niistali@yandex.ru Телефон: (495) 485-14-47
 
ГЛАВНАЯ
ГЛАВНАЯ страница
поездки 2008 по Австрии, Италии, Германии
Полезные советы
ГОРОДА И ЛЮДИ
  МОСКВА, ПОЛЬША.
17-18 мая
  ВЕНА.
19 мая

  ВЕРОНА.
20 мая
  ПИЗА, ФЛОРЕНЦИЯ.
21 мая
  РИМ.
22 мая
  РИМ.
23 мая
  НЕАПОЛЬ, ПОМПЕИ, КАПРИ.
23 мая
  РИМ, ВАТИКАН.
24 мая
  АССИЗИ, САН-МАРИНО.
25 мая
  ВЕНЕЦИЯ.
26 мая
  ЗАЛЬЦБУРГ, МЮНХЕН.
27 мая
  НЮРНБЕРГ, ДРЕЗДЕН.
28 мая
  ВРОЦЛАВ, МОСКВА.
29-30 мая

 

Поездка сотрудников института по городам Австрии, Италии, Германии в мае 2008 года

НЮРНБЕРГ, ДРЕЗДЕН, 28 мая


Отель Landgasthof. Нас предупредили, что после 22.00 шуметь нельзя.
Но в этом кафе немцы шумели до позднего вечера, причем под нашими окнами.
Появилось желание их облить чем-нибудь.


А так местечко Frauenberg тихое.




На малом гербе Нюрнберга справа изображен императорский орел. Слева, как полагают, герб первых правителей Нюрнберга.
Нюрнберг (нем. Nurnberg, бав. Niamberg) — город в Германии, расположенный в центральной части Баварии, на реке Пегниц. Нюрнберг является 2-м по численности городом Баварии (после Мюнхена) и 14-м по Германии (500 132 чел. по данным на 2006 год). Крупный экономический и культурный центр Франконии.
Впервые Нюрнберг упоминается в 1050 году как Nuorenberc (Скалистая гора) в нем. Sigena-Urkunde (справка об освобождении крепостной Сигены) короля Генриха III. Результаты раскопок говорят о том, что поселение на месте современного Нюрнберга было значительно раньше 1000 года.
Гогенштауфены покровительствовали городу, а император Фридрих II даровал ему права свободного имперского города. Имперские города в отличие от прочих городских центров империи не находились под сюзеренитетом территориальных князей, а подчинялись непосредственно императору и во внутренних делах были полностью самостоятельными государственными образованиями. Статус имперского сословия относился не к конкретным горожанам, а к городу в целом, представленному его магистратом.
Благодаря стратегически выгодному расположению на скалистом холме, доминирующем над достаточно плоской равниной, Нюрнбергская крепость (впервые упоминается в 1105 году) стала укрепленной резиденцией немецких королей и имел большое значение для всей Империи. В середине XI в. по приказу императора Генриха III на высоком скалистом холме над рекой Пегниц (Pegnitz) была заложена крепость. В 1140 началось расширение замка при Конраде III, завершенное в 1180 Фридрихом I (Барбароссой) Штауфене.
На землях южнее замка селились служители замка и торговцы, образуя основу будущего города.
Бургграфами Нюрнберга (т. е. владельцами Нюрнбергского замка) с конца XII в. являются графы Цоллерн. Город, однако, развивался независимо от господствовавшего над ним замка. Уже в 1236 г. во главе городского управления стоят консулы и городской совет, несколько позже — особые имперские судьи (шултейсы).
Ещё одной причиной для возрастающего значения города были паломничества к мощам Святого Себальда, жившего отшельником в лесу у Нюрнберга и умершего в приблизительно в 1070 году. Над его гробом в 1230—1273 годах была построена первая большая церковь города — Церковь Святого Себальда.
В первой половине XIV в. Священная Римская империя германской нации находилась в состоянии распада. С кончиной Генриха VII (вр. правл. 1308 - 1313) отпала Италия. В Германии множились новые княжества. Власть уходила от императора в руки феодалов, они грызлись за новые земли, лилась кровь. Пустела казна.
Кошмарным фоном была эпидемия чумы, накатившаяся на Европу. Ее население уменьшилось почти на треть. Спасаясь от страшной напасти, деревни, города и княжества стремились оградить себя от чужаков. Перекрывались дороги, укреплялись стены крепостей, закрывались ворота. Каждый становился "сам за себя".
В середине XIV в. императором под именем Карла IV Cтановится представитель династии Люксембургов - король Богемии Венецеслав. Находясь под Прагой, в крепости Карлштайн , император напряженно размышлял о том, как в этих условиях сплотить огромную державу. Былого единства не вернуть, понимал он, но воцарившиеся хаос и анархию необходимо ввести в правовые рамки. В 1356 г. Карл IV издает "Золотую буллу".
Буллами называли печати, которыми скрепляли тогда важнейшие документы европейских монархов и католических иерархов. Обычно они были свинцовыми, реже золотыми. Впоследствии название перешло и на сами документы. В "Золотой булле" на несколько столетий, вплоть до отмены Первого рейха в 1806 г., был закреплен порядок избрания императоров Священной Римской империи германской нации коллегией "избирающих князей"- курфюрстов. В нее должны были входить четыре светских властителя (король Богемии, Рейнский пфальцграф, герцог Саксонии, маркграф Бранденбурга) и три архиепископа (из Майнца, Кёльна и Трира). При этом устранялось право Папы на вмешательство в выборы. Решение курфюрстов подлежало утверждению рейхстагом, собранием представителей всех ветвей имперской знати. Узаконивались также многие привилегии и суверенные права курфюрстов.
Согласно булле, после коронации свой первый рейхстаг новый император должен был собирать в свободном имперском городе Нюрнберге, и только потом его заседания могли проводиться в других имперских городах. Таким образом, Нюрнберг обретал статус "первого среди равных". В 1423 г. император Сигизмунд передал городу коронационные регалии и о Нюрнберге стали говорить как о "хранилище сокровищ Священной римской империи германской нации".
Сегодня в Старой ратуше выставлена украшенная драгоценными камнями императорская корона.
В первой половине XV века Нюрнберг — один из богатейших городов Германии, хотя население его не превышало 20000 человек. Все торговое движение из Италии на север проходило через Нюрнберг.
Богатство Нюрнбергских патрициев вызывало оживленную художественную жизнь, культурную жизнь и умственную жизнь. К известным Нюрнбергским художникам, поэтам и мыслителям относились Альбрехт Дюрер, Файт Штосс, Адам Крафт (Adam Kraft), Петер Фишер (Peter Vischer der Altere), Виллибальд Пиркхаймер, Георг Филипп Харсдерффер (Georg Philipp Harsdorffer), Антон Кобергер (Anton Koberger) и Ханс Закс. В Нюрнберге Петер Хенляйн изобрел карманные часы, а Мартин Бехайм — глобус. Ещё сегодня многочисленные строения, памятники и художественные произведения свидетельствуют о прежнем значении города. Хотя старая часть города была разрушена во время Второй мировой войны на больше чем 90 %, самые важные исторические сооружения удалось отреставрировать. В частности удалось восполнить разрушения в нюренбергской городской стене, которая является самой длинной ещё существующей стеной Средней Европы.


Императорский замок (нем. Kaiserburg) возвышается над Нюрнбергом.

В январе 1945 г. Нюрнберг подвергся жесточайшей бомбардировке американской и английской авиации. До 90 % городских зданий было разрушено. Замок также был разрушен в ходе бомбардировки - из всех зданий только часовня осталась почти нетронутой. После войны большинство исторических построек удалось поднять из руин. То, что мы видим сегодня, фактически представляет собой новый город и замок, прекрасно скроенные по старым "чертежам".




А этот скворечник наверху башни - туалет.


Пятиугольная башня, бывшие бургграфские конюшни и башня Люгинсланд.


Жилище слуг бургграфа.


Замковый сад.

Между 1538 и 1545 гг. в северной и западной частях замка были построены бастионы, чтобы соответствовать разивитию огнестрельного оружия в то время. Позже на бастионах был разбит Замковый сад.


Просьба не залезать на стену.


Красная метка на спутниковой фотографии - местоположение сада.
На фото внизу справа - башня Sinwell (1138-90).


Императорский замок.


Вид на замок с юго-востока, справа Walpurgis часовня.


Башня Гейдентурм.

Кайзербург - крепость Нюрнберга - состоит из трех основных частей: Императорского и Бургграфского замков, а также Крепостною парка. Императорский замок расположен на западной части холма, это, собственно, и есть Кайзербург, основанный в XI в., хотя название распространяется на всю крепость.
На территории Императорского замка расположены самые мощные строения крепости: башни Гейдентурм (Heidenturm) и Зинвельтурм (Sinwellturm), Дворец с парадными залами (Palas) и жилыми отапливаемыми помещениями (Kemenate), а также Императорская часовня (Kaiserkapelle). Зеленый внутренний дворик охвачен галереей, проходящей на уровне третьего этажа. Парадные залы и жилые помещения замка оформлены очень аскетично, если не сказать - скудно. Лишь черные орлы на потолке Приемной напоминают, что эти помещения предназначены для высшего лица империи и его свиты. В комнатах почти нет мебели и кухонной утвари. Их брали на время у богатых горожан перед приездом императора и возвращали после отъезда.
Неожиданно легким выглядит архитектурный рисунок двухъярусной часовни, выстроенной в романском стиле, со стройными колоннами, поддерживающими сводчатый потолок. Зимой, как большинство германских церквей, часовня не отапливалась, но для императора была предусмотрена небольшая комната с камином на втором этаже.
Доминанта наружного двора - круглая башня Зинвельтурм (со старонемецкого sinwell - "круглый"), нижняя часть которой относится к XII в., а верхняя - к середине XVI в. С нее во время заседаний рейхстага и других важных собраний трубач периодически подавал сигналы времени.
В центре двора стоит Колодезный дом, где с XII в. не иссякает вода, которую поднимают с глубины 47 м. Ее и сегодня можно пить. Для туристов здесь устраивают целое представление с выливанием воды, спуском горящих свечей и зеркалом, чтобы продемонстрировать глубину.
Музей Императорского замка был открыт в Кайзербурге в марте 1999 г. как филиал Немецкого национального музея. Он размещен в помещениях Kemenate и знакомит с историей строительства крепостного комплекса, развитием фортификационной техники, представляет обширную коллекцию оружия и военного снаряжения, включая конскую упряжь. Кроме того, здесь хранятся астрономические часы из обсерватории, которая с 1677 г. размещалась на бастионе возле северных ворот Фестнертор (Vestnertor).
К Императорскому замку примыкает очень красивый Замковый сад, из которого открываются прекрасные виды на северную и западную части города.
Восточную часть комплекса занимает Бургграфский замок (Burggrafenburg), который составляют самые старые постройки крепостного комплекса. Прежде всего это Пятиугольная башня (Funfeckturm), часовня Вальбургис (Walburgiskapelle) и дозорная башня Люгинсланд (Luginsland). К Пятиугольной башне примыкает здание бывших Графских конюшен, превращенных позднее в зернохранилище. Утверждается, что зерно хранилось десятки лет. С 1983 г. здесь молодежная гостиница - хостел.
Бургграфский замок с XII в. принадлежал роду Гогенцоллернов. Однако у них не заладились отношения с горожанами, которые в конце концов выжили отсюда представителей могущественной семьи, влияние которой распространялось по всей Германии. Когда в начале XV в. у бургграфа Нюрнберга Фридрих VI Гогенцоллерна появилась возможность приобрести курфюршество Бранденбург и стать курфюрстом, он без сожаления расстался с замком, продав его городу, и вложил деньги в "новый проект". Говорят, Башню Люгинсланд граждане Нюрнберга построили специально, чтобы наблюдать за тем, что творится в замке. Из башни можно чуть ли не заглядывать в его окна.


Императорский замок (Kaiserburg)
1.Внутренний двор, 2.остатки фундамента Salierzeit, 3.палас, 4.жилые отапливаемые помещения, 5.ворота во внутренний двор, 6.передний двор (Vorhof), 7.императорская часовня (Kaiserkapelle), 8.Гейдентурм (Heidenturm), 9.колодезный дом, 10.покои кастеляна, 11.секретариат, 12.денежный двор, 13.Зинвельтурм (Sinwellturm), 14.Небесные Ворота (Himmelstor), 15.Hasenburg, 16.Небесные Конюшни (Himmelsstallung)

Бургграфский замок (Burggrafenburg)
17.потайной выход, 18.свободная площадь, 19.садик (burgamtmannsgartlein), 20.ворота Vestnertor, 21.жилище слуг бургграфа, 22.пятиугольная башня (Funfeckturm), 23.часовня Вальбургис (Otmar- und Walburgiskapelle)

Имперский город (Reichstadtische Bauten)
24.башня Люгинсланд (Luginsland), 25.имперские конюшни (Kaiserstallung), 26.бастион и шведский двор (schwedenhof), 27.Большой Бастион и Замковый Сад (Burggarten)

Со смотровой площадки замка, расположенной с его южной стороны, открывается прекрасная панорама центральной части Нюрнберга.
От крепости через Тиргартнертор (Tiergartnertor) вниз ведет лестница, которая выходит к подножию холма, на площадь Тиргартнерторплац, перед Домом-музеем Альбрехта Дюрера, где художник жил в 1509-1528 гг.

Гиды не преминут рассказать о том, что когда-то в крепости был приговорен к смерти рыцарь-разбойник Эппелайн фон Гайлингенн (Eppelein von Gailingen), местный Робин Гуд. Попросив у стражей разрешения попрощаться с конем, он вскочил на него и перемахнул через крепостной ров, ширина которого в этом месте составляет 15 м. Гиды даже могут показать место, где на крепостной стене видны якобы отпечатки копыт того легендарного коня. Несмотря на столь красивую легенду Эппелайн был колесован в 1381 г., а свой романтичный ореол приобрел лишь в XVI в.


Зайца Дюрера тоже надо потереть.


Зайчик Дюрера. Скульптура Юргена Герца.

В Нюрнберге жил Альбрехт Дюрер и рисовал свои картины. Некоторые из них он множил и продавал.

Одна из его картин - "Молодой полевой заяц" - была настолько популярна, что её вешали в каждом бюргерском доме. В какой-то момент её стало так много, что она превратилась в символ пошлости, о чём иносказательно и повествует этот монстр.

`Альбрехт `Дюрер (нем. Albrecht Durer, 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса.

Автопортрет, Прадо, 1498

Щелкни, чтобы увеличить

Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века. В этой семье росло 8 детей, из которых будущий великий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альберехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtosi, от названия села Айтош, от слова ajto — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Thurer; впоследствии она стала записываться как Durer. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Учёба в 1490 по традиции завершилась путешествием — за четыре года молодой человек объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.
В 1494 Дюрер вернулся в Нюрнберг, вскоре после чего женился. Затем он в том же году предпринимает путешествие в Италию, где знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров. В 1495 Дюрер снова возвращается в родной город и в течение последующих десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр, ставших сейчас знаменитыми.
В 1505 Дюрер снова едет в Италию.
1512 года в Нюрнберг заехал император Священной Римской империи Максимилиан I. К его появлению художник написал портреты Карла Великого и Сигизмунда, предшественников Максимилиана на императорском троне. Эти портреты восхитили Максимилиана, и император тут же сделал художнику несколько личных заказов. Сам постоянно нуждаясь в деньгах и не в силах оплатить выполнение работы, Максимилиан в 1515 году своей властью обязал город Нюрнберг назначить Дюреру солидную ежегодную пенсию из местного бюджета.
В 1519 году умер император Максимилиан I, и Нюрнберг тут же отказался выплачивать Дюреру его ежегодную пенсию, поэтому в 1520 художник предпринимает путешествие в Нидерланды, надеясь в личной встрече с новым императором Карлом V восстановить справедливость. В Ахене он присутствовал на коронации Карла V, потом посетил Нидерланды, где плодотворно общался с местной художественной элитой. Дюреровскую пенсию «возобновили». В конце поездки Дюрер сильно заболел (скорее всего, малярией), и эта болезнь, то отступая, то возвращаясь, не отпускала его до самой смерти.
В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В своем труде "Руководство к укреплению городов, замков и теснин", выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея.
«Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Четыре книги о пропорциях человеческого тела».
Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге.
Дюрер составил первый в Европе магический квадрат, изображённый на его гравюре «Меланхолия». В честь Дюрера назван кратер на Меркурии.
Стремясь к преодолению условности старого искусства, Дюрер первым из немецких художников овладел передовыми художественными достижениями ренессансной Италии. Подобно Леонардо, он воплотил в себе характерный для Ренессанса тип художника-учёного, соединив рациональное, научное познание реального мира с его глубоким философским осмыслением и преображающей, динамичной, страстной фантазией художника.


Дом Дюрера.

Фахверковый дом был построен во второй половине XV столетия. В 1501 году его приобрел Бернард Вальтер, нюрнбергский купец и астроном. Про него даже говорили, что основное занятие Вальтера - астрономия, а торговые дела - хобби. Весной 1509 года Дюреру сообщили, что Совет сорока назначил его членом Большого совета. Высшую честь оказывал ему город — самую большую, которая только могла выпасть на долю ремесленника. В это же время. состоялась его сделка с Христиной Вальтер относительно дома у Тиргэртвертор. Сбывалось еще одно желание мастера. Не раз до этого, прослушав мессу у святого Зебальда, поднимался он но просторной улочке, ведущей к бургу, туда, где стоял его будущий дом. Да и в нем побывал уже неоднократно, забирался даже на чердак, где когда-то хранились дрова, и где до сих пор густо пахло дубом и смолой. Из чердачного окна открывался вид на бург, на красные кирпичные стены, охватившие кольцом город. От дома — всего десяток шагов до массивных городских ворот Тиргэртиертор. Сделка была оформлена в мае. Заплатил за дом мастер Альбрехт 275 гульденов и принял на себя обязательство погасить все долги, связанные с ним. Так что к концу года предстояло выложить еще 75 гульденов.
Под крышей этого дома в жизни и творчестве художника наступает подлинный расцвет. Он без устали работает, и из-под его кисти и резца нескончаемым потоком «извергаются» настоящие шедевры. Здесь был создан прославленный цикл гравюр «Апокалипсис», вошедший неотъемлемой частью в золотую сокровищницу мирового изобразительного искусства. Гравюрный пресс времен Дюрера стоит в той же самой комнате с видом на замок Кайзербург, в которой творил в последний период своей жизни великий Дюрер.
С 1871 года в этом доме - музей Альбрехта Дюрера. Здесь имеется небольшое, но впечатляющее собрание живописных и графических работ. Тут регулярно проводятся концерты, выставки, театральные представления из жизни XVI века. Агнесс Дюрер, хозяйка дома, вернее актриса, исполняющая ее роль, следит за порядком и охотно выступает в качестве гида для туристов, рассказывая о быте тех времен, о повседневной жизни, которой жил мастер.


В Европе особое развитие каркасного строительства пришлось на позднее средневековье. Постепенное накопление опыта строительства, повышение мастерства плотников (чему немало способствовало развитие кораблестроения), а также стремление к экономии древесины и другие факторы привели к появлению в Германии в XV веке фахверкового метода строительства (нем. Fachwerk, от нем. Fach — панель, секция, и нем. Werk — сооружение).
Фахверковые дома имеют жёсткий несущий каркас из стоек (вертикальных элементов), балок (горизонтальных элементов) и раскосов (диагональных элементов), которые и являются основной отличительной особенностью конструкции фахверка. Раскосы придают жёсткость и прочность каркасам фахверковых домов. Пространство между элементами каркаса заполнялось смешанными с глиной камышом, ветками, соломой или различным строительным мусором; полученные панели штукатурились, при этом сам каркас обычно оставлялся на виду. Элементы каркаса визуально расчленяли белые стены и придавали облику зданий особую выразительность, которая стала главной архитектурной особенностью фахверка. Наиболее богатые горожане заполняли межкаркасное пространство деревянными резными панелями. Пик применения резных украшений пришёлся на конец XVI — начало XVII века.
Известная жёсткость и прочность каркаса фахверковых домов достигалась применением разнообразных и точных соединений деталей — на потайной шип, на шип «ласточкин хвост», врубками и др., закрепляемых деревянными нагелями. Именно так были построены сотни тысяч деревянных домов в Европе, которые стоят уже по 300—500 лет, а это лучшее доказательство надёжности технологии. Одновременно с немецким фахверком возникли аналогичные технологии каркасного строительства в Швейцарии, Франции, Англии и других странах. Все эти технологии, включая фахверк, позднее получили общее название Post & Beam — «стоечно-балочные». Однако, довольно часто термином «фахверк» обозначают любые стоечно-балочные конструкции и здания.




Очередной вид защиты от голубей.




"Модерновая" скульптура "Большой тотем" на фоне старинного собора.


Фонтан "Брачная карусель" готовят к работе.
Рядом - Белая башня. В возрасте сорока семи лет Сакс написал стихотворение "Горько-сладкая брачная жизнь", где перечислил горькие и сладкие моменты собственной супружеской жизни. В 1984 году профессор Юрген Вебер (Jurgen Weber) установил на родине поэта этот фонтан (Ehekarusell), в котором задействовал персонажей вышеупомянутого стихотворения.






"Прекрасный фонтан" (Schoener Brunnen) на ратушной площади.


Это кольцо в ограде фонтана надо покрутить на счастье в любви.
Утверждают, что нельзя понять, как кольцо вставлено в ограду.

К возведению фонтана в Нюрнберге приступили в 1385 году. Работы продолжались 11 лет. Сначала за строительство отвечал мастер Фриц Пфинцинг (Fritz Pfintzing), а после его смерти - Генрих Бехайм (Heinrich Beheim).
Кстати, в нюрнбергском роде Бехаймов есть еще более знаменитый представитель - Мартин Бехайм (Martin Behaim). Этот немецкий ученый, негоциант и мореплаватель долгое время служил в Португалии. Вернувшись в 1490 году в Нюрнберг, он приступил к работе над… глобусом. На его "земном яблоке" (Erdapfel) еще нет Америки, но есть экватор и меридианы. "Глобус Бехайма" считается самым старым в мире из тех, которые дошли до наших дней. Он хранится в Германском национальном музее (Germanisches Nationalmuseum) в Нюрнберге.
Даты строительства фонтана известны точно, но до сих пор распространены заблуждения о его первоначальном предназначении. Согласно популярной и повторяемой в путеводителях теории, 19-метровый фонтан - никакой не фонтан, а готический шпиль для церкви Фрауэнкирхе (Frauenkirche), расположенной по соседству на Главном рынке. Якобы, когда он был готов, его не смогли поднять на храм - то ли из-за большого веса, то ли денег не хватило…
Против этой версии говорит уже хотя бы тот факт, что строительство Фрауэнкирхе было завершено за тридцать лет до начала работ над "Прекрасным фонтаном". Во-вторых, нет достоверных документов, которые подтверждали бы такой заказ. В-третьих, сам этот фонтан находится на месте более старого, не столь богато украшенного. Конечно, версия об оставшемся на земле готическом шпиле выглядит привлекательно и просто, но прочного исторического фундамента под собой не имеет.
По средневековой традиции все в мире должно быть устремлено вверх, поэтому восемь фигур в верхнем ряду на готическом шпиле фонтана изображают Моисея и ветхозаветных пророков - Осию, Даниила, Иеремию, Иезекииля, Амоса, Исаию, Иоиля.
На среднем уровне расположено сразу шестнадцать фигур древних властителей и героев, которые, согласно замыслу создателей фонтана, должны символизировать единство человеческого рода.
Среди них - вожди еврейского народа Иисус Навин, Иуда Маккавей и Царь Давид; великие полководцы - Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский и троянский полководец Гектор; семь курфюрстов, избиравших императора Священной Римской империи, то есть архиепископы Кельна, Трира и Майнца, король Чехии, пфальцграф Рейнский, маркграф Бранденбурга и курфюрст Саксонии. Те самые курфюрсты, круг которых был определен в "Золотой булле".
Последние три фигуры в этом ряду - христианские деятели: британский король Артур, император Карл Великий и "Защитник Гроба Господня", один из предводителей первого крестового похода Готфрид Бульонский. У ног этих фигур из готического шпиля выглядывают "антигерои" - неприятели или враги Нюрнберга, например, "рожа" ("Fratze") средневекового рыцаря, который грабил купцов на подступах к Нюрнбергу.
В нижней части фонтана у бортика бассейна - еще шестнадцать исторических персон, присевших в два ряда. В первом ряду, ближнем к зрителям, собрались ученые, символически представляющие предметы в средневековых школах. В "расписании занятий" - философия, за которую отвечает Сократ. Пифагор с флейтой в руках преподает музыку. Евклид с угломером - геометрию. Птолемей - астрономию. Никомах из Герасы - арифметику. Аристотель - диалектику. Цицерон - риторику. Римский писатель Элий Донат - грамматику. На базе этих античных предметов возникла вся современная система школьного образования.
За спинами ученых расположились апостолы-евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн, а также римские Отцы Церкви - Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Аврелий Августин Блаженный и Григорий Великий. Их фигуры больше, чем у ученых, символизируя то, что сидящие сзади в какой-то мере контролирует деятельность сидящих впереди.
Ренессансной решеткой этот готический фонтан окружили в XVI веке. Когда именно в ней появилось первое кольцо, точно неизвестно. Согласно легенде, его прикрепил подмастерье, который хотел продемонстрировать своему учителю, в дочь которого был влюблен, свои способности. "Фокус" состоял в том, что ни на кольце, ни на решетке не было видно швов. Считается, что это кольцо, если его покрутить, приносит счастье, а также помогает женщинам в осуществлении желания стать матерью.
Долгое время кольцо было изображено на гербе корпорации, в которую входили ученики городских ремесленников. Первое оригинальное пропало во время реставрации в 1821-1821 годах. Нынешнее "золотое" кольцо - его копия, причем, как минимум, пятая.
На противоположной стороне фонтана находится второе кольцо – "потайное". Его изготовили из железа реставраторы, которые восстанавливали фонтан в начале прошлого века, чтобы продемонстрировать свое ремесленное мастерство. Правда, это железное кольцо туристы, как правило, не замечают. Оно не блестит…


Схема расположения фигур.


Слева направо: пфальцграф Рейнский, маркграф Бранденбурга, курфюрст Саксонии, Карл Великий, король Артур, Готфрид Бульонский.


Враги Нюрнберга.


Пифагор с флейтой и евангелист Матфей.


Евклид с угломером и евангелист Лука.


Птолемей с квадрантом и евангелист Марк.


Никомах с арифметической таблицей и евангелист Иоанн.
Никомах из Герасы (1-я пол. 2 в. н. э.) — древнегреческий философ (представитель неопифагореизма), математик, теоретик музыки.


Аристотель и Амвросий Медиоланский, биография Амвросия.


Цицерон и Иероним Стридонский, биография Иеронима.


Донат, обучающий мальчика грамматике, и Августин Блаженный, биография Августина.

Элий Донат (лат. Aelius Donatus) — римский писатель и грамматист IV века, ритор, автор жизнеописания Вергилия, комментариев к классическим сочинениям. О жизни Доната известно лишь то, что он был учителем Иеронима Стридонского. Больше всего известен как составитель авторитетной грамматики латинского языка «Ars grammatica», до наших дней почти полностью сохранились его комментарии к Теренцию и частично — к Вергилию.
«Ars grammatica» («Искусство грамматики») Доната добилась огромного успеха в качестве школьного учебника. В Средние века (с XVI века и на Руси, её перевёл известный книжник Дмитрий Герасимов) грамматика Доната неоднократно переписывалась и переиздавалась как школьный учебник, его имя стало нарицательным для обозначения латинской грамматики (donet, «Донатус»). Донат выделяет восемь частей речи. Это единственное исключительно текстовое произведение, которое было издано в виде блочной книги (вырезано как гравюра на дереве, без использования подвижных литер).
Донат был сторонником системы пунктуации, в которой использовались точки, помещенные на разной высоте относительно строки. Всего выделяли три позиции этих точек, они указывали на постепенно удлиняющиеся паузы речи и были эквивалентами современных запятой, двоеточия и точки. Эта система сохранялась вплоть до VII века, когда получила распространение усовершенствованная система Исидора Севильского.
Донат создал систему, согласно которой пьеса состоит из трех отдельных частей: протазиса, эпитазиса и катастазиса.


Сократ и Григорий Великий.
Св. Григорий I Великий, римский папа, составил чин литургии преждеосвященных даров, своими трудами в значительной степени сформировал новый христианский запад.

   
Два кольца в ограде, справа - кольцо реставраторов.


Ратушная площадь - рыночная.






Внеплановая экскурсия в Дрездене.


Дрезден (нем. Dresden, в.-луж. Drjezdzany) — город в Германии, административный центр Саксонии, на реке Эльбе примерно в двадцати километрах от границы с Чехией. Является одним из крупнейших центров промышленности, транспорта и культуры Германии. Население 510 776 чел. Занимает площадь 328,30 кв.км.
Город подразделяется на 19 округов, которые в свою очередь разделены на районы. Центр города — исторический район Альтштадт (Старый Город) — расположен на левом берегу Эльбы. Сейчас он практически полностью восстановлен после бомбардировок Второй мировой войны. На правом берегу — районы Нойштадт, Лошвиц, Пишен. Ближайшие районы на левом берегу: Котта, Блазевиц, Плауэн.
В немецкой литературе Дрезден получил название Флоренции на Эльбе (нем. Elb-Florenz), но и за рубежом город широко известен своими памятниками архитектуры в стиле барокко, великолепными собраниями живописи и других произведений искусств.
Лев в гербе города символизирует маркграфство Мейсен, в состав которого в свое время входил город, а столбы - бывшую пограничную область Ландсберг. На печатях княжеских родов, владевших этими землями, обе геральдические эмблемы первоначально изображались отдельно друг от друга. Столбы и лея слились в княжеский герб лишь в середине XIV в. после объединения пограничной области Ландсберг и княжества Мейсен, а позже составили основу гербов многих саксонских городов. Это слияние предвосхитила древняя печать 1309 г., на которой в рассеченном щите изображены лев и столбы. Считается, что от этой печати и произошел герб Дрездена.
Селение Дрезден было основано около 1200 г. на месте славянского рыбацкого поселка Дрежданы, что означает "лесные люди". Права города Дрезден получил в 1216 г., а его герб утвержден в начале XVI в. Создавая герб, жители города, желая подчеркнуть свою самостоятельность, заменили голубой цвет ландсберговских столбов на черный.


Наш гид в Дрездене - Ирина.


Здания восстановлены во времена ГДР, но быстро потемнели из-за окисления.


Галерея старых мастеров. Нам она известна под названием "Дрезденская галерея".


А этот собор восстановлен совсем недавно. Поэтому он такой светлый.
Темные камни - подлинные, оставшиеся от собора, разрушенного во время варварских бомбардировок Дрездена англичанами и американцами.






Велосипед на семь мест. Все семь человек сидят по кругу и крутят педали, и едет эта таратайка прямо и быстро.


Отель Qubus в городе Злоторыя, Польша.