niistali@yandex.ru Телефон: (495) 485-14-47
 
ГЛАВНАЯ
ГЛАВНАЯ страница
поездки 2008 по Австрии, Италии, Германии
Полезные советы
ГОРОДА И ЛЮДИ
  МОСКВА, ПОЛЬША.
17-18 мая
  ВЕНА.
19 мая

  ВЕРОНА.
20 мая
  ПИЗА, ФЛОРЕНЦИЯ.
21 мая
  РИМ.
22 мая
  РИМ.
23 мая
  НЕАПОЛЬ, ПОМПЕИ, КАПРИ.
23 мая
  РИМ, ВАТИКАН.
24 мая
  АССИЗИ, САН-МАРИНО.
25 мая
  ВЕНЕЦИЯ.
26 мая
  ЗАЛЬЦБУРГ, МЮНХЕН.
27 мая
  НЮРНБЕРГ, ДРЕЗДЕН.
28 мая
  ВРОЦЛАВ, МОСКВА.
29-30 мая

 

ПЛОЩАДЬ ЧУДЕС ГОРОДА ПИЗЫ




Ансамбль соборной площади в городе Пиза включен в cписок объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году.

Итальянский писатель, поэт, один из лидеров националистического движения, связанного с фашистскими организациями, Габриеле д'Аннунцио в своем романе "Forse che si forse che no" (1910) назвал эту площадь "Площадью чудес" Piazza dei Miracoli. Часто ее ошибочно называют "Полем чудес" Campo dei Miracoli. Поле чудес находится все-таки в Стране дураков, а не в Пизе. Именно на поле чудес Пиноккио (в русском переводе - Буратино) посеял золотые монеты, чтобы вырастить денежное дерево.


Главный собор (Duomo) являет собор пример, так называемого, романского стиля в архитектуре. Беломраморный собор XI века - первый итальянский храм, построенный по крестообразному плану - производит большое впечатление своими внушительными размерами. Собор, сооружение которого было начато на рубеже тысячелетий в 1063 году, украшен четырьмя рядами элегантных аркад. Внутри собора можно полюбоваться произведениями Джованни Пизано (Пизано - прозвище), в том числе кафедрой его работы, а также осмотреть знаменитую бронзовую лампу Галилея.


Баптистерий («крещальня, крестильная») является одним из величайших творений искусства ваяния итальянской готики. Цилиндрический беломраморный Баптистерий был построен в 1152-1260 гг. и также украшен скульптурами работы великого Никколо Пизано и его сына и ученика Джованни.


Падающая башня (Torre Pendente), сооруженная в 1173 г., по праву является символом города. Высота башни составляет 56 метров. Реставрация и укрепление башни были закончены в июне 2001 года. Строители дали гарантию знаменитому строению на 300 лет. Ее отклонение от вертикальной оси составляет уже около 5 метров, архитекторы и ученые не теряют надежд спасти это бесценное произведение искусства. Предлагалось множество проектов, среди которых было предложение закрыть всю башню стеклянным куполом. Но проект не удался. Сейчас фундамент башни укреплен бетонными блоками. Башня падала из-за несовершенства своей конструкции, ошибки в расчетах архитектора и неустойчивости грунта под фундаментом.


Слева направо: крепостная стена, крытое кладбище Кампосанто, баптистерий.
На углу крепостной стены виднеется лев.


Этрусский лев, установленный на стене по приказу Медичи. За стеной находится иудейское кладбище.

Кампосанто - еще одна достопримечательность Площади чудес. Относящееся к 1277 году сооружение известно прежде всего своими изумительными мозаиками и фресками. Одна из них рассказывает об эпидемии чумы, опустошившей весь город в 1348 году. Особняком стоят такие шедевры как «Ветхий Завет» Беноццо Гоццоли и «Триумф Смерти» XIV в. неизвестного мастера, которые, как говорят, вдохновили композитора Ференца Листа на создание произведения «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром.

О фресках Кампосанто


Отрывок из книги "Кольцо Времени" Бориса Тараканова (http://poezd-prizrak.tarakanov.net)

К Падающей Башне отправились пешком, благо находилась она неподалеку от гостиницы. По дороге с интересом рассматривали местные достопримечательности — церкви, дворцы, средневековые скульптуры и поздние памятники. Тамара, конечно же, не оставляла без внимания витрины модных магазинов, которые и здесь были представлены в приятном изобилии.
Бондарь вновь упивался возможностью поделиться с попутчиками знанием истории и тайн этих мест:
— ... и самое странное, друзья, что до сих пор не понятно, почему пизанская знать, неплохо обосновавшаяся в центре города, в XI веке вдруг взяла и выкупила землю на гнилой окраине, сравняла с землей лачуги бедноты и начала возводить на этом месте грандиозный даже по сегодняшним меркам архитектурный ансамбль: Кафедральный Собор, Баптистерий, и падающую колокольню...
— А что такое баптистерий? – спросил Вовка, услышав незнакомое слово.
— Крестильня... – ответил Бондарь и продолжил изливать знания. – Все эти сооружения полны скрытой символики, тайны которой до сих пор не разгаданы. Например, в соборе специальное возвышение для проповедей, которое называется «Пульпит», стоит своими опорами на спинах мраморных львов, каждый из которых пожирает лань. Тут же встречается изображение странной женщины, которая за заднюю лапу держит вниз головой могучего льва... Никто толком не знает, что заключается в этих символах, а все трактовки искусствоведов сводятся к тривиальному «стремлению к первозданной природе». Есть в Пизанском символизме что-то опасное. Впрочем, как и в характере самого создателя этих скульптур, Джованни Пизано...
Вовка закатил глаза. Тамара сдержано хихикнула. «По-моему, легче остановить паровоз, чем этого токующего глухаря», – подумал Стас, но вслух сказал:
— Глубинный подтекст в этих изображениях, безусловно, есть. Но те толкования, что признаны официальными, не кажутся мне удовлетворительными – есть в них какая-то... ограниченность, что ли.
— Немудрено... – отозвался Бондарь. В Стасе он видел достойного оппонента своим историческим монологам.
Юра понял, что настала пора выправлять положение и, дождавшись ближайшей паузы, ввернул:
— Да! Ну а башня-то почему падает? – и добавил саркастически, – Или «на этот вопрос трудно ответить однозначно»?
Бондарь запнулся, но быстро перестроился.
— Вы правы, мой дорогой. На этот вопрос существует множество ответов, но все они по-своему несостоятельны. – Бондарь помолчал, а Юра почувствовал, что в очередной раз, помимо своей воли, начинает играть роль «рыжего на ковре». Однако Бондарь вновь вернулся на повествовательную стезю:
— Но кроме ответов на Ваш вопрос, Юра, существуют еще и легенды. А легенды порой могут рассказать гораздо больше, чем некоторые научные исследования.
— Расскажите хотя бы одну, – попросила Тамара.
— Охотно. Вот... хотя бы эта легенда, которую любят местные старожилы:
Архитектор Бонанно Пизано взялся построить колокольню для пизанского кафедрального собора. Она была красивой, как кружево, и прямой, как стрела. Венчали ее семь колоколов. Но, когда строительство было завершено, архитектору отказались заплатить за работу. Что-то не понравилось в этой колокольне местному герцогу. Тогда мастер подошел к Башне, погладил третью справа от входа колонну и сказал: «Иди за мной!». И Башня наклонилась. Архитектор тут же получил причитающуюся сумму, но Башня так и осталась стоять – наклоненной туда, куда позвал ее создатель...
— Красиво... – выдохнула Тамара.
— Да, красиво... – продолжал Бондарь, – Однако Башня все еще продолжает падать. Один миллиметр в год. С одной стороны, немного, но с другой – не так уж и мало, как может показаться. Вот и закрыли красавицу для посетителей, пытаются укрепить фундамент. Но пока что-то не очень удачно.
— А я слышал, что здесь просто слабые грунты. Вот Башня и «поехала» еще в первые годы строительства, – угробил романтику Стас. – Насколько мне известно, в Пизе должна быть еще пара-тройка падающих колоколен. Просто они не так популярны, как Башня. И вообще, ее строили больше ста лет и разные архитекторы.
— Стас! Ты абсолютно неромантичен, – сказала Тамара. Бондарь промолчал.
Внезапно улица кончилась, и взору путешественников предстала утопающая в солнечном свете площадь, на которой величественно возвышался кафедральный собор, обрамленный широким зеленым лугом, круглой громадой баптистерия, высокой стеной Монументального кладбища и наклонным цилиндром Ее Величества Падающей Башни. Вся компания издала сдержанный вопль восторга.
— Не знаю, может и грунты виноваты... – проговорил, наконец, Бондарь, доставая любимую трубку. – Это уж как смотреть на различные явления нашей с вами жизни. Добавлю только, что место, куда мы с вами пришли, называется «PIAZZA DEI MIRACOLI» – «Площадь Чудес». Или Поле Чудес. А есть тут чудеса или нет – пусть каждый решит для себя сам.
— Лично я уже решила, – сказала Тамара.
— Я тоже! – звонко вставил Вовка.
По площади ходило много туристов — поодиночке и группами. Кругом на покрытых цветными тентами лотках продавались вычурные сувениры: гипсовые Падающие Башни всех цветов и размеров, пластиковые Баптистерии с подсветкой изнутри или со встроенными в днище музыкальными механизмами (большинство из них почему-то наигрывало исключительно «Колыбельную» Брамса), пепельницы и зажигалки в виде Кафедрального Собора. А также всевозможные футболки, кепки, сумки и веера с видами города и разнообразными вариациями на тему слова «Pisa»: «Benvenuti a Pisa», «Saluti da Pisa», и даже «A Pisa andai, a te pensai, e questo regalo ti comprai!» (""В Пизу приехал, о тебе думал и этот подарок ткбе купил""). Весь этот кич охотно раскупался.
Отовсюду слышался разноязычный говор, возгласы восторга, щелканье фотокамер. Полная черноволосая женщина с глазами библейской мученицы громко звала: «Леонардо-о... Леонардо-о...». На ее зов откуда-то прибежал красивый щенок рыжей таксы и с заливистым лаем запрыгал вокруг хозяйки. Стас и Вовка отошли к одному из сувенирных лотков. Когда они вернулись, на Вовкиной голове красовалась лихая кепка-бейсболка с изображением Пизанской Башни и надписью «Pisa, Italia.» вдоль козырька. Вовка довольно улыбался.
— «Когда упадет Пизанская башня, еще одной надеждой в этом мире станет меньше...», – отрешенно процитировал Бондарь, почему-то глядя на Вовкину кепку.
— Кто это сказал? – спросил Юра.
— Не помню... Не то Антонио Вивальди, не то княжна Тараканова. Тоже, как известно, была любительница этих мест. Да и так ли это важно? Итальянцы хранят для мира еще одну надежду. А, может быть, и сказку. Друзья, поверьте, в жизни очень важно суметь сохранить сказку.
— Согласен, – усмехнулся Стас. – Беру назад свои слова про поехавший грунт. Сказка в жизни действительно нужна. Иначе становится не только обидно, но еще и невыносимо скучно.
— А жить скучно – смертный грех, – с улыбкой добавила Тамара.
Башня была обнесена серым дощатым забором, из-за которого она приветливо возвышалась навстречу путешественникам.
— Класс... – выразил Вовка общий восторг. – Жаль, что забраться нельзя.
— Не то слово! – отозвался Юра. – Чертовски жаль!
— С этой Башни Галилей бросал разные предметы, – сказал Бондарь, – проводил опыты по гравитации. За что потом имел проблемы с церковными властями... При этом никакого «А все-таки она вертится» он никогда не говорил, как недавно выяснилось — в Ватикане это поняли самостоятельно и без надуманной подсказки. Правда, несколько столетий спустя...
Вовка подошел к забору вплотную и нашел между досками небольшую щель. Прильнув к ней правым глазом, он принялся внимательно рассматривать основание Башни, явно пытаясь разглядеть ту самую «третью справа от входа колонну», которую, по рассказанной Бондарем легенде, погладил Бонанно Пизано, подарив тем самым Пизе уникальную туристическую достопримечательность.
— А что теперь там, наверху? – спросила Тамара.
— Там семь колоколов, – ответил Бондарь, – когда-то они образовывали гамму до-мажор, но с веками их строй сместился. А наверх ведет винтовая лестница из двухсот девяносто четырех каменных ступеней. Когда по ним поднимаешься, буквально дух захватывает — кажется, что Башня вот-вот завалится вместе с тобой. Все еще раз уважительно посмотрели на Башню. — Здесь какой-то удивительный воздух, – задумчиво сказал Стас.
— И небо... – продолжила его мысли Тамара.
— Такое небо, друзья, бывает только в Италии, уверяю вас. – Бондарь повертел в руках так и не набитую трубку и спрятал в карман.
Пизанский Кафедральный Собор почти ничем не напоминал своего миланского собрата – светлый, искристый, он был похож на большой тончайшей отделки корабль, уплывающий к неведомым благодатным берегам.
— Да... – задумчиво сказал Стас. – Все, что когда-то придумали Романские и Византийские архитекторы, Пиза отвергла, и оставила далеко позади.
Бондарь немного постоял перед входом, рассматривая изящный портал собора. Вдоволь налюбовавшись, он жестом пригласил попутчиков войти внутрь.
— Увы, друзья, вход здесь платный, ну да внесем эту мелочь на радость Пизанской экономике.
Юра обратил внимание, что маленькие бронзовые барельефы на входных вратах тоже имеют светлые пятна от частых «талисманных» прикосновений.
Внутри собор был огромен и светел. Путешественники посмотрели богато украшенную раку с мощами Святого Раньери, небесного покровителя Пизы, походили между скульптурами Никола и Джованни Пизано, полюбовались иконами Дезидерио, мозаикой Пирелли и барельефами Октавиано. Были в этих изображениях и стремление к святости, и страсть к движению, и проблески каких-то неведомых душевных сил.
— А это что такое? Люстра? – Вовка указал на странного вида паникадило, которое по стилю резко выделялось из окружающего интерьера.
— О! Это объект еще одной легенды, – ответил Бондарь, усаживаясь на одну из скамеек со спинками, двумя широкими рядами стоящих вдоль нефа собора. — В народе эту люстру называют «Лампа Галилея». По преданию, наблюдая за ее качанием, Галилей открыл закон изохронности колебаний маятника.
— Но ведь люстра неподвижна, – усомнилась Тамара.
— С веками многое становится неподвижным... – вздохнул Бондарь, – но ценности открытий это не умаляет, не правда ли?
— Замечательный город. Красивый, уютный. И наивный такой... Как детство, – улыбаясь, мечтательно произнесла Тамара, когда вся компания выходила из собора. – Я бы хотела здесь жить. Есть в нем что-то завораживающее.
— Тамарочка, это похвальное желание. Пиза будет позагадочней старушки Венеции, но... – Бондарь развел руками, – каждый выполняет свою миссию там, где ему предназначено. Над залитым солнцем Полем Чудес висело небольшое облако – белое, пушистое, единственное на всем ярко-синем небосводе.
— Как душа... – с вздохом произнес Юра.
— Образностью сравнений Бог тебя не обидел, – с уважением отметил Стас.
Побродив немного по находящемуся рядом с Площадью Монументальному кладбищу — странному прямоугольному сооружению с остатками древних фресок и богато инкрустированными саркофагами похороненных здесь представителей пизанской знати, путешественники направились в небольшую пиццерию неподалеку от площади – регулярные Вовкины «Хочу есть!» сделали свое дело.
[...]


Романские постройки Пизы, оказавшие значительное влияние на развитие средневекового зодчества Средней Италии, отличаются ажурностью архитектурного декора (многоярусные аркатуры), своеобразием полихромного убранства (чёрный и белый мрамор). Кафедральный собор называется Santa Maria Assunta (Успение Пресвятой Богородицы)

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР


Кафедральный собор Пизы может претендовать на то, чтобы быть самым важным романским собором в мире. Его строительство началось в 1063 г. под руководством архитектора Бускето (Buscheto), которого после смерти похоронили у стены собора (его могилу можно увидеть и в наши дни в левой арке фасада). В 1118 году в Пизу прибыл Папа Римский Гелазий II и самолично освятил недостроенный собор. Строительство продолжалось два столетия. Собор наделен всеми отличительными чертами романского стиля Пизы: слепые арки, мозаика, скульптура. Двери на фасаде сделаны в XVI в.: ими заменили оригинальные двери XII в. работы Бонанно (Bonanno Pisano), которые были уничтожены при пожаре 1595 г. Все, что осталось из работ Бонанно — это Porta di San Ranieri, дверь правого трансепта. Среди достопримечательностей собора: кафедра, украшенная резьбой работы Джованни Пизано (1310). Напротив висит светильник, так называемая "лампа Галилея". В сокровищнице — знаменитая статуя работы Джованни Пизано "Дева Мария" (резьба по слоновой кости, конец XVIII в.). В архитектуре и интерьере собора прослеживается сильное влияние визайнтийского и арабского искусства. Как и несколько других зданий в Пизе, собор также слегка наклонился.


В самом вверху на крыше находится колонна со странным животным. На этой фотографии его плохо видно.


Он же, но крупнее.


А это оригинал, который хранится в музее собора, – «иппогрифф», крылатая лошадь с орлиным клювом, привезенная пизанскими солдатами из крестового похода.


Иранская работа XII века.


Porta di San Ranieri (святой Раньери - небесный покровитель Пизы. Его мощи находятся в соборе). Дверь создано Бонанно около 1180 г. и первоначально размещалась на выходе к баптистерию. После пожара были созданы новые двери с рельефами работы учеников школы Джамболоньи (т.е. Francavilla, Mocchi, Tacca.), а дверь Боннано - перемещена к колокольне.







Воскресение (жены-мироносицы и ангел)
 

 

Вознесение
 

Успение Пресвятой Богородицы
 

Христос омывает ноги ученикам
 

Тайная вечеря
 

Искушение
 

Преображение
 

 

Сретение
 

Бегство в Египет
 

 

Вход Господень в Иерусалим
 

Избиение младенцев
 

Крещение
 

Благовещение
 

Встреча Елизаветы,
будущей матери Иоанны Крестителя,
и Марии.
 

Рождество
 

Волхвы.
 

Апостолы
 


Деталь двери.




Двери собора, выходящие к баптистерию


Центральная дверь.


Люнет над центральной дверью с изображением Пресвятой Богородицы работы Giuseppe Modena da Lucca.
Вверху справа от люнета можно прочитать: "Rainaldus prudens operator".
Архитектор Райнальдо (Rainaldo) продолжил строительство собора.


Деталь центральной двери.


Левая дверь (для входящего).


Деталь двери.


Деталь двери - носорог


Люнет над левой дверью, Святая Репарата.


Слева от левой двери похоронен архитектор Бускето.


Люнет над правой дверью с изображением Иоанна Крестителя работы Giuseppe di Modena da Lucca.





Деталь фасада собора.








Внутренний вид собора.

Впечатляющие гранитные коринфские колонны вывезены из мечети в городе Палермо, захваченном пизанцами у арабов в 1063 г.



Этот кессонированный потолок выполнен флорентийскими мастерами после пожара 1595 г.


На потолке изображен герб Медичи.



Внутри купола изображено вознесение Богородицы. Художник Риминальди.


Кафедра (pulpit) работы Джованни Пизано (1302-1310).

Уцелела во время пожара. Во время ремонта собора была разобрана и вновь обнаружена и собрана в 1926 г., но собрана не совсем правильно. Форма кафедры является переходной от восьмиугольной, как у более ранних кафедр, к круглой.


Панель кафедры с изображением "Рождества".


Панель кафедры с изображением "Распятия".


Кариатиды кафедры.
Справа центральный столб с фигурами, символизирующие теологические добродетели.


Гробница Генриха VII, императора Священной Римской империи.

Генрих VII (около 1275—24.8.1313, Буонконвенто, близ Сиены), король с 1308, император с 1312, первый из династии Люксембургов. Добился в 1310 передачи своему сыну Иоанну чешского престола. В 1310 вторгся в Италию, безуспешно пытаясь силой вновь подчинить её империи.



Внешняя политика Пизанской республики в Европе с XI века опиралась на союз с императором Священной Римской империи. Именно император гарантировал независимость и торговые привилегии республики и оказывал ей поддержку против соседних коммун, ориентировавшихся на папу римского. С обострением борьбы гвельфов и гибеллинов в Европе в первой половине XIII века Пиза стала главной базой гибеллинской партии в Центральной Италии.
В 1312 г. в Пизу прибыл император Генрих VII, вызвав подъём патриотических сил в республике. В 1313 г. император неожиданно умер, предполагают, что его отравили.








В апсиде находится великолепная мозаика, изображающая Спаса на престоле между Св. Иоанном Богословом и Богородицей.
Возможно, Чимабуэ принимал участие в написании фигуры Христа. Точно известно только, что он выполнил голову Св. Иоанна в 1302 г. и вскоре умер здесь же, в Пизе. Пожар 1595 г. не повредил мозаику.

Этот светильник называют "лампой Галилея". Но светильники, которые видел Галилео, висят теперь во внутренней часовне Кампосанто. Они меньше и проще.
"В 1583 году, имея 20 лет от роду, Галилей находился в Пизе, – вспоминал ученик великого итальянца Винченцо Вивиани, – где, следуя совету отца, изучал философию и медицину. Однажды, находясь в соборе этого города, он, со свойственной ему любознательностью и смекалкой, решил наблюдать за движением люстры, подвешенной к самому верху, – не окажется ли продолжительность ее размахов, как вдоль больших дуг, так и вдоль средних и малых, одинаковой, ибо большой путь, как он думал, должен уравновешиваться большей скоростью... И пока люстра размеренно двигалась, он сделал грубую прикидку – его обычное выражение – того, как происходит ее движение взад и вперед, с помощью биений собственного пульса, а также темпа музыки, в которой он уже тогда был искушен с немалою от того для себя пользой". Так был открыт замечательный факт: период колебания маятника не зависит от его размахов – амплитуды колебаний.


Джованни Пизано, 1306. Иоанн Креститель, Мадонна с младенцем и Иоанн Богослов.


Джованни Пизано, 1298-1299. Мадонна с младенцем, слоновая кость.



КАМПАНИЛА, ОНА ЖЕ КОЛОКОЛЬНЯ, ОНА ЖЕ ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ

Высота башни составляет 55,9 метров от земли на самой низкой и 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр – 15 м. Ширина стен в основании 4 м, вверху – 2,5 м. Ее масса оценивается в 14 700 т. Сейчас наклон ее – около 5,5° (отклонение примерно 4,5 м от вертикали). На вершину башни ведет лестница в 294 ступени.
Надпись, найденная на стене справа от входной двери, содержит в себе дату начала строительства: A.D. MCLXXIV. CAMPANILE HOC FUIT FUNDATUM MENSE AUGUSTI (башня была основана в августе 1174 г.). Эта дата подтверждена документально и в хрониках Bernardo Maragone (поскольку пизанский календарь, как выяснилось, на один год опережал общепринятый, реальной датой начала строительства следует считать 1173 год). Джорджо Вазари, итальянский архитектор, живописец, историк искусства, связал создание башни с Bonnano Pisano. Это все-таки традиция, а не подтвержденный факт.
Многие историографии более правдоподобно указывают на Diotisalvi – архитектора баптистерия – как на создателя Пизанской башни. Эта гипотеза подтверждается тем, что имя Diotisalvi встречается в документах 1174, и, прежде всего, ритмичной схожестью между структурой баптистерием и Пизанской башни. Динамическая концепция пространства и «двойная» структура, основанная на корреляции между интерьером и экстерьером, схожи в двух зданиях.
Другие историки называют имя Biduino. Художественное оформление нижнего уровня, имеет множество сходств с известными работами Biduino.
И все же из-за нехватки документов и информации, нельзя с полной уверенностью назвать имя архитектора Пизанской башни. Еще одна тайна, которая, быть может со временем, откроется.

При проведении реставрационных работ с северной стороны вдоль стены уложили свинцовый груз. Башня закрепили стальными тросами. Под фундаментом пробурили 41 скважину, из которых было выбрано 70 тонн грунта и башня немного осела, уменьшив наклон. Затем в землю закачали цемент. Проект по спасению башни возглавлял профессор Туринского политехнического университета Микеле Йамиолковски (Michele Jamiolkowski). По его словам, теперь она простоит не менее 3 сотен лет. Целью проекта стоимостью 30 млн евро было не выпрямление сооружения, а стабилизация угла наклона. В 2001 г. башня была вновь открыта для посещений.


Вход в башню.


Декоративное украшение.






Внутренняя лестница на третий ярус.


Внутренняя лестница на шестой ярус.


Звонница.

Хорошо видно что к матице, на которой жестко закреплен колокол, прикреплены по два очепа (шеста) для раскачивания колокола. На концах очепа имеются рукоятки для звонарей. На Западе для звона раскачивают сам колокол, а не его язык. Подробнее об очепных колоколах.


Поскольку звонницу достраивали уже на отклонившейся башне,
то ее построили вертикально, но под углом к оси башни.



БАПТИСТЕРИЙ

Баптистерий — здание, основное назначение которого издавна — совершение таинства крещения.
В 1153 г. был заложен Пизанский баптистерий, крупнейший в Италии, архитектор извесет под именем Диотисальви (Спаси, Господи). Завершилось строительство около 1278 года, а в XIV веке баптистерий приобрел некоторые готические детали, что изменило его первоначальный облик. Здание на 0,6 градуса наклонено в сторону собора.
Баптистерий в Пизе восхищает своей гармоничностью и продуманностью сюжета. В нижней части сооружения находятся скульптуры, олицетворяющие зло и порок, а над ними возвышаются фигуры святых и пророков.

Фигуры святых находятся в трехлепестковых арках. Рельефы парапетов воссоздают иллюстрации земной жизни Христа.
На куполе баптистерия находиться скульптура Иоанна Крестителя. Эта скульптура уже третья по счету на куполе.
В плане баптистерий представляет собой окружность (диаметр около 39 м), его венчает полусферический купол, который пронизывается коническим куполом, покоящимся на колоннах внутреннего круга (диаметр около 18 м). Высота здания - 54.86 м.
Акустика пизанского баптистерия считается одной из лучших среди всех культовых зданий Италии. Для демонстрации, каждый новый час выходит работник музея и голосом «берет» три ноты подряд. И они, блуждая в пространстве баптистерия, звучат цельным аккордом. Очень просто, но весьма внушительно. Правда, посетителям петь-голосить запрещено.




Пизано Никколо (ок. 1225 — 1278/1284). Кафедра, 1260, мрамор, высота 465 см

Никколо Пизано родился в Апулии, на юге Италии. Полагают, что ваянию он обучался именно в южных школах, где процветал дух возрождения классических традиций античности. Вне всякого сомнения, Никколо изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов.
Кафедра пизанского баптистерия является первой достоверной (подписанной) работой Никколо Пизано. Шестигранная мраморная кафедра стала выдающимся произведением ренессансной скульптуры и оказала огромное влияние на ее дальнейшее развитие. Сделанная из белого, розово-красного и темно-зеленого мрамора, кафедра представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон.


Кафедра опирается на одну центральную и шесть внешних колонн. Из шести внешних колонн три опираются на спины львов, склонившихся над пойманной добычей, что в символике романского искусства означает триумф христианства.


Основание центральной колонны декорировано гротескными изображениями человеческих фигур — еретика, грешника и некрещеного, а также грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами баранью и бычачью головы и сову.


Капители угловых колонн соединены между собой арками; на угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки и евангелисты, на самих же капителях поставлены аллегорические фигуры шести добродетелей («Аллегория Силы»).




Аллегория Силы.

На пяти парапетах (стенках кафедры), разделенных изящными небольшими колонками в классическом стиле, скульптор изобразил историю жизни и смерти Христа; одна за другой следуют сцены: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Распятие, Страшный суд. В этой работе Никколо Пизано использовал традиционные мотивы и сюжеты, однако кафедра принадлежит уже новой эпохе. Главное достижение ваятеля состоит в том, что он сумел придать формам объемность и выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью. Образы Пизано статичны, величавы и бесстрастны. Богоматерь напоминает римскую богиню Юнону, аллегория Силы в виде обнаженного атлета — античного героя Геракла.


Поклонение волхвов.


Рождество.


Принесение во храм.


Распятие.






Купель созданна Гвидо Бигарелли (Guido Bigarelli da Como) в 1246 г.
В центре купели находится бронзовая скульптура Иоанна Крестителя - это замечательная работа Итало Гризелли.




Мраморные облицовочные плиты покрыты тончайшей резьбой.












Художник, создавший рисунок мозаичного пола, явно вдохновлялся восточными мотивами.


Фонтан с питьевой водой около башни.




КАМПОСАНТО (монументальное крытое кладбище)
О фресках Кампосанто


Кладбище Кампосанто - справа (с 1278, архитектор Дж. ди Симоне).
Находится в северной части площади.

Кладбище выстроено вокруг земли с Голгофы, привезенной в 12 в. архиепископом Пизы Ubaldo de' Lanfranchi из крестового похода и высыпанной на этом месте.




Внутренний двор.







27 июля 1944 в здание попали зажигательные бомбы, сброшенные американцами и англичанами. Крыша загорелась, расплавился и потек свинец. Из-за этого фрески, покрывающие все стены кладбища, изменили свой цвет и были повреждены. Реставрационные работы ведутся с 1945 г. и теперь Кампосанто выглядит почти как до пожара.


Надгробие графа Francesco Algarotti (11 декабря 1712–3 мая 1764),
философа и художественного критика.
Дружил с Вольтером, получил титул графа от Фридриха Великого.
Прусский же король и заказал этот монумент.














Математик Фибоначчи.

Леонардо Пизанский (Leonardo Pisano), Фибоначчи (Fibonacci) (родился около 1170 — умер после 1228) – первый крупный математик средневековой Европы. Отец Фибоначчи по торговым делам часто бывал в Алжире, и Леонардо там изучил арабский. Позже он посетил Египет, Сирию и Византию, по арабским книгам изучил и систематизировал достижения античных, арабских и индийских математиков. По книгам Фибоначчи европейцы учили математику чуть ли не до времен Декарта (из них, в частности, они впервые узнали об индийских/арабских цифрах и убедились в преимуществах десятичной системы). Основные работы «Liber Abaci» (1202) — трактат об арифметике (индийские цифры, Фибоначчи числа) и алгебре (до квадратных уравнений включительно), «Practica Geometriae» (1220), которые являются первыми произведениями, содержащими задачи на приложение алгебры к геометрии.
Числа Фибоначчи - каждое последующее является суммой двух предыдущих: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21... В любой самоорганизующейся системе, в т.ч. в живых организмах, можно обнаружить эту последовательность.
Дробь из двух соседних чисел ряда, т.е. 3/5, 5/8, 8/13 и так далее, примерна равна "золотому сечению". Деление фигуры выглядит гармоничным, если меньшая часть относится к большей, как большая часть ко всей фигуре.