У входа в отель La Brocca.
9 утра, а на улице уже огромная очередь (не попала в кадр слева). Отдельная очередь из экскурсионных групп.
В вестибюле Ватиканского музея получаем билеты.
И на таком расстоянии прекрасно слышно, что говорит гид Диана.
Здесь Диана огорошила нас вопросом: "Какая часть тела мужчины самая красивая?"
С ответом все замялись. Оказалось - ягодицы.
Поэтому для этой статуи данная деталь была взята от другой статуи.
"Ах, Аполлон, ах, Аполлон!" Но "мышей серых" нет. Музейные смотрители - мужчины.
Правила соблюдены - рука статуи не касается.
Синий лазурит - подарок русских императоров.
Галерея с картами областей Италии.
Засмотрелись на "Афинскую школу" Рафаэля.
"Афинская школа" (философия).
А в Сикстинской капелле не то что фотографировать нельзя, нельзя даже разговаривать.
Подробнее о капелле
Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) — помещения (станца — комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах. Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина был выполнен учениками Рафаэля, поэтому менее известен. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.
Станца дель Инчендио ди Борго
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza del’Incendio di Borgo) — последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514—1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно — эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. На сводах зала Рафаэль сохранил росписи Перуджино. Из четырех фресок - Пожар в Борго, Битва при Остии, Коронование Карла Великого и Очистительная клятва Льва IV - лучшей считается Пожар в Борго, по имени которой станца и названа. Сам Рафаэль не принимал прямого участия в росписях зала, здесь работали его ученики - Джулио Романо (Пожар в Борго) и Джованни Франческо Пенни.
Легенда рассказывает, что, когда в Борго, районе, примыкавшем к папскому дворцу, в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.
Станца делла Сеньятура
Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была, возможно, папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы. Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508—1511 гг.). Тема росписи — духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа» — философию, «Диспуты» — богословие, «Парнас» — поэзию, а «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие. Эти названия фресок возникли позднее, да и ученые не пришли к единому мнению о программе росписей.
Кто есть кто на фреске "Афинская школа"
1 - Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель
2 - Пифагор
3 - Диоген Лаэртский
4 - Микеланджело в образе Гераклита
5 - автопортрет
6 - Эпикур
7 - Александр Македонский
8 - Сократ
9 - Евклид
Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и
Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом.
На фреске представлены и другие великие философы:
Сократ (слева от Платона, воин в шлеме — Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы);
Диоген (лежит на ступенях лестницы);
а на переднем плане внизу у подножия лестницы — Пифагор в окружении учеников (слева), он занят разработкой математических проблем;
человек в венке из виноградных листьев — Эпикур;
Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре, опершись на куб (с чертами лица Микеланджело);
справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж (с чертами лица Браманте);
справа Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, Зороастр (держит небесный глобус), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля смотрит прямо на зрителя, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния.
Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной.
Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.
Фреска «Диспуты» — это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним — Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже — голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.
«Парнас». В центре — Аполлон, вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо, справа — Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций.
На четвертой стене по желанию Юлия II Рафаэль написал отдельные сцены: Основание гражданского права и Основание канонического права (где под видом Григория X изображен Юлий II как мудрый законодатель) и Аллегории Силы, Мудрости и Умеренности.
Станца д’Элидоро
Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511—1514 гг. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.
Фреска «Изгнание Элиодора», по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.
В «Мессе в Больсене» изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения гостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы. (Гостия или хостия — евхаристический хлеб в католицизме латинского обряда и англиканстве. Слово «гостия» происходит от латинского «hostia» (жертва). Используется во время литургии для таинства Евхаристии. В католических храмах уже освящённые гостии, ставшие Святыми Дарами, помещаются в дарохранительницу, располагаемую либо за алтарём, либо в боковом приделе храма. Гостии выпекаются из пресного теста, состоящего исключительно из муки и воды. Для их изготовления используются специальные формы с рельефными изображениями креста и других христианских символов, благодаря чему эти изображения отображаются на выпеченных гостиях. В католицизме часто, но не всегда, приготовлением гостий занимаются монахини женских монастырей. В восточных католических церквях, как и в православии, для таинства Евхаристии используется квасной хлеб - просфора).
С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой — проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.
Четвертая фреска - Встреча папы Льва I с Аттиловй - изображает чудесную остановку наступления гуннов войсками папы, которому помогали святой Петр и святой Павел, в битве при Мантуе.
Крещение императора Константина.
Зал Констрантина расписывали ученики Рафаэля, в том числе лучший из них - Джулиано Романо. Вазари сообщает, что Рафаэль подготовил стены под роспись маслом, получив заказ в 1517 году. В руках учеников остались все рисунки Рафаэля. Но неизвестно и остается спорным то, насколько композиции этого зала связаны с замыслом Рафаэля.
Тщетно ожидая платы от папы Климента VII в счет заказанных фресок в "Зале Константина", Джулиано Романо на стенах стал набрасывать эротические композиции. Когда их число приблизилось к двадцати, мастер отдали их для гравировки другому ученику Рафаэля - Маркантонио Раймонди. Гуманист Пьетро Аретино написал к каждой из "Любовных позиций" по сонету, а третий из учеников Рафаэля - Бавьера - поторопился издать их в виде книги. Папа был в ярости. Романо успел уехать в Мантую и избежал наказания. Раймонди был посажен в тюрьму, но его спас кардинал Медичи и Баччо Бандинелли, который был в Риме на службе у папы. Книга была запрещена, но в дальнейшем по всей Европе стали распространяться подпольные сборники, причем количество рисунков и сонетов с первоначальных 16 все увеличивалось и увеличивалось.
Существует мнение, что "Любовные позиции" Д. Романо и П. Аретино тесно связаны с бытом римских куртзанок. Точнее тех из них, которые носили наименование "cortigiana onesta", то есть "официально признанные куртизанки". В их роль входило не только доставлять эротическое удовольствие, но также - играть на лютне, петь, сочинять сонеты, цитировать Боккаччо и комментировать политику папского двора. В первое десятиление XVI века римские куртизанки жили в самой престижной зоне вечного города, в наиболее роскошных особняках. Папы нередко оказывали им покровительство.
Центральные двери собора Св. Петра. Закрыты.
Внутри собора Святого Петра. Вдали "Пьета" Микеланджело.
Pieta итал. сострадание - сюжет оплакивания Христа в изобразительном искусстве.
Подробнее о соборе Святого Петра.
Между этими деревянными загородками в полу можно видеть
мраморные плиты с указанием размеров самых крупных в мире храмов.
Статуя Святого Петра. Паломники целуют правую ступню апостола.
Наши по незнанию трут левую.
Столетия прикосновений не отполировали, но просто стесали пальцы ноги, обутой в сандалию.
Большой палец уже исчез.
Собор Св. Петра это действующий собор.
Францисканец, ожидающий паломников на исповедь.
В соборе исповедальни преимущественно на итальянском языке.
Есть на английском, польском, и даже русском.
Вот так исповедуются.
У этих ангелочков принято фотографироваться.
Ангелочки поддерживают чашу со святой водой.
В 1720-е гг. папа Бенедикт XIII заказал эти скульптуры Agostino Cornacchini и Francesco Moderati.
Раз принято - фотографируемся.
Собор Святого Петра снаружи.
Швейцарская охрана Ватикана.
Замок Святого Ангела. И опять "Римские каникулы".
Напротив замка находилась танцевальная площадка на дебаркадере, где героиня Одри Хепберн дралась с охранниками.
Обычное состояние во второй половине дня.
Вагон метро. В руках - билеты на 1 поезду в метро.
Билеты на метро одновременно являются и билетами на городские автобусы. Срок действия билета при поездках на автобусе - 75 минут. Сел в первый раз в автобус, прокомпостировал билет и в течение 75 минут езди себе на здоровье на разных маршрутах. Правило 75 минут на метро не распространяется. Зашел в метро, вышел - билет выкинул.
|