два евро, причем на русском языке.
Около арки продавец сувениров так громко и нахально предлагал свои товары, что перекрикивал гида. Судя по повышенному тону Дианы, она с ним поругалась.
В Риме сейчас начали строить третью линию метро С. Перед началом римские строители обычно возносят молитвы, чтобы не найти какие-нибудь древние руины.
Линии С не повезло, что-то там нашли и теперь новое правительство должно принять решение: можно уничтожить фундаменты древних домов и продолжить строительство или нет.
Триумфальная арка Константина. Подробнее об арке
Колизей. Подробнее о Колизее.
Отверстия в стенах Колизея это не следствие разрушения камня от времени. Это в средние века из стен выковыряли железные связи, скрепляющие кладку.
Крест, установленный в память о мученической смерти первых христиан.
Не доказано, что в Колизее происходило глумление на первыми христианами. Вероятнее, что массовые казни проводились в Большом цирке.
Мы стоим там, где когда-то сидел император. На переднем плане шарфик, привязанный к антенне, - это демаскирующий признак, по которому мы определяли
местоположение нашего гида Дианы.
Реконструированный участок, позволяющий представить как выглядел Колизей.
Карты Древнего Рима на стене базилики Максенция:
от крошечной точки в 753 году до н.э. до огромной империи при Траяне в 117 г. н.э.
Карты установлены при Муссолини для прославления фашистской Италии как наследницы Древнего Рима. Пятая карта с изображением новой империи снята в конце войны. Подробнее смотри о базилике Максенция.
Via del Fori Imperiali улица Императорских форумов — единственная улица нормальной ширины в центре Рима.
Улица проложена по приказу Муссолини к 10-летнему юбилею прихода дуче к власти (после похода на Рим в 1922 году король назначил Муссолини премьер-министром). На итальянцев произвело сильного впечатление то, что Муссолини заставил поезда ходить строго по расписанию и распорядился позаботиться о чистоте улиц.
По улице мы идем от Колизея к Капитолию. В этот момент ведется сборка трибун, так как 2 июня здесь пройдет парад в честь "Дня Республики".
День Республики в Италии был провозглашен 2 июня 1946 года после общенационального референдума по вопросу о форме государственного устройства страны. Тогда большинство итальянцев высказались за республику и ликвидацию монархии.
С этого дня Италия перешла на республиканский строй правления.
Императорские форумы практически не сохранились. Исключение — колонна Траяна. Подробнее о колонне.
Первоначальное название улицы Императорских форумов — Via dell'Impero Императорская улица, так как Муссолини претендовал на создание новой римской и фашистской империи. При строительстве улицы посносили много чего, в том числе снесли почти все (более 80%) того, что было раскопано на форумах Нервы и Траяна.
Вид на улицу Императорских форумов с памятника Виктору Эммануилу II (Витториано).
Чтобы проложить улицу был частично срыт холм Велия (пологая седловина, соединяющая северный склон римского холма Палатина с холмом Эсквилином). Стену вдоль улицы для укрепления склона выстроил Антонио Муньоз Antonio Munoz, главный инспектор по вопросам античности и изящных искусств региона Лацио, тот самый археолог и искусствовед, кто освобождал по требованию Муссолини от "посредственных" (средневековых, ренессансных, барочных) наслоений весь древний Рим.
В 1934 году по инициативе Муссолини вдоль улицы были установлены статуи императоров, чьи форумы лежат по её сторонам и под ней. На пьедестале каждой статуи внизу написано ANNO XI (либо X) A FASCIBVS RENOVATIS Обновлён фашистами в XI году (фашистской эры). Поскольку Муссолини не знал, что Храм мира 70 г. н.э. стоял на форуме Веспасиана, то статуя Веспасиана не была установлена.
Статуя императора Нерва (копия) на форуме Нервы.
SPQR IMP CAESARI NERVAE AVG
SPQR – Senatus Populus Que Romanus (Сенат и люди Рима).
IMP – IMPERATOR. Главнокомандующий. Обычно римский император брал этот титул в момент прихода к власти и затем обновлял его после каждой более или менее значительной победы. В таком случае число после IMP показывало, сколько раз этот титул присуждался.
CAES, CAE, C – CAESARI. Фамильное имя первых императоров, восходящее к Юлию Цезарю. В скором времени это имя стало императорским титулом. В случае употребления на монетах этой надписи без других титулов или аббревиатурой 'Noble' (NC, NOB C, NOB CAES и др.), Caesar означал юношу, обычно сына или первого наследника императора.
AVG – AVGVSTVS. Сенат и народ Рима даровали этот титул Октавиану – императору Августу – в 27 году до н.э. в знак признания его заслуг перед государством. Этот эпитет означает "уважаемый", "достойный почтения". Титул Август обычно обозначал римского императора в современном смысле этого слова. Долгое время императоры одновременно были и Августами, и Цезарями, но затем титул Цезарь либо не употреблялся, либо его носили младшие члены императорской фамилии.
|
|
|
Гай Юлий Цезарь.
|
Траян, приемный сын Нервы.
|
Август.
|
DICT PERPETVO Dictator perpetuo – бессрочный диктатор. Диктатор – чрезвычайное должностное лицо (магистрат) в период Республики (V — 2-я половина I века до н. э.), назначавшееся консулами по решению сената максимум на 6 месяцев при крайней опасности (внутренних неурядицах, военной опасности и т. д.), когда признавалось необходимым передать власть в руки одного лица.
PP – PATER PATRIAE. Отец Отечества. Титул, данный в 63 г. до н.э. Цицерону, "спасшему" Рим от заговора Катилины. Во 2 г. до н.э. Август получил этот титул от Сената и всего народа Рима. Он принял его, как знак своих заслуг за все время правления. Титул присваивался далеко не на первом году правления. Титул принимался большинством римских императоров, но обычно не в начале правления. Обычно император принимал этот титул только после окончательного утверждения своей власти. Многие императоры считали его наиболее почетным.
OPTIMO PRINCIPI лучшему принцепсу. Принцепс princeps — первый в списке древнеримских сенаторов, обычно старейший из бывших цензоров. В эпоху республики принцепс не имел особых полномочий и прав, кроме почётного права первым высказывать своё мнение в сенате по запросу консулов. Тем не менее некоторые принцепсы сената пользовались большим авторитетом и нередко оказывали сильное влияние на политику. В период Империи, начиная с Октавиана Августа, титул «Принцепс сената» обозначал носителя единоличной власти — императора.
DIVI F. Divi Filius – сын бога.
Конный карабинер в парадной форме на перекуре. Хорошо видны шпоры.
Карабинеры Arma dei carabinieri (отряд национальной военной полиции), как один из родов войск в составе вооруженных сил Италии, принимают участие в параде в честь "Дня Республики". Карабинеры осуществляют как охрану правопорядка среди гражданского населения, так и функцию военной полиции.
Оригинальные указатели улиц – невысокие светло-серые колонны с названием улицы. Одна колонна хорошо видна слева, вторая – около угла ограды на фоне белого пикапчика.
Муссолиниевское название «Императорская улица» срублено и высечено новое – «Улица Императорских форумов».
Надпись на оборотной стороне колонны рядом с Колизеем: «В царствование Виктора-Эммануила III глава правительства Бенито Муссолини и губернатор Бонкомпаньи открыли улицу Империи к 10-летию фашистской эры. 28 октября 1932 года.» http://mlle-anais.livejournal.com/206429.html.
По узкой наклонной улочке и лестнице поднялись на Капитолийскую площадь и спустились к смотровой площадке, откуда мы рассмотрели развалины римского форума.
А между прочим площадка эта располагается рядом с Тарпейской скалой - отвесном утёсе с западной стороны Капитолийского холма, с которого сбрасывали осуждённых на смерть государственных преступников. Согласно преданию, название произошло от имени Луция Тарпея, сброшенного с этого утёса за оппозицию царю Ромулу. По древней версии, — от имени дочери начальника Капитолийской крепости Спурия Тарпея — предательницы Тарпейи. Когда сабиняне, у которых римляне похитили дочерей, пошли на Рим войной, весталка Тарпея предательски открыла им городские ворота. Сабинские воины носили на левом запястье золотые браслеты; Тарпея опрометчиво попросила в награду за помощь «то, что у вас на левой руке». Она не подумала о том, что предателей никто не любит и что у каждого сабинянина в левой руке — тяжелый щит. Воины забросали Тарпею своими щитами. Предательница была похоронена на скале, получившей ее имя, и с тех пор римляне сбрасывали оттуда изменников государства и прочих особо опасных преступников. Казнь на Тарпейской скале была хуже смерти, потому что влекла за собой вечный позор.
Душераздирающее зрелище — Римский форум. Подробнее о форуме.
Это даже не руины, это стремящиеся к нулю осколки былого. Представить себе как выглядел Древний Рим по этим жалким остатками
совершенно невозможно. Только и остается сознавать, что этим обломкам две тысячи лет с гаком.
Карта Древнего Рима.
Вдали — триумфальная арка Тита. Подробнее об арке.
Триумфальная арка Септимия Севера на форуме. Подробнее об арке.
Холм Капитолий. Проект площади Микеланджело — во!
Римские экскурсоводы шутят: если не помнишь, кто построил здание, говори «Микеланджело», и в половине случаев не ошибешься. Когда будете уезжать из Москвы в Питер по железной дороге рассмотрите внимательно здание Ленинградского вокзала, архитектор К.А. Тон. И вспомните Капитолий в Риме.
http://tourvirtuale.museicapitolini.org/#en — виртуальный тур по залам Капитолийских музеев на официальном сайте музеев.
Лестница Кордоната — пологая лестница, ведущая на Капитолий правее той, что поднимается к Санта-Мария-ин-Арачелли. Она была спроектирована великим Микеланджело. Ее название происходит от итальянского слова «кордони» — полоса, граница. Пологий подъем лестницы на всем ее протяжении подчеркнут полосами, выложенными из камня. Огромные марши создают ощущение бесконечного подъема, его подчеркивает мерный ритм широких ступеней, величественно и неторопливо ведущих вверх. Кордоната предваряет торжественный ансамбль Капитолийской площади.
Вид на Капитолий с Via dei Teatro di Marcello.
Левее Капитолийских музеев — базилика Санта-Мария-ин-Арачели Santa Maria in Aracoeli — базилика «Девы Марии Жертвенника Небесного», старейшая базилика Рима. В силу своего центрального местоположения играла исключительную роль в жизни средневекового Рима. До IX века на месте базилики был монастырь, державшийся греческого обряда. Нынешний храм был сложен из обломков античных зданий бернардинцами и францисканцами. В благодарность Деве Марии за избавление от Чёрной смерти (пандемия чумы 1346–53 гг.) народный трибун Кола ди Риенцо приказал построить монументальную лестницу из 124 мраморных ступеней, 2 ступени короткие и не доходят до правой стороны; лестницу в 1348 году построил Лоренцо ди Симоне Андреоцци Simone Andreozzi. Часто лестницу называют "Лестницей на небо". В Средние века люди верили, что если поднятьсся по лестнице на коленях, то все твои грехи будут прощены.
Слева под пиниями (красивыми средиземноморскими соснами) располагается многоэтажный древнеримский дом — инсула. Инсула Арачели Insula dell'Ara Coeli – достопримечательность Рима времени империи (2-я четверть 2-го века), уникальный памятник городской архитектуры древнего Рима.
История церкви «Девы Марии Жертвенника Небесного» связана с одной интересной мистической историей, изложенной в "Золотой легенде".
«Золотая легенда» Legenda Aurea — сочинение доминиканца Иакова Ворагинского, епископа Генуи, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г. Книга была необычайно популярна на протяжении всей эпохи Возрождения. По своей популярности в странах Западной Европы ее можно сравнить только с Библией и рыцарскими романами. Первым ее названием было «Легенда о Святых» – «Legenda Sanctorum». Через некоторое время в народной традиции превратилось в «Legenda Aurea», то есть «Золотая», получив это прозвание за свои высокие достоинства. В Средние века слово «легенда» понималось в прямом значении латинского слова – «то, что следует прочесть» и указывало на собрание душеполезных текстов, которые надлежало читать в церкви в соответствующие дни литургического календаря, а также использовать для подготовки проповедей. Книга имела второе заглавие: «Ломбардская история» – «Historia Lombardica». Создатель книги Иаков Ворагинский происходил из Ломбардии. В заключение своего труда он поместил небольшую историческую хронику, открывавшуюся рассказом о завоевании Италии лангобардами. В конце многих рукописей, как правило, было указано: «Здесь заканчивается история Ломбардии». Под этим названием – «Ломбардская история» – книгу знали в Москве XVII века: сохранилось упоминание о том, что «Ломбардская история» входила в число книг из библиотеки прославленного петровского сподвижника Патрика Гордона, которые в 1698 году генерал Гордон подарил католическому храму в Немецкой слободе.
«Золотая легенда» — это богословие, относительно доступное для большинства верующих. Многообразные сведения, собранные в «Золотой легенде», использовались в доминиканских школах при подготовке проповедников.
Когда Римом правил император Август, а царем иудейским был Ирод, сенаторы великого города придумали построить первый храм не в честь языческого бога, а в честь своего великого Императора. Август, прежде чем дать свое согласие на постройку храма в честь себя, (пусть великого, но все же, человека, а не бога), — решил испросить благословения у духов, покровительствующих ему. Для этого как-то одной темной ночью император отправился на Капитолийский холм, чтобы принести в жертву двух голубей и услышать, что скажут ему языческие боги. По дороге Августу встретилась Тибуртинская сибилла – старая прорицательница, которой привиделось странное видение с яркой звездой на востоке, стадом овец и пастухами. Эта яркая звезда вела пастухов в небольшой вертеп (загон для скота). Пока сибилла была погружена в это необычайное видение, император решил принести жертву, — взял голубя, но руки его каким-то непонятным образом вдруг ослабели и голубь улетел. Тоже самое произошло и со вторым голубем, обещанным Августом в жертву своим языческим богам. В это время сибилла все глубже погружалась в свое видение, — теперь она ясно видела в яслях вертепа деву с младенцем на руках, от которых исходило нестерпимое для глаз божественное сияние. Сибилла обернулась к Августу, тронула его за плечо и сказала: «Посмотри! Вот Он, истинный Бог, рожденный от Бога, которому вскоре будут поклоняться на холмах Рима!» Так, великий и мудрый император стал, быть может, первым римлянином, удостоенным видеть Святую Деву Марию и Рожденного Христа. После такого откровения храм в честь «себя» император Август строить запретил, но на том месте, где он увидел Истинного Бога, рожденного до Девы Марии, приказал построить алтарь со словами «Жертвенник небесный Перворожденному от Бога».
Мраморная лестница из 124 ступеней,
ведущая к базилике Санта-Мария-ин-Арачели Santa Maria in Aracoeli — базилика «Девы Марии Жертвенника Небесного».
Лестница была заказана народным трибуном Кола ди Риенцо в благодарность Деве Марии за избавление от чумы.
Бронзовая статуя Кола ди Риенцо работы Джироламо Мазини поставлена около лестницы в 1887 году. Цоколь памятника, построенный по проекту архитектора Франческо, щедро украшен лепными деталями и мраморными рельефами. На этом месте народный трибун был убит. Его судьбе посвящена опера Вагнера «Риенци» Rienzi, der Letzte der Tribunen. Полное название — «Риенци, последний трибун». Либретто Рихарда Вагнера по роману Э. Булвер-Литтона «Риенци, последний из римских трибунов». Премьера: Дрезден, 20 октября 1842 года.
К`ола ди Риенцо Cola di Rienzo (наст. имя Никола ди Лоренцо Габрини Gabrini) (1313 - 1354) — итал. политич. деятель. Сын трактирщика и прачки. Риенцо или Риенци это уменьшительный вариант имени его отца Лоренцо, также как Кола — уменьшительное от Никола. Мать Риенцо рано умерла, и он был отправлен в Ананьи, где до 20 лет проживал у родственников, обучаясь латыни и риторике. По возвращении в Рим Риенцо стал нотариусом. Мечтая о возрождении былого величия Рима, обличал в публичных речах бесчинства феод. магнатов. В те времена Рим был городом вооруженных банд, руководимых кланами Колонна и Орсини, между которыми непрерывно происходили стычки. Рим был городом грабежей, убийств, поджогов, изнасилований, мародерств. Риенцо на самом себе испытал результаты этого режима: один дворянин совершенно безнаказанно убил его брата. Знать смеялась над Риенцо. Стало принято приглашать его на обед, чтобы послушать его забавные проповеди и угрозы.
После двух лет подготовки Риенцо предпринял свой «поход на Рим».
Книга поляка Яна Парандовского "ПЕТРАРКА".
Поводом к прямому выступлению стали перебои в снабжении города хлебом. В условиях грозящего голода, стало известно, что в порт Корнето прибыло судно с хлебом для Рима, но влиятельнейший из римских синьоров, знаменитый Стефано Колонна, собрав наиболее близких людей, поехал в Корнето, чтобы захватить этот груз и под охраной доставить в Рим. Вместе с Колонной уехал префект города Джованни ди Вико, его свита и часть вооруженных сил. Опасаясь, что хлеб будет распределен несправедливо, народ начал волноваться.
Момент для выступления оказался удачным. В предпраздничную субботу троицына дня 19 мая 1347 года Кола вместе с другими заговорщиками, в окружении сотни вооруженных единомышленников, которых он уже давно держал наготове, захватил Капитолий, разогнал сенаторскую стражу и чиновников. Оставшиеся в городе синьоры и войска без санкции префекта города (уехавшего в Корнето) не рискнули разогнать заговорщиков. Заиграли трубы, и Кола обратился к народу с призывом на следующий день всем собраться на этом священном холме. Всю ночь он провел в молитвах в своей излюбленной церкви церкви Сант-Анджело-ин-Пескерия Chiesa di S. Angelo in Pescheria церковь Святого ангела на рыбном рынке.
Около 8 часов утра Риенцо двинулись от церкви Сант-Анджело к Капитолийскому дворцу. Рядом с Колой шествовал «господин викарий господина папы» и своим присутствием давал папскую санкцию этому шествию. Одет Риенцо был в рыцарские доспехи, но с непокрытой головой (демонстрация особенной смелости и преданности святому делу, применявшаяся не раз тогдашними рыцарями, иногда даже на поле сражения). Его сопровождало двадцать пять заговорщиков. Впереди несли четыре хоругви. На красном фоне хоругви свободы был изображен Рим в образе словно сошедшей с римской медали величественной богини — она восседала на троне, держа земной шар в одной руке, пальму — в другой; внизу виднелась золотая надпись: "Roma — caput mundi" Рим — глава мира. Хоругвь справедливости изображала на белом фоне святого Павла с мечом и венком, а на хоругви мира был святой Петр с ключами. В конце процессии несли старинную хоругвь с изображением святого Георгия.
Риенци произнес горячую речь, объявляя о «восстановлении старого доброго государственного порядка» Вuono Stato. Кола заявил, что во имя любви к папе и ради благоденствия римского народа он готов подвергнуться любой опасности. Толпа отвечала криками ликования.
Один из участников заговора, Койте, сыну Чекко Манчино, зачитал новые законы: убийцы должны быть казнены; все юридические дела рассмотрены в течение пятнадцати дней; ни один дом не может быть разрушен без разрешения властей; каждый район Рима должен иметь свою гвардию; у берега надо постоянно держать корабль для охраны торгующих купцов; мосты, замки, крепости — все это не баронам, а народу; дороги будут безопасными, потому что всех грабителей переловят; и еще много-много столь же прекрасных правил.
Рим был объявлен народной республикой. Толпа провозгласила Риенцо ректором города. Эту должность он должен был разделить с папским легатом. Прежде чем толпа разошлась, послышались с разных сторон возгласы: чудо! чудо! Над головой нового ректора кружил прилетевший откуда-то голубь. Но Кола ди Риенцо остался недоволен — ему не пришлись по вкусу ни звание ректора города, ни разделение власти. Через несколько дней К. ди Р. провозгласил себя трибуном. Свои послания Кола ди Риенцо начинал словами: "Никколо, суровый и ласковый, трибун свободы, справедливости и мира, освободитель священной Римской республики..." Кола ди Риенцо организовал городскую милицию, усмирил феодалов, подавив их выступления, наладил снабжение Рима, которому угрожал голод, прекратил разбои и убийства, облегчил налоговое бремя. Менее чем через месяц народный трибун написал удивленному папе, что дороги безопасны, что в Риме, наконец, можно спокойно жить.
Пополаны (от итал. popolo — народ) — торгово-ремесленные слои городов Северной и Центральной Италии в XII-XIV веках, объединявшиеся в цехи.
В проведении своих мероприятий К. ди Р. не проявил ни последовательности, ни решительности, а правил единолично, как диктатор. В своих мечтах и надеждах Кола переносил современников в новую эру. Regeneratio, renovatio — возрождение, — впервые это слово было произнесено именно его устами. Но ему не хватало благоразумия, чтобы укротить свою гордость, тщеславие и склонность к театральным эффектам. Риенцо провёл ряд помпезных празднеств, потребовавших больших затрат. Он скакал по Риму, одетый в желтые и зеленые шелка, подбитые горностаем, сжимая в руке стальной скипетр с навершием в виде позолоченного серебряного яблока с заключенным в нем фрагментом Святого Креста. В результате он потерял доверие народа.
В сентябре трибун пригласил всю римскую знать на пиршество в Капитолий. В какой-то беседе Стефано Колонна сказал что-то неодобрительное о роскоши в одежде и о частной жизни трибуна. Кола переменился в лице, стал кричать, что его окружают враги, обвинил всех присутствующих в заговоре и велел отвести в тюрьму. На другой день рано утром под зловещий звон колоколов узников ввели в зал, обитый белым и красным сукном. Многие на коленях умоляли даровать им жизнь. Риенцо спустился со своей трибуны и произнес речь о способности прощать, как одной из главных добродетелей, после чего... пригласил их всех на обед! Они ушли, возненавидев его и поклявшись отомстить. "Зачем он выпустил этих волков из сети?" — возмущался Петрарка, когда ему рассказали об этом.
Тем временем, аристократы собрали войско и двинулись на Рим. 20 ноября состоялась битва у Тибуртинских ворот (сегодня ворота Сан-Лоренцо, по названию базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура, совсем рядом находится Термини Termini — главный вокзал Рима). Горожане победили, скорее благодаря сопутствовавшей им удаче, нежели искусству. Старый Стефано Колонна был убит в битве, погибли и другие члены этого рода. По преданию, прозвище Колонна род получил при Пьетро (1099—1151), относящийся к ветви графов Тускуланских, от колонны Траяна, рядом с которой он жил и владел огромными земельными владениями, в том числе городом Палестриной и мощными замками.
Трусливый Риенцо возомнил себя паладином. Он торжественно освятил свой меч на алтаре церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Папа, оскорбленный таким самомнением, приказал людям оставить его, и соратники трибуна, после того как семь месяцев вынуждены были вести жизнь комедиантов, были склонны сделать это. Кола ди Риенцо предстал на папский суд перед кардиналом Бертраном и сразу же сломался. Его покинула гордость, он стал безвольным, покорным и слабым. Он отрекся от всех своих титулов и званий, отменил декреты и после шести месяцев неограниченной власти 15 декабря 1347 г. тайком бежал из Рима и укрылся в горах. Новость о его отречении распространилась по озадаченному городу — ведь никакого мятежа не было.
В 1353 году Орсини и Колонна поссорились с новым папой Иннокентием VI. Последний решил использовать К. ди Р. в целях восстановления своих прав в Папской области. В то время папский престол находился в Авиньоне, так называемое "Авиньонское пленение пап" — период с 1309 по 1378, когда резиденция глав католической церкви находилась не в Риме. Король Франции Филипп IV Красивый заставил Климента V, француза по национальности, переехать в Авиньон. Авиньонский период в истории папства мало напоминал реальный плен, скорее это было сотрудничество пап с сильными французскими королями. Все папы этого периода были окситанцами. Окситания — название исторической области на юге Франции и небольшой части Испании и Италии. В основном соответствует южной половине Франции.
Окситанский (провансальский) язык относится к романской группе индоевропейских языков, окситано-романская подгруппа. Французский язык относится к романской группе индоевропейской семьи языков, галло-романская подгруппа. Развился из народной латыни и ушёл от неё дальше, чем любой другой романский язык.
1 авг. 1354 с помощью кондотьерских отрядов К. ди Р. вступил в Рим, где горожане, резко недовольные правлением феод. магнатов, приветствовали его как победителя. Теперь он был другим человеком. Он даже сделался храбр. Риенцо-комедиант стал человеком действия. Для борьбы с Колонна и др. магнатами К. ди Р. вынужден был увеличить налоги и в ряде случаев провел конфискацию имущества граждан. Римлянам не нравился этот странный суровый Риенцо, который взимал с них налоги вместо того, чтобы произносить речи. Им хотелось фанфар и шествий; а вместо этого они получили новые налоги на соль и вино, и воинскую повинность.
8 октября 1353 года семейства Колонна и Савелли спровоцировало в Риме беспорядки. Ранним утром вышли две колонны вооруженных людей — одна из района Сан-Анджело и Рипа, другая из района Колонна и Треви. С возгласами "Да здравствует народ!" они двинулись к Капитолию. Здесь, перед дворцом сенатора, возгласы сменились криками: "Смерть предателю! Долой налоги!" В окна посыпались камни, дворец пытались поджечь.
Все приближенные тут же покинули трибуна. Он бежал через пустые залы, не встретив ни единой живой души, наконец схватил хоругвь Рима и вышел на балкон. В него посыпались камни. Кола проиграл последнюю ставку. Если б ему дали возможность говорить, он нашел бы нужные слова, ораторское искусство еще никогда его не подводило, и погасил бы возмущение. Но он успел сделать одно: развернул хоругвь и указал на вышитые золотом буквы S.P.Q.R. Это был последний жест, достойный легенды.
Прячась от камней, Кола ди Риенцо переоделся, вымазал лицо сажей, закутался в плащ пастуха, прикрыв голову подушкой, чтоб уберечься от падающих балок — дворец уже охватило пламя. Связав простыни, он спустился по ним во двор из окна. Риенцо смешался с толпой, присоединившись к крикам: «Смерть предателю!» Неожиданно плащ распахнулся, и засверкали золотые наплечники, которые он забыл срезать. С трибуна сорвали плащ, и вот, в одежде из зеленого бархата и в красных чулках, будто выставленный на посмешище, он попал в руки толпы. Не зная, как с ним быть, его повели к церкви Санта-Марии-ин-Арачели (к лестнице, которую он сам приказал построить по окончании Черной Смерти), но тут кто-то сзади ударил его по голове, и сразу засверкали ножи. Его продырявили, как решето, и тащили за ноги до самой площади Марцелла. Затем бесформенную массу повесили посреди площади. У подножия позорного столба валялся отброшенный чьей-то ногой обрывок хоругви, и в грязи можно было прочесть вышитые золотом буквы: S.P.Q.R.
На третий день евреям велели сложить костер из засохших веток, и на нем сожгли то, что некогда было телом трибуна. Это происходило у подножия мавзолея Августа. Пепел развеяли на все четыре стороны света.
И́нсула Арачели Insula dell'Ara Coeli — развалины многоквартирного многоэтажного жилого дома в Риме 2-я четверти 2-го века. На сегодняшний день эта инсула считается самым хорошо сохранившимся жилым зданием в городе Риме и на территории античной Римской империи. Некоторые примеры такой застройки есть в Помпеях и в Остии, но в Риме капитолийская инсула — единственная. Римляне называли такие дома insula остров, потому что они были изолированы (слово «изолировать» того же происхождения) от остальной городской среды.
Сонькин Виктор. «Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу».
Построена она по плану, типичному для многоквартирных римских домов: снизу магазины, сверху — жилые помещения, причем чем выше — тем хуже становились жилищные условия и тем больше народу, как правило, приходилось на единицу площади. На нижних этажах иногда бывали некоторые санитарные удобства, такие как водопровод и канализация, но в капитолийской инсуле никаких следов подобной роскоши обнаружить не удалось. Получить разрешение на отвод труб для воды в дом было непросто. Поэтому владельцы «доходных инсул» не утруждали себя устройством ванных комнат и туалетов в своих владениях. Еду жители готовили, скорее всего, прямо в комнатах, на переносных горелках. Кварталы, застроенные инсулами, по праву считались самыми пожароопасными в городе, и эпидемии там тоже распространялись быстро и с устрашающими последствиями. Между тем владельцы построек собирали с жильцов арендную плату, и ее вполне хватало на то, чтобы жить на роскошной вилле где-нибудь возле Неаполитанского залива. Иногда семейство хозяев обитало на первом, самом престижном этаже инсулы. Инсула Арачели – была изначально пятиэтажным (возможно, 6-ти этажным) жилым домом. Восстановить удалось лишь четыре этажа, включая мезонин, – то, что было построено из кирпича.
Особенностью римского водоснабжения было то, что вода всегда лилась непрерывным потоком; хотя римляне и были знакомы с конструкцией запорного крана, они никогда не применяли его для водопроводов. Соответственно, в частные дома вода подавалась через фонтаны, бассейны и нимфеи (сооружения, украшавшие источники воды). С большой вероятностью водоснабжение и канализация в Риме имелись только на первых этажах в комфортабельных квартирах. Жильцам верхних этажей приходилось пользоваться банями, покупать воду у водоносов или ходить за ней к ближайшему фонтану или колодцу.
Римляне умели устраивать единые городские системы канализации, и подключали к ним общественные уборные и публичные здания. Однако, инсулы в подавляющем большинстве случаев не были подключены к канализационной сети. Раскопки в Остии показали, что в простых квартирах канализация и туалеты отсутствовали. Даже в инсулах повышенного комфорта лишь в редких случаях имелись туалеты, в основном вблизи лестничной площадки размещался туалет для всех жильцов. Большинство обитателей инсул как в Риме, так и в других городах были вынуждены пользоваться общественными туалетами, ночным горшком или амфорами сукновальщиков, выставленными для сбора мочи на улицах.
В Риме нечистоты выносились на навозные кучи, в выгребные ямы или просто выбрасывались из окон. Ювенал упоминает о несчастных случаях, которые подстерегали прохожего, идущего мимо окон: «сверху летит битая посуда; хорошо, если только выплеснут объёмистую лоханку».
Первый этаж капитолийской инсулы находился примерно на девять метров ниже современной мостовой.
Постройка сохранилась случайно: она была погребена под несколькими церквушками, сменявшими друг друга на этом месте. San Biagio del Mercato церковь Св. Власия Севастийского, что у рынка, cамая ранняя из них, примерно XI века, была встроена прямо в античное здание; небольшая колокольня и фреска, изображающая положение Христа во гроб, сохранились до сих пор. Ее строительство приписывается семье Boccabella. До 15 века у инсулы Арачели находился рынок («меркато»), который потом был перенесен, вероятно, на площадь Навона.
В 1653 году по приказу папы Александра VII церковь Святого Власия было перестроена архитектором Карло Фонтана и освещена в честь Saint Rita of Cascia Святой Риты из города Каши в Умбрии. В ходе масштабных муссолиниевских перестроек в 1931 году церковь разобрали и в 1937-40 гг. перенесли на другое место неподалеку — на Via Montanara Виа Монтанара. Саму же инсулу Арачели обнаружили, когда перестраивали северный склон Капитолия для установки памятника Витторио Эммануила.
Модель инсулы http://betomelo.deviantart.com/art/Roman-Insula-349534301, весьма сомнительная, на мой взгляд. При такой печке гарантировано отравление угарным газом.
Римляне не были знакомы с комнатными печами. Для крупных зданий они применяли центральное отопление тёплым воздухом, при котором воздух подавался в помещение через каналы в полу и стенах. Но так в инсулах можно было отапливать только первый этаж; чтобы протопить таким образом многоэтажное здание, надо было устраивать для размещения каналов чрезмерно толстые стены.
Жаровня из Помпеев, Национальный археологический музей Неаполя.
Жильцы верхних этажей обогревались зимой отопительными жаровнями, похожими на самовары, или бронзовыми или медными жаровнями, на установленной на них решётке также готовилась пища. В квартирах с коридорной системой, возможно, жильцы готовили и употребляли пищу в общей комнате — medianum. Продукты сгорания, при отсутствии дымоходов, попадали непосредственно в жилые комнаты.
Инсула в Остии — дом Дианы.
To be a Roman: Topics in Roman Culture. Авторы: Margaret A. Brucia, Gregory Neil Daugherty.
Дворец страховой компании The Assicurazioni Generali Palace.
Архитектор Giuseppe Sacconi Джузеппе Саккони спроектировал Витториано Il Vittoriano, монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II, и прилегающую площадь Венеции. После смерти архитектора его работу продолжили Gaetano Koch, Manfredo Manfredi и Pio Piacentini. Все здания, обращенные к южной стороне площади, были снесены, кроме старинного дворца Венеции. Для балансировки масс в 1906 году напротив дворца Венеции вместо Palazzo Bolognetti-Torlonia было построено здание очень похожее на Дворец Венеции (http://www.radicidelpresente.it/en/generali-for-schools2/the-history-of-the-palace). Достопримечательностью нового дворца является барельеф крылатого льва, снятый со стены бастиона в Падуи. Palazzo Torlonia построено Карло Фонтана в 1680 году по заказу графа Giovanni Antonio Bigazzini. При Bolognetti дворец был расширен 1756-1763 гг. по проекту Nicola Giansimoni. В 1807 был приобретен Marino Torlonia и стал одним из самых великолепных римских дворцов. Перед разрушением фрески и мебель были проданы или переданы Museo di Roma at Palazzo Braschi. В современном Риме Палаццо Торлония, также известное как Палаццо Жиро, Жиро-Торлония или Кастеллези, — особняк эпохи раннего ренессанса (16-й век) на улице Виа делла Кончилацьоне.
В 1903 компания Assicurazioni Generali of Venice and Trieste купила это место для строительства своего центрального отделения. Сегодня Assicurazioni Generali — крупнейшая страховая компания Италии и одна из крупнейших в Европе. Идея строительства отделений компании на центральных площадях крупнейших итальянских и европейских городах принадлежала Marco Besso, директору, а затем президенту компании. Besso — еврейская семья в Триесте.
Площадь Венеции, вид с монумента Виктору Эммануилу II.
Слева — дворец Венеции, справа — дворец страховой компании.
Правее дворца Венеции — дворец Бонапартов.
Площадь Венеции около 1860 года.
Дворец Венеции Palazzo Venezia, одно из первых в Риме архитектурных сооружений в стиле Ренессанс, хотя и со средневековым «наследием» в виде зубчатого венца по периметру крыши.
Изначально это была скромная средневековая постройка, служившая резиденцией кардиналов находящейся рядом малой базилики Святого Марка (дворец кардиналов базилики Сан Марко). В 1451 году настоятелем церкви Сан Марко в Риме стал венецианский кардинал Пьетро Барбо, племянник папы Евгения IV. Кардинал расширил и укрепил постройки, прилегающие к базилике, объединив их в одно здание с мезонином и невысокой угловой башней Ужа (Torre della Biscia), получившей название из-за серпантинной лестницы, ведущей на зубчатую крышу. Здание построено в 1455 году. Травертин для строительства брали из Колизея и театра Марцелла. Автор проекта неизвестен. Считают, что это мог быть Leon Battista Alberti, Giuliano da Maiano или Bernardo Rossellino.
Окна на здании ассиметричные, так как раньше считалось, что в окна, расположенные на одинаковом расстоянии могут влететь злые духи. Позднее дворец подолжали перестраивать.
В 1464 году кардинал Барбо становится главой католической церкви под именем Павел II, и делает свой «фамильный» дворец у Капитолийского холма официальной резиденцией римских пап, позднее дворец используется как летняя резиденция пап. В 1564 году дальновидный политик папа Пий IV Медичи отдает особняк послам Венецианской Республики. С тех пор дворец кардиналов базилики Сан Марко в Риме стал назваться палаццо Венеция. Когда в 1797 году Венеция отошла к Австрии, Палаццо Венеции заняло австрийское посольство.
В 1916 году дворец возвращается Италии и в 1921 году в нем открывается Национальныый музей Museo Nazionale del Palazzo di Venezia. После прихода к власти Муссолини в зале Глобусов Палаццо Венеции размещался рабочий кабинет диктатора, а с балкона палаццо Муссолини не раз обращался к народу. С 1929 по 1943 год здесь размещалась штаб-квартира фашистов.
Сейчас во дворце расположен Национальный музей дворца Венеции (главный римский музей декоративного искусства) и Музей Чере Museo delle Cere (музей восковых фигур), включающий воссозданный интерьер последнего кабинета Муссолини.
В 2009 году во время археологических раскопок при строительстве линии С римского метрополитена, посреди площади были найдены остатки так называемого Афинеума императора Адриана. Атеней (Атенеум, Афиней, Афинеум) — тип высших учебных заведений в Древнем Риме и Византии. По содержанию образования атеней больше всего напоминает риторскую школу.
Обратите внимание на статую в дальнем левом углу.
Трёхнефная титулярная базилика Сан-Марко в Риме (Basilica Parrocchiale di S. Marco Evangelista) на одноимённой площади. Церковь встроена во дворец Венеции.
Церковь была построена при папе Марке в 336 году в честь апостола Марка и неоднократно перестраивалась. В 1740—1750 годах внутреннее убранство церкви было отреставрировано в барочном стиле. Фасад церкви украшен портиком из трех арок и изящной лоджией, выполненной Giuliano da Maiano Джулиано да Майано.
Мадам Лукреция (Madame Lucrezia) — колоссальный позднеримский бюст в плохом состоянии, вероятно изображает египетскую богиню Исиду или её жрицу. Средневековые антиквары полагали, что это статуя императрицы Фаустины (супруги императора Констанция II). Одежда жриц Исиды завязывалась с помощью узла в форме амулета тет, так называемого "узла Исиды". Узел Исиды у египтян символизировал магическую силу богини, с помощью которой она воскрешает из мертвых своего мужа — бога Осириса и, следовательно, и остальных смертных. Бюст, возможно, король Альфонс Арагонский подарил своей возлюбленной, мадам Лукрецией д'Аланья, покровительствовавшей художникам и музыкантам. После смерти своего покровителя переехала в Рим по приглашению кардинала Пьетро Барбо и поселилась в его доме (ныне дворец Венеции). В пятнадцатом веке, термин "Мадам" использовался в Неаполе, но не в Риме.
Единственная женская «говорящая» статуя в Риме. Когда-то была традиция, проходя мимо кланяться и снимать шляпу, отдавая дань уважения мадам Лукреции. Тогда следующий день будет благоприятным. Римские «говорящие» статуи — форма анонимного выражения мнения народа о политической ситуации в Риме. Критика строя и глав государства (в основном папства) в форме анонимных стихов и пасквилей приклеивалась к подножиям нескольких знаменитых римских статуй. Традиция ведет свое начало с XVI века и продолжалась до наших дней.
В XVII веке по приказу папы Урбана VIII Барберини сняли бронзовые конструкции Пантеона для создания кивория в соборе Св. Петра. Именно тогда статуя Pasquino "сказала" свою крылатую фразу: "Quod non fecerunt Barbari fecerunt Barberini" (что не разрушили варвары, разрушил Барберини).
Lucrezia d'Alagna (1430-1479)
Шел 1448 год. Однажды во время праздника 52-летний Альфонсо проходил мимо большого дома, где обитала семья из знатного рода Аланья. Если правитель заслужил любовь своего народа, то он может не опасаясь ходить по улицам своей столицы без охраны. (В конце 1441 года Альфонсо завоевал Неаполь и из Альфонса V Арагонский стал Альфонсо I Неаполитанским).
Из дома вышла прелестная 18-летняя девушка по имени Лукреция, дочь хозяина. Она держала в руках цветочный горшок, в котором рос ячмень. У девушек в те века был такой обычай — выращивать ячмень в маленьких горшочках и гадать над ним о том, какого жениха пошлет им судьба.
Без тени смущения юная красавица приблизилась к королю, протянула ему горшок и произнесла: "Когда я сажала этот ячмень, я думала о Вас. Теперь я жду Вашего подарка".
Альфонсо был поражен. Казначей тут же принес мешочек монет, и король протянул его девушке. Лукреция открыла кошелек и отыскала самую маленькую монетку с королевским образом — неаполитанцы называли ее альфонсо. "Одного альфонсо будет вполне достаточно," — произнесла Лукреция с улыбкой, пряча монетку и возвращая кошелек.
Так началась их необычная любовь. Лукреция де-факто стала королевой Неаполя, де-юре она ею стать не могла — король уже много лет был женат на бездетной Марии Кастильской. Молва утверждает, что за все годы отношений с Альфонсо Лукреция оставалось девушкой: ее тело могло принадлежать лишь законному супругу.
Подарки, которые Альфонсо делал Лукреции, не ограничились "одним альфонсо". Например, он подарил ей Искью — большой остров в северной части Неаполитанского залива. Впрочем, Лукреция тут же передала его в управление брату.
Альфонсо мечтал сделать Лукрецию полноправной королевой. Она тоже мечтала стать его женой. Но, как известно, короли не могут не только жениться по любви, но и разводиться при ее отсутствии. На это нужно согласие святого престола. Лукреция сама отправилась в Рим к папе чтобы убедить его, что бездетность королевы — достаточная причина для расторжения брака. Но папа был непреклонен.
Оставалось только ждать смерти законной королевы. И они ждали, но тщетно. Мария Кастильская пережила постылого мужа. На 72 дня. Со смертью Альфонсо Лукреция потеряла все. Она никогда не занималась накоплением богатств, а на территориальные дары короля быстро нашлись более предприимчивые претенденты.
Еще одно замечательное здание на площади Венеции — дворец Бонапартов.
Бывшее палаццо д'Асте было построено в XVII веке архитектором Giovanni Antonio De Rossi. Как тут не вспомнить гениального Карла Ивановича Росси, может они родственники? Правда, на одном сайте говорится не о Giovanni Antonio De Rossi, а о Mattia De Rossi (1637-75). В самом начале XIX-го здесь поселилась мать Наполеона — Летиция Рамолино Бонапарте. С тех пор и до наших дней дворец известен как дворец Бонапартов. В 1905 году особняк купил маркиз Misciattelli Мишьятелли, с 1972 года является собственностью INA Assitalia (Национальный институт страхования).
Французский императорский орёл.
Герои фильма "Римские каникулы" едут мимо дворца Бонапартов.
Знаменитый угловой балкон является, можно сказать «действующим лицом» одной из римских легенд. Рассказывают, что на этом балконе любили проводить время мать Наполеона и его сёстры – одна была замужем за представителем знаменитого богатейшего римского семейства Боргезе, другая стала герцогиней Тосканской.
Тогда балкон был открытым, и дамы просиживали на нём часами, разглядывая прохожих и сплетничая о знакомых, что, в свою очередь, вызывало неудовольствие и возмущение римлян. Когда о сложившейся ситуации узнал Наполеон, то приказал наглухо закрыть балкон плотными жалюзи. Предание даже сохранило слова императора, которые он якобы сказал по этому поводу: «Этих бездельниц и сплетниц уже не переделаешь, так пусть хоть не видно будет, что они целыми днями торчат на балконе, позоря моё имя!».
Рисунок Ганса Христиана Андерсена.
После поражения Наполеона по решению союзников он был сослан на остров Святой Елены, а Летиция, которую именовали Государыня-Мать, с разрешения римского папы продолжала проживать во дворце. 5 мая 1821 г. здесь произошёл таинственный и необъяснимый случай, которому было немало свидетелей. Его даже зафиксировал в документах биограф семьи Бонапартов.
В тот день во дворец явился некий закутанный в плащ человек, настойчиво добивавшийся встречи с синьорой Летицией. Когда она приняла посетителя, часы пробили шесть вечера, а незнакомец произнёс: «В эту минуту земным страданиям Наполеона пришёл конец». Он протянул Летиции распятие для поцелуя, произнёс несколько слов утешения и вышел. И только тогда она поняла, кого так странно напомнил ей этот человек – голосом и угадывающейся под плащом фигурой – сына! По её приказу за посетителем бросились слуги, но он бесследно исчез. А спустя два месяца в Рим пришло официальное известие о смерти Наполеона, скончавшегося на острове Святой Елены в шесть часов вечера 5 мая 1821 г.
Синьора Летиция умерла в 1836 г. и была похоронена в стоящей неподалёку на Корсо церкви Санта-Мария-ин-виа-Лата. Её останки по приказу Наполеона III были перевезены из Италии в Аяччо.
Церковь рядом со дворцом Венеции.
Думаешь — захудалая, трава растет на кровле.
А это Церковь Джезу (итал. La chiesa del Santissimo Nome di Gesu, то есть «церковь святого имени Иисуса») — кафедральный собор Общества Иисуса (ордена иезуитов), в которой похоронен его основатель — Игнатий Лойола. Архитекторы: Виньола и Джакомо делла Порта (ученик Виньолы и Микеланджело). Церковь была принята за канон для иезуитских храмов по всей Европе,а также в Латинской Америке.
Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).
Иезуиты принадлежат к числу регулярных клириков. Регулярные клирики — в Католической церкви разновидность монашеского ордена, члены которого занимаются пастырской деятельностью, а также образованием и делами милосердия. Регулярные клирики не находятся в строгом затворе, и более ориентированы на общественную деятельность, чем на углублённую духовную работу над собой в монастырях. Они освобождены от общинного чтения Литургии часов, обязательного для монахов созерцательных орденов.
Титулярная церковь и малая базилика святого великомученика Евстафия Плакиды близ Пантеона.
Chiesa di S. Eustachio in Campo Marzio на Марсовом поле.
Вверху над фронтоном церкви видна голова оленя с крестом – символ святого.
Великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида, он был военачальником при императорах Тите и Траяне. По преданию, Евстафий принял христианство после того, как на охоте, среди рогов преследуемого им оленя, появился перед ним образ распятого Спасителя, сказавшего ему: «Плацид, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?». Поэтому над фронтоном церкви изображена голова оленя с распятием.
Базилика датируется VIII в. и построена она была на месте небольшой часовни, основанной святым равноапостольным Константином на месте имения римского патриция Евстафия, принявшего мученическую смерть в правление римского императора Адриана в 120 году. Церковь приобрела современный вид в XVIII веке. В главном престоле церкви стоит красная порфирьевая рака, в которой почивают мощи святого великомученика Евстафия, его жены Феопистии и сыновей Агапия и Феописта.
Титулярная церковь – это обозначение первых христианских церквей в Риме, называемых/титулованных в честь настоятелей, окормляющих данную церковь.
Сегодня, каждому члену Коллегии кардиналов в сане кардинала-пресвитера назначена титулярная церковь.
Малая базилика Basilica minor имеет ряд привилегий, по сравнению с рядовыми церквями: в ней, при определённых условиях, может быть дарована полная индульгенция, служащие в малой базилике священники имеют право на особое облачение, в богослужениях и процессиях используется тинтиннабулум (литургический колокольчик), а в интерьере традиционно устанавливается архаичный вариант знамени Церкви в виде полосатого красно-жёлтого конического навеса — «зонтик» (лат. umbraculum). Он же изображается на намёте герба базилики.
В районе Пантеона и площади Навона располагается короткая улица degli Staderari. Название происходит от римского варианта итальянского слова staderai, обозначающего ремесленников, изготавливающих безмены, простейшие рычажные весы. На римском безмене передвигается гиря, а положение точек опоры и привеса остаётся постоянным. Отсчёт ведётся по нанесённой на горизонтальный стержень шкале.
На улице располагаются два фонтана: фонтан на площади Сант-Эустакио и фонтан Книг Fontana dei Libri.
Фонтан на площади S. Eustachio Сант-Эустакио. За фонтаном справа — палаццо Carpegna, одно из зданий итальянского Сената, слева — палаццо della Sapienza, архив Сената.
Это чаша из асуанского гранита когда-то стояла в термах, построенных Нероном в этой местности (центральная часть Марсова поля) в 64 г. н.э. Эта чаша являлась лабрумом – малым бассейном для омовения. Еще средневековые путеводители по городу сообщали о ней как о чаше святого Евстафия concha Sancti Eustachii. Но со временем уровень земли поднялся, и уже в 1985 году при раскопках двора с пальмами между палаццо Мадама Madama и палаццо Carpegna разбитая чаша была найдена. 8 фрагментов были соединены стальными штырями и склеены специальными синтетическими смолами. Диаметр чаши 5,3 м, вес 25 тонн.
Палаццо (лат. palatium — дворец) — итальянский городской дворец-особняк XV—XVIII вв. Название происходит от Палатинского холма, где древнеримские императоры возводили свои дворцы.
Через край чаши вода переливается в современный восьмиугольный бассейн из каррарского мрамора. Фонтан был открыт 22 декабря 1987 года, по случаю 40-й годовщины республиканской Конституции. Этот фонтан — подарок Сената городу Риму.
Palazzo Madama Палаццо Мадама — резиденция итальянского Сената, расположенная на Корсо дель Ринашименто в Риме. Палаццо получил свое название в честь «мадам» Маргариты Пармской или Маргариты Австрийской, жены Алессандро Медичи (герцога Флоренции), которая в XVI веке жила в этом дворце. Мадам по-итальянски Madama. Палаццо был построен в конце XV века, позднее его приобрёл Джованни ди Медичи (позднее папа Лев X). В 1642—1649 годах был перестроен архитектором Паоло Маручелли, фасад пробрёл сегодняшний барочный вид.
Герцог Флоренции Алессандро Медичи (1510 — 1537) отличался жестоким и деспотичным нравом, имел склонность к извращениям. Был весьма злопамятным. Во время его правления сторонники республики подвергались бесчисленным пыткам и казням. Помимо всего прочего, горожане не любили его за склонность к оргиям, его обвиняли в похищениях и изнасилованиях флорентиек, в том числе и во вторжениях в женские монастыри. Историки предполагают, что он мог родиться от чернокожей женщины, служившей прислугой в доме Медичи, которая упоминается в документах как Симонетта да Коллавекьо (Simonetta da Collavechio), выданная замуж за итальянца. Его прозвище il Moro (Смуглый, Мавр) может быть связано с этим фактом. Распутство Алессандро создало массу недовольных, которые после безуспешных жалоб на него Карлу V составили заговор. Алессандро был убит своим двоюродным братом Лоренцино в 1537 году, но убийца вынужден был бежать и был убит в Венеции в 1548 году. Тот самый Лоренцино Медичи, который в 1530 году был изгнан из Рима из-за того, что поотшибал головы Константина на рельефах арки Константина.
Альфред де Мюссе написал пьесу "Лоренцаччо" о Лоренцино. Главный персонаж пьесы стал "французским Гамлетом". Благородные помыслы и порывы героя Мюссе блекнут по мере того, как он движется к достижению заветной цели, совершая самые низменные поступки. Надетая им на себя маска порока столь плотно прилегает к его коже, что ее уже невозможно снять. Честных флорентийцев так раздражает его подличанье, что они называют его презрительно – Lorenzaccio Лоренцаччо, плохой Лоренцино. И хотя тиран убит, следующий Медичи занимает место убитого. Л. не суждено стать тому свидетелем: он погибает от рук наемного убийцы, а разъяренная толпа, всегда его боявшаяся и ненавидевшая, сталкивает его тело в воды лагуны.
Маргарита Пармская, или Маргарита Австрийская (1522 — 1586) — герцогиня Пармская и штатгальтер Испанских Нидерландов с 1559 по 1567 год, внебрачная дочь Карла V, императора Священной Римской империи. Благодаря скрещению династических линий Карл получил в наследство огромные территории в Западной, Южной и Центральной Европе. Одних только королевских корон у Карла было более десятка.
В 1527 году в возрасте пяти лет Маргарита была помолвлена с племянником папы Климента VII, Алессандро Медичи, герцогом Флоренции, которого многие исследователи считают сыном папы. 29 февраля 1536 года они поженились, а в 1537 году Алессандро был убит. 4 ноября 1538 года она стала женой Оттавио Фарнезе, герцога Пармы, внука папы Павла III. Жениху было в ту пору тринадцать лет, а невесте шестнадцать. Первоначально Маргарита не питала нежных чувств к своему более молодому, чем она сама, супругу. Однако с 1541 года, когда Оттавио вернулся израненным из похода в Алжир, отношения в молодой семье изменились к лучшему. Маргарита родила двух мальчиков близнецов, один из которых умер во младенчестве.
Поскольку она хорошо знала нидерландские обычаи и была в курсе всего происходящего в Брюсселе, Филипп II, сын и наследник Карла V и единокровный брат Маргариты, назначил её в 1559 году штатгальтером (держатель мест, наместник) Нидерландов. У Маргариты был мужской склад характера, к тому же она была властной, умной в ведении государственных дел и, впридачу, глубоко набожной католичкой. В обычные времена она, вероятно, была бы успешной правительницей, такой же, как и её предшественницы, но её задача была намного сложнее. Она столкнулась с растущим сопротивлением инквизиции и испанскому деспотизму. Возможно ей удалось бы установить мир в Нидерландах, но в 1567 годн из Испании приехал герцог Альба, наделенный Филиппом II большими полномочиями, превратившими её должность в пустую формальность. Маргарита оставила свой пост и вернулась к своему мужу в Италию, где и умерла в 1586 году в Ортоне.
Братья и сестры являются единокровными, если у них один и тот же отец, но разные матери; у единоутробных — одна и та же мать; у сводных братьев и сестер нет общих родителей — мать одного вышла замуж за отца другого, тем самым их брак свел в общую семью детей.
Палаццо Мадама построено на руинах терм Нерона.
Реконструкция терм на макете императорского Рима Итало Джисмонди I. Gismondi
в Музей римской цивилизации Museo della Civilta Romana.
Марциал вопрошал: "Что может быть хуже Нерона? Что может быть лучше Нероновых терм?"
Термы занимали прямоугольник размером 190 на 120 метров между Пантеоном и стадионом Домициана, ныне площадь Навона. От терм сохранились остатки стен, встроенные в Палаццо Мадама и две колонны, которые в 1666 году по приказу римского папы Александра VII были установлены в портике Пантеона, заменившие колонны, разрушенные землятресением. В 227-229 годах эти термы были перестроены Александром Севером и с того времени официально назывались Александровыми. В XVI веке еще был виден фундамент caldarium, горячей бани.
В 1871 году во дворе Палаццо Мадама был найден гипокауст — представлял собой печь, обычно расположенную за пределами отапливаемого помещения, которая имела систему каналов и труб, проводивших тёплый воздух под пол и в стены здания.
В стену палаццо делла Сапиенца della Sapienza встроен фонтан Книг dei Libri с питьевой водой.
В Риме имеется около 2500 фонтанов, как утверждается, с чистой, почти минеральной, питьевой водой. В 1920-х годах римский городской совет принял решение установить в различных районах города фонтаны с символикой, отражающей историю данного района.
Причудливый фонтан VIII римского района (rione) Сант-Эустакио Sant'Eustachio.
Установлен в 1927 году, скульптор — Pietro Lombardi, материал — травертин (лат. lapis tiburtinus — тибурский камень), известковый туф. Книги — символ Римского университета; олень — герб великомученика Евстафия; шарики — герб Медичи; SPQR - Senatus Populus Que Romanus Сенат и люди Рима. Цифра IV ошибочна, так как Сант-Эустакио восьмой район и никогда не был четвертым. На одном сайте утверждается, что фонтан посвящен Фоме Аквинскому (одному из первых преподавателей) и университету в целом - фонтан Науки или же фонтан Знаний.
Отреставрирован в 1998 году Lavinia Oddi Baglioni в память о своих родителях.
Герб Медичи.
Рядом с фонтаном VIII римского района находится Палаццо Мадама Palazzo Madama — резиденция итальянского Сената. Палаццо получил свое название в честь «мадам» Маргариты Австрийской, жены Алессандро Медичи (герцога Флоренции), которая в XVI веке жила в этом дворце. Мадам по-итальянски Madama. Палаццо был построен в конце XV века, позднее его приобрёл Джованни ди Медичи (позднее папа Лев X, последний папа, не имевший священного сана на момент избрания). Лев X считается вторым основателем университета Сапиенца. Папа реорганизовал университет, поощряя изучение литературы, поэзии и античности.
Происхождение красных сфер в гербе Медичи.
Версия героическая
Согласно рукописи Козимо Барончелли XV-XVI столетий, Аверардо де Медичи, сражаясь в бою под знаменами Карла Великого, и будучи командующим его армии, сошелся в рукопашной схватке с воином-гигантом Муджелло. Гигант наносил по щиту Аверардо удары ужасной палицей, с прикрепленными к ней железными шарами. Медичи победил в бою, а щит со следами ударов стал символом семьи. Кстати, название первых земельных угодий, которые получили Медичи, носит название Муджелло.
Версия фармацевтическая
Некоторые считают, что выпуклые шары на гербе – это не что иное, как обычные пилюли, продажа которых была источником достатка первых Медичи.
Версия денежная
Начав свою деятельность в фармацевтике, статус и могущество семья Медичи приобрела, занимаясь ростовщичеством. Сегодня их бы назвали банкирами. Поэтому, считают также, что геральдическим символом этой фамилии, на самом деле, являются византийские монеты – безанты, и олицетворяют они финансовую мощь.
В 1465 году Людовиком XI даровал Медичи французские лилии. С тех пор лилии красуются в их гербе на верхнем, увеличенном в размерах, поменявшем свой цвет с красного на синий шаре.
Слово Palle, шар по-итальянски, служило боевым кличем сторонников рода Медичи.
Район Сант-Эустакио S. Eustachio назван по церкви Великомученика Евстафия, расположенной неподалеку. Великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида, он был военачальником при императорах Тите и Траяне. По преданию, Евстафий принял христианство после того, как на охоте, среди рогов преследуемого им оленя, появился перед ним образ распятого Спасителя, сказавшего ему: «Плацид, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?» Вернувшись домой, он крестился вместе со своей женой Феопистией и двумя сыновьями — Агапием и Феопистом (также почитаемые в лике святых). Во время празднования императором Адрианом одержанной победы над варварами, приглашённый со своей семьёй Евстафий отказался принести жертвы языческим богам и открыто исповедовал себя христианином. Евстафий, осуждённый со своей семьёй на растерзание диким зверям, не был ими тронут. После этого император велел бросить их живыми в раскалённого медного быка, где святые и приняли свою мученическую смерть. Тела их остались невредимыми и были погребены христианами.
Евстафий (помощник при семейных раздорах) почитается как один из четырнадцати святых помощников против различных болезней. В Римско-католической Церкви четырнадцать древних святых почитаются как единая группа со времен эпидемии чумы 1346—1349 гг.; их почитание распространилось из Германии на другие страны. В новом календаре (1969 г.) общий праздник Четырнадцати святых помощников упразднен.
Палаццо делла Сапиенца della Sapienza.
Римский университет Сапиенца (официальное название — Sapienza — Universita di Roma лат. «мудрость, знание») был основан в 1303 году папой Бонифацием VIII в качестве учебного заведения, подотчетного непосредственно Ватикану. Университет располагался в палаццо делла Сапиенца della Sapienza до 1935 года, когда при Муссолини был построен новый университетский кампус. Сейчас в палаццо располагается Сенатский Комитет по выборам и парламентской неприкосновенности The Senate Elections and Parliamentary Immunity Committee и Сенатский департамент исследований и документации Research and Documentation Department.
Здание университета перестраивалось рядом архитекторов. Современное палаццо делла Сапиенца построено в 1587 архитектором Дж. делла Порта Giacomo della Porta по приказу папы Сикста Sixtus V. Возможно это сооружение было начато Микеланджело.
Церковь Сант Иво алла Сапиенца Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza.
Названа в честь святого Иво Бретонского, «адвоката бедных».
Спокойный, уравновешенный облик палаццо в дальнейшем был значительно изменен, и вся композиция получила остроту и напряженность, когда в торце двора, напротив главного входа, Борромини построил церковь Сант Иво Sant'Ivo, одно из наиболее ярких произведений развитого барокко.
Церковь возведена на месте университетской капеллы святого Евстафия. Франческо Борромини был назначен руководителем строительства в 1632 году при папе Урбане VIII Барберини Urban VIII Barberini, однако работы начались только в 1643 году и велись при папе Иннокентии X Памфили Innocent X Pamphilj, церковь освящена в 1660 г. папой Александром VII Киджи Alexander VII Chigi, когда внутренняя отделка была полностью закончена.
Геральдические фигуры Александром VII Киджи доминируют в убранстве церкви: стилизованные холмы и звезды Киджи.
http://panoramy.zbooy.pl/360/show.html?max=1&p=rzym-sant-ivo-alla-sapienza&lang=e — внутренняя панорама церкви.
Размеры церкви невелики, поэтому гениальный Борромини применил осесимметричную схему. В плане церковь напоминает звезду Давида с закруглёнными углами. Звезда Давида а Средние века называлась печатью царя Соломона.
В еврейских и исламских средневековых легендах, а также в христианской Средневековой Европе печатью Соломона называется символ из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников, помещённый на легендарном перстне-печатке царя Соломона, который давал ему власть над джиннами и возможность разговаривать с животными.
Игра резко контрастирующих выпукло-вогнутых элементов создаёт эффектное пространство, наполненное переливами света и тени.
Молящаяся Мадонна.
Копия картины Джованни Батиста Сальви, прозванный Сассоферрато,
di G.B. Salvi da Sassoferrato.
В конце XIX века церковь была секуляризирована — изъята из церковного ведения. Из религиозных художественных произведений остался только запрестольный образ и икона Богоматери на алтаре.
Пьетро да Картона выполнял алтарное полотно по заказу папы Александра VII, однако из-за смерти не успел закончить работу. Изображение святого Иво было завершено художником Джованни Вентура. На полотне изображены святые покровители факультетов: внизу — Святой Иво S Yves (юриспруденция) во время принятия петиции от группы простолюдинов; вверху — папа Лев Великий Leo the Great (теология), Великомученик Пантелеимон Pantaleon (медицина), евангелист Лука Luke (искусство), Великомученица Екатерина Александрийская Catherine of Alexandria (философия).
Над запрестольным образом находится надпись "Initium Sapientiae timor Domini", Сир 1,15, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова "Начало премудрости — бояться Бога, ...".
Балконы над пустыми сегодня капеллами предназначены для музыкантов. Правая капелла была посвящена Богоматери. Церковь Сант Иво алла Сапиенца единственная в Риме, в которой нет скульптуры. Планировалось установить статуи в предназначенные для них ниши, но статуи так и не были изготовлены.
Знаменитый ступенчатый спиралеобразный фонарь над куполом церкви. Французские лилии и голуби с оливковыми ветками это геральдические фигуры рода Памфили Pamphilj, к которому принадлежал папа Иннокентии X Innocent X.
Колокольня, построенная Джакомо делла Порта Della Porta, расположена в северо-западном углу палаццо. Над окнами третьего этажа, выходящими во двор, помещены геральдические фигуры пап, в правление которых строилось палаццо.
Это и дракон Григория XIII из рода Бонкомпаньи, и маска льва Сикста V из семьи Перетти, орёл и дракон рода Боргезе, представителем которого был Павел V, а также шесть горных вершин со звездой Александра VII из семьи Киджи.
Идем по Корсо дель Ринашименто к площади Навона (фонтан Четырёх рек на реставрации).
Вдали церковь - Базилика Сант-Андреа-делла-Валле.
Sant’Andrea della Valle — самая большая барочная церковь в Риме. Расположена на одной из центральных магистралей города — улице Виктора Эммануила II. С 12 марта 1960 года Сант-Андреа-делла-Валле является титулярной церковью.
«Титулярная церковь» – это обозначение первых христианских церквей в Риме, называемых/титулованных в честь настоятелей, окормляющих данную церковь.
Сегодня, каждому члену Коллегии кардиналов в сане кардинала-пресвитера назначена титулярная церковь.
Внутри Пантеона.
О Пантеоне
Слева от входа икона Девы Марии с поясом и со святым Николаем из Бари (наш св. Николай Мир Ликийских). Художник неизвестен. Справа - "Успение" (1638) Andrea Camassei. В голове не укладывается, что мраморному полу 2000 лет.
Главный алтарь. В центре - древняя византийская икона.
Гробница архитектора и художника Baldassare Peruzzi.
Могила Умберто I, второго короля Италии. В 1900 г. убит анархистом, так как по приказу короля расстреляли бастующих рабочих.
Могила Рафаэля (внизу).
В центре - отверстия для стока воды.
Жевать русские бутерброды у портика древнеримского Пантеона - прикольно.
Оказывается Пантеон имеет прямое отношение к Хэллоуину. 1 ноября 609 года языческий храм был переосвящён как церковь всех мучеников. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых. Канун Дня всех святых — 31 октября — в англоязычном мире представляет собой Хэллоуин (что значит «канун дня всех святых»: All Hallows’Even > Hallowe’en) — карнавальный, с рядом шуточных обрядов праздник заклинания разнообразной нечисти и колядования (trick-or-treating).
Пережидаем сильный дождь.
Несколько раз бангладешцы предлагали зонтики.
Без дождя зонтик стоит 1 евро, во время дождя - 5 евро.
Именно так надо кидать монетку в фонтан Треви, чтобы снова приехать в Рим.
Мы бросили русские рубли. Поможет ли?
Анна Николаевна ест мороженое.
А на этой Итальянской лестнице ела мороженое Одри Хепберн в фильме "Римские каникулы".
Виа дель Корсо - главная торговая улица Рима. Уууузкая!
Как писал Стендаль в «Прогулках по Риму»: «Корсо – может быть прекраснейшая улица на свете. Корсо прекрасно благодаря камням, нагроможденным один на другой. Палаццо, стоящие по обеим сторонам этой улицы отличаются стилем. Стиль этот великолепен».
Улица начинается от Пьяцца дель Пополо. Площадь является результатом деятельности папы Сикста V по перепланировке города, выразившейся в том, что он приказал проложить сквозь «джунгли» римских домов три расходящиеся лучами главные транспортные магистрали – Via Ripetta, Via del Corso и Via del Babuino. Точки схождения лучевых проспектов украшают церкви Санта Мария ди Монтесанто и Санта Мария деи Мираколи – две жемчужины барокко.
В античности и Средневековье улица называлась виа Лата («Широкая улица»). Свое нынешнее название улица получила по конным скачкам лошадей без наездников (la corsa dei cavalli barberi) во время римского карнавала перед Великим постом. Скачки проходили здесь начиная с XV века вплоть до 1883 года. В 2010 году власти Рима возродили проведение в городе карнавала. Карнавал открывает процессия от Пьяцца дель Пополо по Виа дель Корсо; в параде примают участие наездники, старинные экипажи, актеры Комедии дель арте и итальянские пастухи – буттеро.
Римский карнавал описан Дюма в "Графе Монте-Кристо". Читайте и перечитывайте классику!
Для таких узких улиц только такие автомобильчики и подходят.
Поездка на море. Покупались и посмотрели авиашоу.
|