Триумфальная арка Константина (Arco di Constantino) — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мульвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне. Название триумфальная некорректно, поскольку Константин не праздновал триумф после победы в гражданской войне.
Арка Константина является результатом развития этого типа триумфальных сооружений в античную эпоху и представляет собой полный канонический набор всех элементов пластической декорации: круглую скульптуру, сюжетный рельеф, орнамент и посвятительную надпись.
Во время Олимпийских игр 1960 года около арки финишировали марафонцы.
Кстати, в самом начале 2007 г. при строительстве метро в недрах Палатинского холма нашли сокровища, которые император Максенций спрятал, отправляясь на битву. Войска жестокого и развратного Максенция были разбиты. А император Константин Великий, по сути, одержал победу христианства над язычеством.
Боттичелли изобразил арку Константина на фреске "Наказание Корея, Дафана и Авиана" в Сикстинской капелле.
Арка Константина, фонтан Meta Sudans, храм Венеры и Рома (Roma — богиня, олицетворение города Рима как повелителя Вселенной), перемещенный и переделанный колосс Нерона, Колизей.
Смоделированный вид на арку с расстояния 35 м.
https://www.colgate.edu/portaldata/imagegallerywww/fab2bcd8-33c3-4d30-a266-ead051c8383b/ImageGallery/FramingtheSun.pdf
Арка Константина в южном фасаде Кедлстон-холла Kedleston Hall (1761) в графстве Дербишир.
http://arch-heritage.livejournal.com/1469693.html.
Усадьба строилась для семейства Керзонов. Сейчас находится в управлении Национального фонда объектов исторического интереса либо природной красоты (National Trust for Places of Historic Interest or Natural Beauty), иначе называемого Национальным трастом. Первоначальный проект был разработан Джеймсом Пэйном, затем подключился ставший вскоре модным и очень востребованным Роберт Адам. Сама идея композиции и главного фасада воспринята от Палладио. Павловск Камерона был прямым отражением и продолжением стиля палладианских усадеб английской знати. Кстати, фасад Пэйна (северный) отозвался эхом в еще более далекой, чем Россия, Индии. Дворец индийских вице-королей в Калькутте был построен по образу и подобию Кедлстона. Так захотел лорд Керзон, владелец Кедлстона и по совместительству вице-король Индии.
Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором. Имеет раскрепованный антаблемент.
Антаблемент(франц. Entablement, от table – стол, доска) - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Раскреповка – небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента, карниза (участок над колонной); применяется для членения или пластического обогащения фасада.
Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:
• Искусство Римской империи IV века н. э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.
• Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение — к лету 315.
• Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».
ПРОПОРЦИИ АРКИ
Модуль арки, M — высота колонны.
Не являясь новым словом в римской архитектуре, арка Константина выделяется среди других трехпролетных арок прекрасными пропорциями, общей гармонией архитектурной композиции и довольно удачным применением декоративной скульптуры, в частности скульптурного рельефа. Размеры арки почти точно совпадают с размерами арки Септимия Севера.
Общему впечатлению стройности арки способствует облегчение форм и применение принципа убывания форм и членений кверху, несмотря на исключительно крупный, по сравнению со всеми другими подобными арками, аттик, достигший здесь почти половины высоты главного ордера.
Арка выдержана в пропорциях золотого сечения (вернее близких к нему): примерно в золотом сечении решены основной массив арки (до аттика), центральный интерколумний, прямоугольник, обрамляющий центральный пролет, верхние филенки; в отношении золотого сечения находятся ширина среднего и боковых интерколумниев, ширина среднего интерколумния и высота аттика и т. д. Интересно сопоставить ее с аркой Тита, в которой креповка средней пары колонн вместе с антаблементом конструктивно оправдывает применение внушительного замкового камня, с его богатым скульптурным украшением. Подчеркивание замкового камня в арке Константина является искусственным приемом, так как в ней крепуются лишь колонны, антаблемент же не выступает за плоскость стены. То же самое относится и к аттику, который хотя и расчленен на части, соответствующие нижележащему массиву арки, не подчеркивает своим членением главенство среднего прохода, как это имеет место, например, в арке в Оранже. Все это не мешает, однако, арке Константина занять важное место в заключительном периоде истории римского зодчества.
Аттик южной стороны.
На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161—180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (169—175). На вершине каждой колонны находятся фигуры даков, взятые из базилики Ульпия (полное имя Траяна — Марк Ульпий Нерва Траян), находившейся на форуме Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.
Восемь статуй пленных даков выполнены из pavonazzetto мрамора. Возможно ранее эти статуи находились на форуме Траяна. 31 января 1534 года головы статуй были отбиты и украдены, папа Климент VII пришел в ярость.
Музей Ватикана, фото Steven Zucke.
Подобная статуя находится в экспозиции Браччо Нуово Braccio Nuovo (зал, примыкающий к музею Кьярамонти, поэтому название его переводится как «новый рукав») музея Ватикана.
В 1731 Климент XII совместно с Conservatori (судьи) Рима приняли решение о реставрации арки. Руководил реставрацией Marchesi Alessandro Capponi. Материалом для реставрации послужил блок мрамора, найденный около Piazza della Pietra. Работы были завершены в 1733 году. Заново была изготовлена одна из статуй даков. Головы и руки других статуй даков тоже реконструированы. Отреставрированы карнизы. Работы выполнил Pietro Bracci. Пьетро Браччи, итальянский скульптор, один из ведущих мастеров Италии первой половины — середины XVIII в.; сыграл значительную роль в переходе итальянской пластики от барокко к неоклассицизму, был выдающимся мастером скульптурного портрета. В реставрации принимал участие архитектор Филиппо Бариджони Filippo Barigioni.
Павонаццетто (pavonazzetto) — белый с филетовыми жилками и пятнами. Рим; античный. Павонаццо I (pavonazzo I) — белый с иссиня-красными жилками. Рим; античный. Павонаццо II (pavonazzo II) — белый с красно-бурыми обломками. Италия. Название произошло от pavone павлин по-итальянски.
|
|
|
|
Северная сторона.
|
|
|
Копия XVIII века. |
|
Южная сторона.
|
8 коринфских свободностоящих колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского желтого мрамора. В 1597 году папа Климент VIII приказал одну из колонн северной стороны (крайняя слева?) переместить в Латеранскую базилику (Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, главная базилика католического мира). Изъятую колонну заменили колонной из мрамора, названного в некоторых источниках Phrygian purple marble. Фригийский мрамор — это мрамор желтого цвета с пупурными прожилками. Фригия — название одной из областей Малой Азии, отмечавшее не всегда одну и ту же область, но постоянно центральную часть Малой Азии. Название «Фригия» произошло от заселившего её народа — фригийцев. Снятую с арки колонну использовали для украшения двери в Латеранской базилике, один сайт сообщает, что это дверь под органом в трансепте. Странно, что сняли одну колонну, ведь для украшения двери нужны, как минимум, две колонны, слева и справа от двери.
|
|
Орган в Латеранской базилике.
|
Северная сторона арки Константина. |
Ученые более или менее пришли к общему мнению касательно того, что изображено на барельефах: северная сторона 1 — adventus, 2 — profectio, 3 — liberalitas (largitio/congiarium), 4 — clementia (submissio/justice); южная сторона 1 — Rex Datus, 2 — пленники перед императором, 3 — adlocutio, 4 — lustratio.
БАРЕЛЬЕФЫ СЕВЕРНОЙ СТОРОНЫ
|
|
|
|
1 Adventus. Возвращение императора в Рим из военного похода. |
2 Profectio. Император покидает город. |
3 Congiarium, liberalitas. Император раздаёт деньги народу. |
4 Clementia. Милосердие, император допрашивает пленного германца |
1 север. Возвращение Марка Аврелия после победы над германцами и сарматами в 176 г. н.э. На заднем плане реалистичное изображение храма Фортуны Возвращающей Fortuna Redux (счастливое возвращение домой) на Латинской дороге Via Latia на Марсовом поле. Перед императором богиня воинской доблести Virtus или Рома Roma — богиня, олицетворение города Рима как повелителя Вселенной. Рома часто изображалась с одной грудью, как амазонка. За императором — Марс, над головой императора — Виктория.
В 2013 году монетный двор Польши от имени острова Ниуэ выпустил необычной формы серебряную монету «Fortuna Redux». Она отчеканена в виде цилиндра.
Монета номиналом 50 долларов, серебро 925 пробы, масса 186,6 г, диаметр 32 мм, высота 22,1 мм, качество чеканки «Пруф», тираж 2500 шт. Оригинальный подарок для бизнесмена. Аверс: в центральной части монеты – изображение Меркурия. Рядом с ним – портрет Ее Величества королевы Елизаветы II и номинал: «50 DOLLARS». На заднем плане – карта мира с добавлением элементов, символизирующих путешествия. Вдоль края по кругу – надписи: «2013» (год выпуска), «NIUE ISLAND» (эмитент), «Ag 999» (проба). Реверс: изображение золотой монеты с портретом Меркурия. На заднем плане – матовое изображение карты Галактики, выполненное в лазерной технике. Гурт монеты: стилизованные изображения ног и крыльев Меркурия. На заднем плане – карта мира с добавлением элементов, символизирующих путешествия.
2 север. Император Марк Аврелий покидает город, отправляясь на войну в 169 году. На императоре традиционная короткая туника и плащ. Полулежащая фигура – персонификация Фламиниевой дороги Via Flaminia – напутствует императора. Перед ним стоит богиня воинской доблести Virtus в походной одежде. Бородатая фигура в тоге за императором – это гений сената (genius senatus). Гений genius — в римской мифологии: духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям. За головой Марка Аврелия виден еще один профиль. Полагают, что это Тиберий Клавдий Помпеян Claudius Pompeianus, зять и ближайший военный советник императора. Изображенная на заднем плане здание это арка Домициана на Марсовом поле. Обратите внимание, что наверху арки изображена колесница с впряженными в нее слонами.
3 север. Щедрость liberalitas 177 года.
Щедрость, одна из царственных добродетелей и в то же время самое популярное качество. Они свидетельствуют о тех случаях, когда императоры добровольно (liber свободный) являли народу свою щедрость путем всевозможных раздач, как денежных, так и продуктовых. В ранний период эти раздачи назывались Congiarium (Munus), так как распределяли «полные конгии масла» (congios oleo plenos). Конгий (congius) — древнеримская мера жидких тел, равная 6 секстариям или 1/8 амфоры, приблизительно 3,283 литра. В период свободной республики эти раздачи были специально возложены на эдилов — как средство приобретения благосклонности народа. Эта практика продолжалась и при императорах. На монетах иногда встречается слово CONGIARIVM, однако чаще употребляется термин LIBERALITAS, к которому нередко добавляется число I. II. III. и до VII. и VIII., показывающее, сколько раз каждый император проявил щедрость. В этих случаях императорская щедрость как правило заключалась в том, что каждому человеку выдавалась определенная денежная сумма; а если производилась раздача зерна или хлеба, чтобы население Рима не страдало от дороговизны и голода, то это называлось аннона Annona. Выплаты солдатам сверх обычного жалованья именовались донативом Donativum, — однако данное понятие не встречается на монетах, а включается в понятие Liberalitas или Congiarium; а после правления Марка Аврелия CONGIARIVM больше не употребляется, и используется только выражение LIBERALITAS.
Монета Септимия Севера.
Щедрость (Liberalitas) персонифицируется в образе женщины, держащей в одной руке тессеру — квадратную табличку с ручкой и определенным числом точек, показывающих, что правитель раздал народу деньги, зерно и другие предметы потребления. В другой руке она держит рог изобилия, обозначающий изобилие пшеницы в государственных зернохранилищах. (В описании монет Британского музея указывается, что в руке у Щедрости не тессера, а абака — счеты).
Largetio frumentaria. Уже с древних времен государство снабжало жителей необходимым хлебом или провиантом, продавая его из общественных магазинов по умеренным ценам. Это делали иногда и частные лица и правители, чтобы снискать себе расположение народа. Правильная раздача хлеба, т. е. продажа его ниже рыночной цены или же даровая раздача, началась впервые со времен К. Семпрония Гракха, хлебный закон (в 123 г. до Р. X.), предоставлял каждому отцу семейства право ежемесячно получать 5 мер пшеницы (modii) за небольшую плату по 6 1/3 асса за модий, причем государственная казна теряла приблизительно 50%. Это продолжалось еще в позднейшие времена, т. к. раздача хлеба и назначение для этой цели чиновников производились в продолжение всего времени Империи. Получателям давалась марка, tessera frumentaria, по предъявлении которой они могли взять из определенного магазина свою долю; как кажется, каждая триба имела для этой цели свой особый магазин (horreum).
Congiarium, так называли, в отличие от обыкновенных или от постоянных ларгиций, особенную чрезвычайную раздачу народу денег, хлеба, елея, вина, мяса, плодов, соли и т. п. Во времена Республики подобные подарки делались кандидатами и правительственными лицами, и чаще всего раздавалось таким образом масло или елей, отчего произошло и самое название congiarium (congius была обыкновенная мера для масла или елея).
Марк Аврелий раздает деньги после своей победы в 176 год. Снова изображен Помпеян Pompeianus, зять и ближайший военный советник императора, а вот Коммод Commodus, сын Марка Аврелия и будущий неадекватный император, отсутствует. Полагают, что Коммод был изображен рядом с отцем, сидящим как и отец на курульном кресле. Затем изображение уничтожили, так как Коммод был подвергнут damnatio memoriae. На это указывает остатки ступни на помосте около головы женщины, которая стоит вторая справа. Также, нижняя часть тоги мужчины, который стоит над женщиной, менее выпуклая, чем верхняя часть тоги.
Damnatio memoriae проклятие памяти — особая форма посмертного наказания, применявшаяся в Древнем Риме к государственным преступникам — узурпаторам власти, участникам заговоров, к запятнавшим себя императорам. Любые материальные свидетельства о существовании преступника — статуи, настенные и надгробные надписи, упоминания в законах и летописях — подлежали уничтожению, чтобы стереть память об умершем. Могли быть уничтожены и все члены семьи преступника. Damnatio memoriae — термин не римского, но относительно современного происхождения. В римских источниках упоминаются иные формулировки с той же сутью — memoria damnata, abolitio memoriae.
Курульное кресло sella curulis (словопроизводство сомнительно) — особое кресло без спинки и с X-образными ножками, выполненное, как правило, из бронзы и слоновой кости. В Древнем Риме могло принадлежать только высшим магистратам, поэтому должности последних назывались magistratus curulis курульная магистратура. Обладать курульным креслом имели право консулы, цензоры, преторы и курульные эдилы из числа ординарных магистратов, а также все экстраординарные магистраты. По римским обычаям, магистрат только сидя на нем мог творить суд и расправу, выслушивать просителей и т. д., кресло было сакральным символом власти магистрата, поэтому кресло всегда носили за ним. Даже вне Рима магистрат имел при себе sella castrensis (см. ниже) как символ своей власти.
Curulis — относящийся к колеснице, колесничный, курульный.
4 север. Милосердие clementia.
Милосердию, как богине, был воздвигнут храм как память о милосердии, оказанном Юлием Цезарем его врагам после одержанных побед.
Марк Аврелий сидит на лагерном кресле sella castrensis. За императором стоит Помпеян Pompeianus, зять и ближайший военный советник императора.
Полагают, что перед Марком Аврелием стоит варварский вождь и его сын.
Справа изображены три штандарта — сигнумы. У среднего сигнума на двух фалерах изображены люди. Лицо нижнего преднамерено стесано. Полагаюют, что это было изображение Коммода, после смерти которого память о нем была проклята (damnatio memoriae) и изображения уничтожались.
Табурет походный, или лагерный sella castrensis — складной табурет древнеримских военачальников, который они возили с собой. Он был скромно отделан, не имел украшений, ножки были гладкими, без резьбы.
Весь римский церемониальный этикет пронизан идеей, что исполнять официальные обязанности необходимо сидя; и когда народ стоял вокруг сидящего магистрата, это выражало подчинение, а когда сенат сидел в его присутствии — равенство. Такое же правило действовало и в общественной жизни: отец семейства принимал посетителей сидя, а молодежь и лица более низкого положения вставали в присутствии более пожилых или почтенных людей. Точно так же вставала публика, когда во время игр в театр входил магистрат. На пирах мужчины возлежали, но считалось, что мальчикам подобает сидеть, и женщинам сначала предписывалось то же самое, хотя позднее этим правилом пренебрегали. В искусстве даже богинь изображают сидящими, тогда как боги возлежат.
Сигнум signum — военный знак манипулы, когорты, центурии или турмы. Знак состоял из древка, на котором закреплялись фалеры (специальные диски, использовавшиеся в качестве знаков почета), сверху сигнум венчал наконечник в форме листа или манус manus (изображение открытой ладони, символ принесенной легионерами присяги верности). Иногда на древке присутствовали венки, являвшиеся наградами за особые заслуги подразделения. В бою сигнум переносил знаменосец подразделения сигнифер signifer (лат. signum — знак, ferre — нести), который выполнял также функции казначея подразделения.
Фалеры phalera и phalerае, большие медали, бляхи, изготовл. из разл. металлов со всевозможными изображениями, носили на груди рим. легионеры как знак личного мужества и отваги. Кроме того, фалеры украшали знамена и штандарты наиб. отличившихся легионов и когорт: эти фалеры являются своеобразными предшественниками совр. знаков отличия. Отсюда фалеристика — самостоят. ист. дисциплина, изучающая историю формирования и развития наградного дела по наградным знакам отличия (ордена, медали и пр.) и др. связ. с ними источникам.
БАРЕЛЬЕФЫ ЮЖНОЙ СТОРОНЫ
|
|
|
|
1 Rex Datus Перед императором предстаёт германский вождь. |
2 Пленники перед императором. |
3 Adlocutio. Торжественно обращения императора к войскам. |
4 Lustratio. Очищение путем жертвоприношения |
1 юг. Rex Datus Царь, данный (народу), церемония передачи власти германскому вождю римским императором. Заключен мирный договор и бывший враг стал союзником. И император коронует своего ставленника. Голова вождя — это современная реконструкция.
2 юг. Солдаты ведут пленников к императору. Справа вверху изображено дерево. Император и его зять и советник Помпеян одеты в тунику и палудаментум.
Палудаментум paludamentum — воинский плащ, делался из прямоугольного куска ткани с застёжкой на левом плече. Служил скорее знаком отличия (особенно цвет плаща). Палудаментум явился «родоначальником» императорской мантии.
3 юг. Adlocutio — торжественное обращение императора к войскам перед началом военной кампании. Возможно, в левой руке импертор держал копье. Показаны виды брони: римский легионер — в пластинчатых доспехах lorica segmentata (средневековое название, древнее его название неизвестно); ауксиларий (солдат вспомогательных войск) — в кольчуге lorica hamata; еще один солдат — в чешуйчатых доспехах, lorica scuamata. Верхняя часть панели — реконструкция.
4 юг. Люстрация Lustratio — очищение путем жертвоприношения.
Орел на шесте — аквила aquila. По свидетельствам античных авторов главным значком всего легиона являлся орел, которого нес аквилифер aquilifer. Aquila орёл — знак легиона в древнеримской армии в виде орла, выполненного из серебра или золота и размещённого на шесте, отделанном толстой серебряной проволокой. Шест часто украшался металлическими кольцами фалерами phalerae, служившие воинскими знаками отличия. Орел появился вместе с реформой Мария. Аквила — главное знамя и самая почитаемая святыня легиона; легион, утративший аквилу, подлежал расформированию. Золотого императорского орла хранили в святилище легиона, расположенном в центральной части лагеря у претория. Формы фигурок в каждом легионе, кажется, были различны.
За головой быка виден Помпеям Pompeianus, зять и советник Марка Аврелия.
Император льет вино из патеры на жертвенник (патера patera — широкое и мелкое блюдо, использовавшееся в античные времена как сосуд для ритуальных возлияний, в особенности в Древнем Риме). За императором музыкант играет на двойной флейте. Рядом с флейтистом стоит мальчик с длинными волосами, это camillus — юноша безупречного поведения из почтенной семьи, помогающий жрецу во время жертвоприношений. В руках у него ацерра (acerra ящичек с благовониями).
Тройное жертвоприношение suovetaurilia — особый вид жертвоприношения, состоящего из принесения в жертву хряка sus, барана ovis и быка taurus. Латинское слово ovis женского рода, но первоначально обозначало и овцу и барана. В жертву приносили только самцов, во время военного похода — в честь Марса.
Этот обряд принадлежал к числу древнейших. Три названных животных (самые главные в обиходе италийского земледельца) обводились три раза вокруг поля, после чего закалывались в честь Марса (бога-покровителя плодородия и земледелия). Кроме обряда очищения полей (Ambarvalia), существовал обряд подобного же очищения городов (Amburbia) и народа после производства ценза. Имея первоначально отношение лишь к культу Марса, обряд S. распространился и на другие культы: его устраивали во время триумфа в честь Юпитера и других богов.
Victimarii ведут животных на заклание (виктимарий victimarius – прислужник при жертвоприношении, убивавший жертвенное животное).
Жертвенные обычаи у римлян имеют много общего с таковыми же у греков. Если приносилась общественная жертва, то ее участники шли в праздничных одеждах к алтарям, которые сооружались на открытом месте и украшались священными травами и шерстяными повязками. Глашатай (прекон) приглашал понтифика и магистрат совершить священнодействие с должным вниманием, а толпу — сохранять молчание (ut Unguis taverent). Служители при Ж. приводили на слабо натянутой веревке жертвенное животное, и после того, как неочищенные были удалены, участники Ж., держась за алтарь, произносили за понтификом молитву. Потом понтифик освящал животное, окропляя его свежей водой и вином и посыпая его голову жертвенной мукой (mola salsa; immolatio) и ладаном. Отведав вина и дав выпить его участникам Ж., он отрезал на лбу животного пучок волос и бросал его в огонь. Потом, проводя ножом от лба животного до хвоста, он говорил, повернувшись к востоку: «Животное освящено» («Macta est — magis aucta»). Тогда помощник (виктимарий victimarius) спрашивал жреца: «Agone?» После ответа: «Нос age» («Приступай») он убивал животное. При этом, чтобы жертва была благоприятна, он должен был убить его сразу. Затем подходил культрарий (cultrarius) и ножом перерезал горло животного. (Если приносилась в жертву свинья или овца, то действовал только культрарий без виктимария.) Собранную кровь лили на алтарь с ладаном, вином и жертвенной мукой, а само животное, после возлияния вином, разрезали на жертвенном столе, во время чего гаруспик рассматривал внутренности (exta соnsulere), вынув их ножом (руками нельзя было их касаться). Если рассмотрение внутренностей давало неблагоприятные результаты, то надо было принести другую жертву, и это могло повториться несколько раз. Если же жертва была принесена при благоприятных условиях (litatum), то следовало новое возлияние и сожжение жертвенных лепешек (ferctum, strues). Потом внутренности жертвенного животного (exta) трижды обносили вокруг алтаря и клали на него. Призвав затем богов благосклонно принять жертву (accipe, sume, cape libens, volens) и собрав предназначенные им части в корзину, сжигали их на алтаре, предварительно посыпав ладаном и мукой и полив вином. Затем следовала адорация (поклонение), состоявшая в том, что понтифик с поднятыми кверху руками ходил вокруг алтаря на правую сторону, произнося молитвы соответствующим богам, а окружающие целовали его руки. Потом, повернувшись направо, он подносил правую руку ко рту, положив указательный палец на большой. После этого понтифик, сидя, между тем как все остальные участники обряда стояли, совершал вместе с народом церемонию воздания почестей богам (veneratio). Совершив еще раз возлияние, народ отпускали со словами: «Ilicet» («Ire licet») (ступайте), «Valete» (будьте здоровы) или Ex templo (покиньте храм). Оставшиеся в храме жрецы устраивали великолепный пир.
Иллюстрированный словарь античности. Любкер Ф. http://simposium.ru/ru/node/3623
БАРЕЛЬЕФЫ БОКОВЫХ СТОРОН И ВНУТРИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АРКИ
Большинство ученых считают, что эти четыре рельефа ранее составляли часть большого фриза на форума Траяна высотой 3 м и длиной 18 м. Однако имеются свидетельства, что этот фриз был целым при Теодорихе. Фриз был изготовлен из молочно-белого с едва заметным золотистым оттенком пентеликонского Pentelic мрамора. Назван по горе Пентеликон Pentelikon, Греция; этот мрамор использовался древними архитекторами для строительства Афинского Акрополя и других зданий в Афинах. Мрамор в древнем карьере добывается и сейчас, но только для реставрации Акрополя.
|
|
Восточная сторона.
Эпизод дакских войн.
|
Западная сторона.
Эпизод дакских войн.
|
|
|
Центральная арка LIBERATORI VRBIS (освободитель города) |
Центральная арка FUNDATORI QVIETIS (основатель мира) |
Освободитель города.
Император Траян изображен скачущим на коне среди сражающих. Очевидно, что в действительности император не сражался самолично. Изображение императоров без шлема верхом на коне посреди битвы встречается часто.
Основатель мира.
Рельеф необычен тем, что объединяет две сцены, разделенные временем и пространством. Слева стоит Траян между Ромой (Roma — богиня, олицетворение города Рима как повелителя Вселенной) и Викторией, возлагаюшей венок на голову императора. Справа римские всадники атакуют даков.
Над боковыми арками расположены по два тондо диаметром 2,4 м эпохи Адриана.
Тондо — круглая по форме картина или барельеф (сокращение от итал. rotondo — круглый).
Тондо арки Константина, южная сторона, левая часть. Внизу — эпизод кампании против Максенция, штурм города, предположительно Вероны. Надпись SIC X — "что касается 10-ого". Надписи относятся к decennalia Константина, то есть к 10-ой годовщине его правления.
ТОНДО СЕВЕРНОЙ СТОРОНЫ
|
|
Охота на вепря.
|
Принесение жертвы Аполлону.
|
|
|
Охота на льва.
Сохранилось порфировое обрамление. |
Принесение жертвы Геркулесу.
Сохранилось порфировое обрамление. |
Головы Адриана заменены в сценах охоты на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора.
ТОНДО ЮЖНОЙ СТОРОНЫ
|
|
Выезд на охоту.
|
Принесение жертвы Сильване.
|
|
|
Охота на медведя. |
Принесение жертвы Диане. |
В сценах жертвоприношений голова Адриана заменена на голову Константина, в сценах охоты — на головы Лициния и Констанция Хлора.
ТОНДО БОКОВЫХ СТОРОН
Тондо времени Константина.
|
|
Божество Солнца на колеснице
поднимается из моря (с восточной стороны). |
Божество Луны на колеснице (с западной стороны).
Бига (biga) античная колесница, запряженная двумя лошадьми,. |
Надпись на южной стороне.
Надпись на северной и на южной стороне арки одна и та же. Бронзовые буквы утеряны, остались только углубления и отверстия для крепления.
Надпись на южной стороне.
IMP(eratori)· CAES(ari) · FL(avio) · CONSTANTINO · MAXIMO
P(io) · F(elici) · AVGVSTO · S(enatus) · P(opulus) · Q(ue) · R(omanus)
QVOD · INSTINCTV · DIVINITATIS · MENTIS
MAGNITVDINE · CVM · EXERCITV · SVO
TAM · DE · TYRANNO · QVAM · DE · OMNI · EIVS
FACTIONE · VNO · TEMPORE · IVSTIS
REMPVBLICAM · VLTVS · EST · ARMIS
ARCVM · TRIVMPHIS · INSIGNEM · DICAVIT
To the Emperor Caesar Flavius Constantinus, the greatest, pious, and blessed Augustus: because he, inspired by the divine, and by the greatness of his mind, has delivered the state from the tyrant and all of his followers at the same time, with his army and just force of arms, the Senate and People of Rome have dedicated this arch, decorated with triumphs.
СЕНАТ И РИМСКИЙ НАРОД ПОСВЯТИЛ ЭТУ АРКУ ИМПЕРАТОРУ ЦЕЗАРЮ ФЛАВИЮ КОНСТАНТИНУ ВЕЛИКОМУ БЛАГОЧЕСТИВОМУ СЧАСТЛИВОМУ АВГУСТУ, ИБО БОЖЕСТВЕННЫМ ВДОХНОВЕНИЕМ И ВЕЛИЧИЕМ ДУХА СО СВОИМ ВОЙСКОМ ОН СИЛОЙ СПРАВЕДЛИВОГО ОРУЖИЯ ОТОМСТИЛ ЗА РЕСПУБЛИКУ В СРАЖЕНИИ ПРОТИВ ТИРАНА И ЕГО ПРИСПЕШНИКОВ.
Слова instinctu divinitatis ("вдохновленный божественным") преднамеренно неоднозначны — приемлемы и для язычников, и для христиан. Побежденный враг не упомянут по имени, но только называн "тираном", тем самым утверждая законность убийства тиранического правителя. REMPVBLICAM — res publica «общее дело», rem винительный падеж слова res.
Надписи в боковых проходах:
VOTIS X — VOTIS XX "Торжественные клятвы для 10-ой годовщины – для 20-ой годовщины"
SIC X — SIC XX "что касается 10-ого, таким образом, для 20-ой годовщины"
Надписи относятся к decennalia Константина, то есть к 10-ой годовщине его правления, который он праздновал в Риме летом 315. Можно предположить, что арка была открыта во время пребывания Константина в городе.
Надпись на западной стене посвящена папе Клименту XII, приказавшему отреставрировать арку в 1731-33 гг. Справа от надписи находится дверь, за которой начинается лестница, ведущая в помещение в верхней части арки. Полагают, что в нижней части арки использован более древний монумент времен Адриана. Может быть дверь расположена так высоко над землей для безопасности. А дверь-то — современная.
CLEMENTI.XII./ PONT.(ifici) MAX.(imo)/ QUOD. ARCUM./ IMP.(eratori) CONSTANTINO. MAGNO/ ERECTUM./ OB. RELATAM. SALUTARI/ CRUCIS. SIGNO/ PRAECLARAM. DE. MAXENTIU/ VICTORIAM/ IAM TEMPORAUM INIURIA/ FATISCENTEM/ VETERIBUS. REDDITIS/ ORNAMENTIS. RESTITUERIT/ ANNO D.(omini) MD.CC.XXX.III/ PONT.(ificatus) III/ S.P.Q.R./ OPTINO. PRINCIPI/ AC. PRISTINAE MAIESTATIS/ URBIS. ADSERTORI/ POS.(uit)
The senate and people took care to record their credulity as well as their gratitude.
Сенат и народ этой надписью выражают свою благодарность, а равно свое доверие.
Jukka Jokilehto в своей диссертации в университете Йорка, Англия сообщает о наличии еще одной надписи на арке, не указав конкретное место на арке:
ARCUM CELEBERRIRUM/ IMPERATORI CAESARI FLAVIO CONSTANTINO/ CUI NOMEN MAGNO/ ANTIQUITUS MERITO’ ERECTUM./ NON HOSTIUM INVIDIA DEFORMATUM/ CLEMENS XII.P.O.M./ COLUMNIS. AC STATUIS./ SUAE DIGNITATI REDDITIS./ AD PRIMAM QUAM POTUIT FORMAM/ REVOCAVIT.
И о двух надписях внутри аттика арки:
первая — F.S SCARCVA LAPICIDA F./ D. REG. LEPIDI A.D.MCVII
вторая — ALEX. GRE. MARCHIO CAPPONIVS/ S. PAL. AP. FORERIVS. MAIOR/ HIERONYMUS. MARCHIO. THEODVLVS/ IN QVOS. CLEMENS XII. P.M./ TRIVMPHALIS. HVIVS. ARCVS./ RESTITVENDI/ CVRAM. CONTVLERAT/ INSCRIPTVM. LAPIDEM/ IN. SVPERIORE. ILLIVS. PARTE/ INVENTVM. HIC. SERVANDVM. POSS./ A.C.MDCCXXXIII.
ФРИЗ
Огибает нижнюю часть арки, повествование начинается на западной стороне. Высота фриза около 1 м, длина частей — 5,5-6,5 м.
Деталь фриза, сцена "Щедрость".
Рассматривая константиновский фриз, трудно не согласиться с Рафаэлем. После портретного реализма и изысканной композиции ранних рельефов комикс про победы и деяния Константина кажется примитивным: резьба плоская, пропорции не соблюдены, индивидуальных черт не видно, лошади размером с небольшую собаку, все сцены растянуты по плоскости без намека на глубину и перспективу. Но можно посмотреть на это иначе: да, в этих рельефах нет античной пластики, но есть сосредоточенность, есть идейный заряд, есть предвкушение новой эпохи. Арка Константина — это монумент, на котором античность перетекает в средневековье.
Армия выходит из Mediolanum Милана. Император Константин едет на колеснице. Процессия включает солдат, лошадь, верблюда, музыкантов, имагиниферов.
В период принципата в римской армии существовала должность имагинифера. Так называли принципала (младшего офицера), несшего изображение императора или одного из представителей правящей династии, закрепленное в рамке на посеребренном древке.
Часть солдат не в шлемах, а в паннонских шапках pilleus Pannonicus. Паннонская шапка, колпак или паннонийская шляпа pilleus pannonicus — кожаный фригийский колпак со стальными налобником и нащечниками. Использовался вероятно с III века римской армией вместо имперских галльского и италийского шлемов. Может быть эту шапку надевали под шлем как амортизирующую прокладку. А затем эта шапка стала символом принадлежности к армии.
Штурм города, возможно Вероны. Виктория увенчивает Константина. Голова статуи сильно повреждена. Император изображен значительно большего размера, чем окружающие, что характерно для христианского искусства, а не для ранней империи. Почему-то один солдат Константина убежал далеко вперед под стены города.
Ключевая битва — битва у Мульвийского моста — сражение Максенция с Константином 28 октября 312 г. н. э., в результате которого последний стал единоличным правителем западной части Римской империи. Мировое значение битвы в том, что она привела к легализации христианства и его превращению в государственную религию.
Битва состоялась на местности Сакса-Рубра Saxa Rubra на правом берегу Тибра у Мульвийского моста Pons Mulvius. В то время мост располагался в 3 км к северу от Рима на древней Фламиниевой дороге Via Flaminia, соединявшей Рим с Ариминумом (сегодня Римини) на берегу Адриатического моря.
Максенций приказал разрушить Мульвиев мост на пути соперника, что в итоге сослужило ему самому очень скверную службу. Римлян фактически принудили императора выйти из города тем, что собирались у дворца и упрекали его в трусости. Бог пришел на помощь Константину, явив ему знамение креста в синем небе и солнечном сиянии с надписью «In hoc signo vinces» «Сим победиши!».
Сначала разрушив Мульвиев мост, а потом решив биться с Константином на правом берегу Тибра, Максенций оказался перед необходимостью переправляться туда, для чего велел навести немного ниже по течению понтонную переправу из связанных между собой лодок.
Константин лично возглавил проверенную в деле кавалерию в ударном броске на врага, захватил инициативу и довольно быстро смял вражескую конницу на левом крыле противника. Она первой обратилась в беспорядочное бегство к деревянному мосту. Увидев, что происходит, италики и солдаты гарнизонной службы, теснимые закаленными в боях легионерами и ауксилариями (вспомогательные войска) Константина, предались панике и отрядами и поодиночке стали покидать места в строю. Очень скоро бегство стало всеобщим. Охватило оно в том числе и Максенция, который нашел смерть в водах Тибра, как и значительная часть его армии. Уцелевших победитель помиловал и включил в состав своего войска.
Слева изображены остатки моста. Константин стоит в лодке (изображение практически утеряно) между Викторией и богиня воинской доблести Virtus, по другому мнению — между Ромой и Викторией. Внизу — божество реки Тибр. Враги тонут в реке. Музыканты, по мненю одних, трубят победу, по мнению других — сигнал к отступленю.
Торжественный въезд Константина в Рим Ingressus, но это не триумф, так как это была победа в гражданской войне. Император едет на колеснице сидя на троне. Возможно, ведут пленных.
Любопытно видеть дакские штандарты в виде драконов в армии Константина. Даки как союзники?
Ведь ещё в 271 году н. э. римский император Аврелиан эвакуировал армию и гражданское население из Римской Дакии.
Этот рельеф на восточной стороне сильно поврежден. В 1530 году Лоренцино Медичи был изгнан из Рима из-за того, что поотшибал головы Константина на рельефах арки. Лоренцино сделал это как вызов своему дяде — римскому папе Клименту VII, в миру Джулио Медичи.
Медичи Medici, Лоренцино (1514 — 1548) — итал. писатель. Принадлежал к ветви рода Медичи, известного своими респ. симпатиями. Семейные традиции и античные классики привили М. безудержную жажду славы и ненависть к тирании. В 1537 М. убил своего двоюродного брата герцога Алессандро Медичи в надежде, что это послужит сигналом к восстанию. Но народ не поддержал его, и М. вынужден был бежать из Флоренции. Неск. лет он скитался по Европе, пока не пал от рук убийц, подосланных тосканским герцогом Козимо I.
Альфред де Мюссе написал пьесу "Лоренцаччо" о Лоренцино. Главный персонаж пьесы стал "французским Гамлетом". Благородные помыслы и порывы героя Мюссе блекнут по мере того, как он движется к достижению заветной цели, совершая самые низменные поступки. Надетая им на себя маска порока столь плотно прилегает к его коже, что ее уже невозможно снять.
Лоренцо Медичи – сводник и приживал при своем кузене, флорентийском герцоге Алессандро Медичи. И честных флорентийцев так раздражает его подличанье, что они называют его презрительно – Lorenzaccio Лоренцаччо, плохой Лоренцино. Но на самом деле под маской жулика и предателя скрывается благородный герой, жертвующий не только жизнью, но и честью ради свободы Флоренции. Лоренцаччо втирается в доверие к тирану Алессандро, чтобы в предпоследнем акте отправить его на тот свет и избавить Флоренцию от диктатора. Никто не верит Л. и заговорщики-республиканцы не успевают воспользоваться плодами совершенного Л. убийства: следующий Медичи занимает место убитого. Но Л. не суждено стать тому свидетелем: он погибает от рук наемного убийцы, а разъяренная толпа, всегда его боявшаяся и ненавидевшая, сталкивает его тело в воды лагуны.
На фризе северной стороны Константин обращается к народу Рима с Ростральной трибуны.
Название самого знаменитого места для публичных выступлений объясняется тем, что её основание было украшено носовыми корабельными фигурами (рострами). Ростра rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля. При Анциуме в ходе Латинской войны 340—338 до н. э трибуна была украшена носами вражеских кораблей, захваченных римлянами в 338 до н. э. Ростра была отреставрирована при Августе носами кораблей египетской царицы Клеопатры VII после поражения её флота в 31 до н. э. в битве при Акции.
Константин единственный, изображенный полностью анфас, но голова отбита в 1530 году Лоренцино Медичи. Такое представление соответствует принципу домината.
Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию — с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали функционировать, а глава государства — принцепс («первый») — считался лишь первым гражданином республики.
Некоторые ученые полагают, что такое изображение императора повлияло на христианское изображение Христа как Пантократора.
Спас Вседержитель или Пантократор (греч. — всевластный, всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.
По краям трибуна украшена статуями сидящих императоров в тогах. Слева — Марк Аврелий, справа — Адриан с глобусом в правой руке. Тем самым указывается, что Константин входит в число великих императоров. Необычно присутствие трех мальчиков рядом с Константином в государственной скульптуре. Возможно это сыновья императора, которые наследуют власть.
Глобус символизировал мир, которым управлял император. В Древнем Риме понятие “множество”, например, толпа, обозначалось словом globus. В трактате Аристотеля «О небесах» земля представляется в виде шара, находящегося в центре Вселенной. Для многих римлян, и в первую очередь древнеримских ученых и философов (Плиния Старшего, Макробиуса и др.) шарообразная форма Земли не подлежала сомнению.
Здания слева от трибуны это базилика Юлия и арка Тиберия, справа — триумфальная арка Септимия Севера. Полагают, что за ростральной трибуны стоит монумент в честь десятилетия правления (Decennalia) Диоклетиана.
Арка Тиберия Arcus Tiberius, триумфальная арка на Римском форуме, построенная в честь возвращения римских штандартов Германиком в 15 или 16 году н. э., штандарты были потерянны в битве в Тевтобургском Лесу. Арка располагалась на территории между Храмом Сатурна и Базиликой Юлия. Она была посвящена Тиберию, так как в императорский период только император мог праздновать триумф, поэтому победа Германика была отмечена как триумф Тиберия. Очень мало известно об этом памятнике. Основание арки было найдено на форуме, но сейчас его не видно.
Деценналии decennalia, от decem - десять, и annus - год. В древнем Риме - праздники в честь богов, учрежденные императором Августом и отправлявшиеся через каждые 10 лет его правления, как благодарность народа богам за 10 лет счастья, которое доставило ему правление Августа.
Щедрость liberalitas.
Щедрость, одна из царственных добродетелей и в то же время самое популярное качество. Они свидетельствуют о тех случаях, когда императоры добровольно (liber свободный) являли народу свою щедрость путем всевозможных раздач, как денежных, так и продуктовых.
Константин сидит на подиуме в центре, голова отбита все тем же Лоренцино Медичи. Император впервые одет в тогу, что в определенной степени уравнивает его с сенаторами. Действие происходит на форуме Цезаря 1 января 313 года. В правой руке императора tessera(?) с отверстиями для монет. Несколько монет упали, их ловит сенатор. В прямоугольниках изображены сцены счета монет и их учет, возможно это сценки в лавках (tabernae) форума.
Костяная тессера из Британского музея.
Tessera — заменитель денег, бронзовый, иногда свинцовый жетон, марка, отличительный знак, античная, греческая и римская, марка или знак достоинства, права на что-либо, а также опознавательный знак. Тессера уже в IV—II вв. до нашей эры служила в Афинах подтверждением присутствия на народном собрании или судебном заседании, которое давало право на соответствующее вознаграждение. Некоторые тессеры служили также пропуском на театральное представление.
Кстати, кусочки мозаики тоже называются тессера.
Тессера — квадратная табличка с ручкой и определенным числом точек, показывающих, что правитель раздал народу деньги, зерно и другие предметы потребления. Стивенсон. Словарь римских монет.
Tessera, по мнению еще одного автора, — дощечка для записи имен людей, получившие вознаграждение.
Еще один автор пишет о совке для монет coin scooper с 12 ячейками. Незнатные люди получают дары из coin scooper с 6 ячейками.
Что же император держит в руке? Что имели ввиду авторы описания? Поди пойми.
Основания колонн украшают рельефы с изображением крылатой Виктории и пленным у ее ног (лицевая сторона), римских солдат и пленных (боковые стороны). Колонны — свободностоящие с отвечающими им пилястрами.
|
|
|
Северная сторона, цоколь 1-й колонны.
|
Северная сторона, цоколь 1-й колонны.
|
Северная сторона, цоколь 1-й колонны.
|
|
|
Северная сторона, цоколь 2-й колонны.
|
Северная сторона, цоколь 2-й колонны.
|
|
|
|
Северная сторона, цоколь 3-й колонны.
|
Северная сторона, цоколь 3-й колонны.
|
Северная сторона, цоколь 3-й колонны.
|
|
|
|
Северная сторона, цоколь 4-й колонны.
|
Северная сторона, цоколь 4-й колонны.
|
Северная сторона, цоколь 4-й колонны.
|
|
|
|
Южная сторона, цоколь 1-й колонны.
|
Южная сторона, цоколь 1-й колонны.
|
Южная сторона, цоколь 1-й колонны.
|
|
|
|
Южная сторона, цоколь 2-й колонны.
|
Южная сторона, цоколь 2-й колонны.
|
Южная сторона, цоколь 2-й колонны.
|
|
|
|
Южная сторона, цоколь 3-й колонны.
|
Южная сторона, цоколь 3-й колонны.
|
Южная сторона, цоколь 3-й колонны.
|
|
|
|
Южная сторона, цоколь 4-й колонны.
|
Южная сторона, цоколь 4-й колонны.
|
Южная сторона, цоколь 4-й колонны.
|
В пазухах свода главного пролёта изображена Виктория с трофеями на шесте. Под Викториями — путти, олицетворяющие времена года. В пазухах сводов боковых проходов изображены речные божества.
Все эти рельефы относятся ко времени Константина.
|
|
Северная сторона.
Замковый камень украшен фигурой сидящего императора.
|
Замковый камень (иногда просто замок) — клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Этот камень укладывается последним, после чего каменный свод может нести нагрузку.
|
|
|
Южная сторона.
Фигура на замковом камне сильно повреждена. |
|
|
|
|
|
|
Левый проход. |
Правый проход. |
Северная сторона.
|
|
|
|
|
|
|
Левый проход. |
Правый проход. |
Южная сторона.
|
В каждом из боковых проходах на стенах размещены бюсты, по два бюста на стене. Из-за плохой сохранности нельзя понять чьи это портреты.
Арка Константина и остатки фонтана Meta Sudans.
Раскопанные остатки фонтана — то что здесь видно, во времена античности находилось под землей.
Фонтан Meta Sudans был построен во второй половине 1 века н.э. Это единственное, что о нем точно известно. Мета суданс (sudans потеющий) — вид античного фонтана в виде столба конической формы, по стенкам которого стекала вода.
Фото около 1920 г. То, что осталось от фонтана окончательно было разрушено в 1936 г. при прокладке улиц Via del Trionfi (современная Via di San Gregorio) и Via dell'Impero (современная Via del Fori Imperiali).
Голова статуи Константина. Капитолийский музей.
Большая советская энциклопедия о Константине:
Константин I, или К. Великий, Флавий Валерий (Flavius Valerius Constantinus Magnus) (около 285, Наиссус,— 337, Анкирон), император в 306—337. Сын Констанция Хлора. После смерти отца был провозглашен августом (306) британскими легионами, правил в Галлии. В 311 (после смерти цезаря Галерия) началась борьба 4 августов (Лициния, Максенция, Максимиана Дайи и К.) за власть. В 312 К. разбил у Мульвийского моста (в Риме) Максенция; в 313 погиб Максимиан Дайя, потерпев поражение от Лициния; заключённый в 313 в Медиолане союз между К. и Лицинием оказался непрочным; в 324 К. разбил Лициния. С 325 (после казни Лициния) К. правил единолично. Стремился стабилизировать общественный порядок, проводя последовательную централизацию государственного аппарата и подавляя сопротивление народных масс. В то же время использовалась в извращённом виде социальная программа, выдвинутая в 3 в. оппозиционными кругами (в т. ч. христианством). Объявляя императорскую власть защитницей всеобщего равенства, справедливости, свободы, в действительности К. своими законами отстаивал отжившие рабовладельческие порядки, прикрепил сословия к месту обитания или к роду занятий. Столица была перенесена в Константинополь (330), но город и его учреждения подражали старой столице — Риму. К. поддерживал христианскую церковь, пожаловал ей ряд привилегий, но сохранял и языческие культы, в том числе родовой культ Флавиев. Правительству К. удалось достигнуть некоторых успехов: улучшилось положение городов, была стабилизована монета, отражён натиск варваров (победа над готами в 332). Церковная традиция называет К. равноапостольным и связывает с ним коренной поворот от преследования христианства к покровительству новой религии, однако уже предшественники К. (Галерий, Максенций, Лициний) вступили на этот путь. К. принял христианство лишь перед смертью (в форме арианства). Ещё будучи язычником, К. активно вмешивался в дела христианской церкви, руководил богословскими диспутами, председательствовал на Никейском соборе 325, выступал на стороне христианской церкви в борьбе с донатистами.
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон "Энциклопедический словарь"
Константин, позже прозванный Великим, полным именем Гай (по некот. - Марк) Флавий-Валерий К. - сын Констанция Хлора и Елены, род. в г. Нессе 27 февраля 274 г. До отказа Диоклетиана от власти К. оставался на Востоке при дворе старого императора в качестве заложника, чтобы его папа – Констанций Хлор – чувствовал себя не так свободно. Затем Константин отправился на запад, где в то время Констанций вел войну с варварами в Галлии и Британии. Когда Констанций умер (306), ему должен был наследовать Север, но солдаты в Британии провозгласили К. императором и цезарем, и он принял их выбор. Галерий, желая избежать гражданской войны на Западе, признал К. Поддержку молодому цезарю оказал престарелый Максимиан, сложивший власть вместе с Диоклетианом, но все еще не лишившийся влияния.
В 306 г. К. успешно сражался в стране батавов и на левом берегу Рейна с франками, королей которых он казнил за нарушение мира; он сделал также нападение на бруктеров, увеличил флот на Рейне, начал строить каменный мост у Кельна. В Риме, между тем, преторианцы и сенат избрали цезарем Максенция; отец его, беспокойный Максимиан, домогался власти, хотя и не хотел ее делить с сыном, неспособность которого к управлению была ему известна. В конце 307 г. он, с дочерью Фавстою, отправился в Галлию, выдал ее здесь за К. и признал за последним титул Августа. В отсутствие К. Максимиан, однако, снова надел порфиру, завладел государственной казной и заперся в Арле, откуда бежал в Массилию. Он был выдан К., помилован, но вскоре затем его принудили наложить на себя руки.
В 310 г. К. одержал победу над коалицией бруктеров, хамалов, херусков, шубактов и аламаннов; за нее он получил титул Germanicus. В 311 г. Галерий умер и, после коротких смут, диоклетиановский строй империи был оставлен; новый цезарь не был избран, а на месте 2 августов оказались трое, которых отношение друг к другу основывалось исключительно на договорных началах. С тираном Рима, Максенцием, К. до тех пор хранил нейтралитет, но, вследствие взаимного недоверия, К. сблизился с Лицинием, а Максенций - с Максимином, что вскоре привело к войне, известия о которой сильно разукрашены панегиристами К.
Поводами к войне выставляли: К. - бедствия Италии и Рима. Максенций - месть убийце отца. Войско К. определяется приблизительно в 100000 чел., войско его противника - в 190000; качественный перевес находился на стороне К. Не дав противнику времени сосредоточить войска, К. перешел через Альпы, овладел важнейшими городами северной Италии, беспрепятственно вступил в среднюю Италию и направился к Риму. Взрыв народного неудовольствия в Риме заставил Максенция решиться на гибельный для него шаг: вместо того, чтобы защищаться за стенами и рвами Рима, он выступил против К. до Saxa rubra на фламиниевой дороге и выстроил свое войско на берегу Тибра. Битва окончилась полным поражением Максенция; под массою беглецов мост через Тибр обрушился и сам Максенций утонул (28 октября 312 г.).
Народ приветствовал победителя, который велел нести перед собою окровавленную голову Максенция. Преторианцы были распущены, наложенные Максенцием наказания были отменены, конфискаций объявлены недействительными, децимированный сенат пополнен знатными провинциалами; в честь К. сооружена сохранившаяся до сих пор триумфальная арка. Большинство сторонников погибшего тирана К. оставил в покое. Ему без сопротивления покорились Италия, ова, Африка, Испания, и он стал самым могущественным из трех Августов.
На съезде в Милане, зимою 312 - 313 г., состоялось соглашение К. с Лицинием о действиях против Максимина и был заключен брак между Лицинием и сводной сестрою К. - Констанцией. Диоклетиан был приглашен для участия в соглашении, но он не явился и вскоре умер.
На съезде был обнародован эдикт Лициния и К. относительно веротерпимости. Максимин, на пути к Адрианополю, был разбит Лицинием (30 апреля 313 г.) и бежал за Тавр, но в Тарсе скоропостижно умер. Властителями империи остались Лициний и К., после миланского съезда все время бившийся с франками; лишь в ноябре 313 года он снова поселился в Трире. Иллирийские провинции принадлежали теперь Лицинию, и это давало ему сильный перевес над К.; последний предложил передать Италию и Иллирию своему родственнику Бассиану, как цезарю и регенту. Лициний на это ответил подстрекательством Бассиана к восстанию, и между обоими императорами возгорелась вражда, скоро перешедшая в открытую войну.
С 20000 войском К. вступил в Иллирию и у Цибал (нын. Vinkovce), на Саве, разбил Лициния; он же победил и во второй битве, на мардийских полях во Фракии; но главные силы Лициния все еще не были сломлены, и К. решился принять предложенный противником мир, по которому получил, между прочим, Норику, Паннонию, Далмацию, Дакию, Эпир, Македонию, Грецию, Иллирию (315). Для упрочения мира оба императора провозгласили, в 317 г., своими наследниками-цезарями: К. - своих сыновей Фд. Юлия Криспа и Фл. Клавдия Константина, Лициний - своего сына, Лициниана Лициния.
Через 6 лет снова началась война. Лициний не охранял устья Дуная от нападений варваров, и К. в 319 и 322 г. пришлось нарушать, для отражения сарматов (готов), постановления о границах, на что Лициний отвечал запретом в своих пределах монет К. с надписью: "Sarmatia devicta". К., с армией в 130000 чел., двинулся в поход сухим путем; сын его Крисп на Эгейском море начальствовал 200 военных и 1000 транспортных судов. Лициний располагал флотом в 350 военных судов и армиею в 165000 чел. Войска встретились близ Адрианополя, 3 июля 323 г.; личное мужество К. одержало верх. Вскоре и Крисп одержал, при Каллиполисе, решительную победу на море; Лициний, засевший было в Византии, бежал в Халкидон, его войска были еще раз разбиты и оставшиеся 80000 чел. сдались победителю. Лициний сдался в Никомидии; Констанция просила за его жизнь, и К. обещал пощадить ее; но в октябре 325 г. низложенный император, якобы за попытку устроить восстание в Фессалониках, был казнен. К. был теперь единодержавным императором. К обоим цезарям присоединился еще третий - Констанций, но Крисп был убит, как передают, по наущению Фавсты, которая сама также вскоре была казнена; оба эти факта, однако, неясны и христианскими писателями отрицаются.
В деятельности К. наибольшего внимания заслуживает его церковная политика. Громадные услуги, которые ему могут оказать христиане, были ему ясны, когда он еще управлял Галлиею. К победе над Максенцием относят появление знаменитого Labarum - знамени с крестом и такого же креста на шлеме К. и щитах солдат. Евсевий, в "Vita Constantini", передает, со слов самого императора, что накануне сражения К. видел крест на небе, в присутствии войска, С надписью - en toutw nika (Hoc vince); то же явление повторилось императору во сне и рассеяло его сомнения. Приблизительно то же рассказывают Лактанций, в "De mor tibus persecutorum", и Руфин, в "Historia ecclesiastica", ограничивая, впрочем, видение сном. На триумфальной арке, воздвигнутой в Риме после победы над Максенцием, были, по желанию К., изображены слова: instinctu divinitatis. На монетах К., чеканенных им на Западе, имеются изображения Марса, гения римского народа и солнца; первые два исчезают после 317 г., солнце продержалось дольше, но во всяком случае не позже 323 г.
В законодат. деятельности К. поворот к христианству замечается, после эдикта о веротерпимости, в изданном 21 окт. 313 г. постановлении об освобождении клириков от всех личных повинностей; оно не распространялось лишь на еретиков-донатистов. В 313 или 315 гг. церковь была освобождена от податей, tributum и аnnоnа. Закон 315 г. угрожал сожжением евреям, которые стали бы побивать каменьями сошедшихся для богопочитания (ad Dei cultum) верующих. В 316 (321) г. были признаны законными отпущения рабов, производимые в церквах, если они заносились в особые протоколы, как это делалось раньше в языческих храмах. Эти меры не могли не увеличить числа христиан, вследствие чего в 320 г. воспрещено было принимать в ряды клира декурионов и сыновей декурионов и повелено замещать лишь места умерших клириков. Право убежища было распространено на христианские церкви. Закон 321 г. разрешил делать всевозможные вклады в христианские церкви. Закон 320 г. дал клирикам право завещания; в 322 г. воспрещено было насильно привлекать христиан на языческие празднества.
Репрессивных мер против язычества еще не принималось. В 321 г. воспрещено было тайное спрашивание гаруспиков в домах: к ним разрешено было обращаться лишь в храмах. Культ Геркулеса и Митры в 313 - 321 г. существовал в Риме беспрепятственно; язычники по-прежнему достигали высших должностей. Борьба с Лицинием заставила К. решительнее стать на сторону христианства; он шел в походах и сражался под крестовым знаменем, и вообще являлся как бы освободителем христиан на Востоке от языческой тирании Лициния.
Из монет К. можно заключить, что, после победы над Лицинием, культ богов уже не существовал официально, хотя и не преследовался везде и во всем. К. сохранил за собою сан первосвященника - pontifex maximus, основывал храмы языческие; в Гиспеллуме, через 10 лет после победы над Лицинием, позволил посвятить храм себе и сыновьям, с тем лишь, чтобы ему там не приносили жертв; назначал на должности язычников; день бога Солнца (Dies Solis) сделал общим праздничным и рыночным днем; при перенесении столицы в Константинополь Тиха (судьба), сделавшаяся символом города, получила свой культ; всего за два года до смерти К. признал права фламинов в муниципиях.
По отношению к евреям К, следовал той же политике, как и к христианам: в 330 и 331 гг. он освободил их старшин и пресвитеров от всех личных и общественных повинностей. В последний год своей жизни он утвердил за языческими коллегиями их права и преимущества. Итак, не смотря на личную склонность к христианству. К., в своей политике был сторонником нейтралитета. Зато он способствовал тому, что при его преемниках государство и христианская церковь слились в одно органическое целое. Сыновьям своим он дал христианское воспитание; в церкви старался поддерживать мир и согласие, называя себя общим блюстителем (coinoV episkopoV).
Чтобы уладить арианский спор, он созвал никейский собор, на котором собравшихся епископов называл "братьями и сослужителями" (adeljoi kai sunJeraponteV); он подавил донатистов, запретил новациановскую и другие ереси.
Внешние дела в царствование К. шли сравнительно спокойно. Более всего приходилось защищать границы со стороны Рейна и Дуная. Побежденных варваров К. селил в римских областях, не принимая мер к лишению их национальных особенностей. После большой победы над готами более 300000 челов. из них получили земли по Дунаю, в Паннонии, Фракии, Македонии и Италии. Восстания Калоцера на Кипре и мятеж евреев быстро были усмирены К.
Во внутренних делах К. является завершителем перехода от принципата к абсолютной монархии, докончившим создание так называемого диоклетианоконстантиновского строя. Он стремился к строгому отделению гражданских властей от военных. Пока он был жив, единство империи было восстановлено; однако, административное разделение ее на крупный области грозило этому единству неминуемою гибелью. На Италию К. распространил провинциальное управление. К. завершил и диоклетиановскую финансовую систему; при нем же появилась новая золотая монета, относившаяся к прежней как 72 : 60. Нежелание иметь Рим резиденцией и мысль о необходимости приблизить столицу к центру империи привели К. к основанию Константинова града - Константинополя, на месте древней Византии. Украшение новой столицы стоило немалых средств; в последнюю треть правления К. тяжесть налогов была очень велика.
В 327 г. было постановлено, чтобы никаких отсрочек для должников фиска не допускалось. Куриалы лишены были возможности уклоняться от повинностей; правительство зорко следило за правильною заменою выбывающих из их числа. Колонам дано было право жаловаться на чрезмерную требовательность господ - однако, лишь для того, чтобы не умалить получавшихся с них в казну налогов. Богатые люди, скупавшие земельные участки разоренных бедняков, обязаны были принимать на себя и лежавшие на последних подати. Из найденных кладов фиск брал себе половину. Лихоимство и вымогательство строго наказывались; за последнее назначено было сожжение. Многие местности, напр. Афины, получали ежегодно громадные пособия хлебом. Врачи, учителя и родители архитекторов были освобождены от повинностей, а также 35 отраслей промышленности.
К. вообще покровительствовал крестьянам, не дозволял в страдную пору привлекать их к чрезвычайным работам, разрешил и по воскресеньям долевые работы, запретил брать в залог сельских рабов и крестьянский скот, а также отбирать крестьянских рабочих лошадей для отправления ямской повинности. Тюремное заключение было смягчено, установлены правила тщательного расследования дела до заточения обвиняемого, назначены наказания за ложные обвинения в оскорблении величества, отменена казнь через распятие, отменены приговоры к гладиаторству. Суровые наказания назначены за блуд с рабами, отцеубийство, рабокрадство, памфлеты, чародейство, делание фальшивых монет и нарушение общественного благочиния.
Сам император неусыпно заботился об устранений беспорядков в суде. Он следил за тщательным рассмотрением апелляций, за отсутствием судебной волокиты, за беспристрастием судей. Чтобы искоренить детоубийство в Италии и Африке, он приказал снабжать бедных родителей пищею и одеждою. Для урегулирования привоза хлеба в Константинополь, он издал правила для морского транспорта и соединил кораблехозяев в замкнутые корпорации. Строителей и плотников он сплотил в пожарные команды.
Образование К. получил не выше обыкновенного. Он был красноречив и с любовью изучал христианских писателей. Строго карая преступления, он во всем прочем был гуманен, простирая свое человеколюбие и на рабов. Он является защитником женщин, отменяет наказание за безбрачие, старается поддержать святость брака. Христиане и язычники одинаково признают его щедрость, доступность для всякого. Стремясь к популярности, он принимал участие в увеселениях простого народа. Из всех предыдущих императоров его скорее всего можно сравнить с Августом: как тот, он шел по пути уже указанному и стремился исключительно к тому, что было для него доступно.
В последние годы жизни его энергия ослабела. Войско теряло боевую способность в гарнизонах, жалованье ему не платилось; единственной военной силою императора сделались германцы. На востоке государства персы готовились отнять области, приобретенные Диоклетианом на берегах Тигра. К. сам во главе войска выступил в поход, но, смертельно больной, остановился в предместье Никомедии, где и умер, в последний день праздника Троицы, в мае 337 г. Перед смертью, по словам Евсевия, он принял крещение. У него остались три сына, из которых Константину он дал префектуру Галлии, с Британией и Испанией, Констанцию - префектуру Востока (Азию, Сирию и Египет), Константу - западный Иллирик и Италию с Африкою. Все они, с 317, 323 и 333 гг., имели титулы цезарей. Из сыновей сводного брата К., Дельмация, Дельмаций (Delmatius или Dalmatius) получил восточный Иллирик или Готский берег, а Ганнибалиан - царство Понтское, с титулом "царь царей". Вследствие недостаточности источников в биографии К. много темных пунктов. Главные источники для ее - сравнительно немногие надписи, монеты, сохранившиеся в большом количестве; из авторов, кроме составителей кратких хроник - галльские панегиристы, Зосим, Лактанций, особенно Евсевий. Лучшее, не смотря на свою краткость, основанное на первоисточниках жизнеописание К. дает Schiller, в своей "Geschichte d. Romischen Kaiserzeit" (т. II, Гота, 1887). Ср. также Manso, "Leben К. des Grossen" (Бреславль, 1817); Schultze, "Geschichte des Untergangs des griechischromischen Heidenthums" (т. 1, Иена, 1887); Г. Буассье, "Падение язычества" (русский перевод М., 1893); Otto Seeck, "Geschichte des Untergangs der antiken Welt" (вып. 1); Burckhardt, "Die Zeit Konstantins des Grossen" (2 изд. Лиц., 1880); Терновский, "Греко-восточная церковь в период вселенских соборов"; Flasch, "Konstantin der Grosse als erster christl. Kaiser" (Вюрцбург, 1891); Seeck, "Die Anfange Konstantins" ("Deutsche Zeitschrift f. Geschichtswissenschaft", VII, 1892); Zahn, "Konstantin d. Grosse und die Kirche" (Ганнов., 1876); Brieger, "Konstantin als Religionspolitiker" (Гота, 1880); Keim, "Der Uebertritt K. zum Christentum" (Цюрих, 1862).
Православная церковь чтит память К., как св. и равноапостольного, 21 мая. Его великие заслуги перед церковью изображены Евсевием, его современником и собеседником в следующих словах: "он один из римских царей с глубочайшим благоговением чтил царя всех - Бога, один не обинуясь проповедовал всем учение Христа, один столько прославил церковь Его, сколько никто от века, один ниспроверг все заблуждения многобожия и обличал все виды идолослужения... Бог показал в нем мужа, служащего уроком благочестивого назидания, явил его великим светильником и громогласнейшим вестником богопочитания. Через него Бог очистил смертный мир от множества безбожников и показал в нем народам учителя благочестия". Одних св. храмов император соорудил большое количество, особенно в Палестине, Риме и Константинополе. В Иерусалиме воздвигнута великолепно украшенная церковь, построены храмы в Вифлееме и на горе Масличной, чтоб почтить место Рождества и Вознесения Христова. В Риме К. соорудил так наз. константиновский храм Спасителя во дворце Фавсты, церковь во имя ап. Петра (в Ватикане), во имя ап. Павла на месте его мученической смерти, далее храмы св. Креста, св. Агнии, св. Лаврентия, муч. Марцеллина и Петра. Ср. под 21 мая "Жития святых" преосв. Филарета (СПб., 1892, стр. 299 - 315).
А. Ловягин
… Вскоре после смерти Константина, дети его второй жены Фаусты, Константин, Констанций и Констант начнут уже не ссориться, а сражаться насмерть – и Константин II будет убит братом Константом. Скоро все родственники брата Константина Великого, Юлия Констанция, падут жертвами кровавой резни, учиненной сыновьями Константина Великого. Выживет лишь слабоумный Галл и спасенный христианскими епископами Юлиан, которому суждено занять престол великого дяди и получить имя «Апостат» – «Отступник»…
|