niistali@yandex.ru Телефон: (495) 485-14-47
 
ГЛАВНАЯ
ГЛАВНАЯ страница
поездки 2008 по Австрии, Италии, Германии
Полезные советы
ГОРОДА И ЛЮДИ
  МОСКВА, ПОЛЬША.
17-18 мая
  ВЕНА.
19 мая

  ВЕРОНА.
20 мая
  ПИЗА, ФЛОРЕНЦИЯ.
21 мая
  РИМ.
22 мая
  РИМ.
23 мая
  НЕАПОЛЬ, ПОМПЕИ, КАПРИ.
23 мая
  РИМ, ВАТИКАН.
24 мая
  АССИЗИ, САН-МАРИНО.
25 мая
  ВЕНЕЦИЯ.
26 мая
  ЗАЛЬЦБУРГ, МЮНХЕН.
27 мая
  НЮРНБЕРГ, ДРЕЗДЕН.
28 мая
  ВРОЦЛАВ, МОСКВА.
29-30 мая

 

ФРЕСКИ КАМПОСАНТО



Здание Кампосанто расположено рядом с пизанским собором, в нем находится церковное кладбище. Погребения при соборе совершались в Пизе уже в эпоху раннего средневековья. В хрониках XIV века имеется упоминание о том, что в 1200 или 1203 году архиепископ Пизы Убальдо Ланфранки привез в Пизу святую землю из Иерусалима чтобы разбить при соборе кладбище Кампосанто (campus sanctus – букв. святое поле).
Строительство здания крытого кладбища было начато под руководством архитектора Дж. ди Симоне (Giovanni di Simone) в 1278 г. Он умер в 1284 г., когда Пиза потерпела сокрушительное поражение от Генуи. Строительство было закончено только в 1464 году.
Здание Кампосанто представляет собой прямоугольник с большим внутренним двором. Внешняя стена состоит из 43 слепых арок. Большие поверхности внутренних стен здания словно бы изначально были предназначены для росписей, и в течение нескольких десятилетий, начиная с 1330-35 годов, здесь возник один из крупнейших фресковых циклов XIV века, который в XV веке был дополнен работами Беноццо Гоццоли.
В северной галерее находятся изображения на Ветхозаветные сюжеты (1467-1485), выполненные Беноццо Гоццоли, в южной - Piero di Puccio (конец 15-го столетия). Наиболее известен цикл фресок "Триумф смерти" Buonamico Buffalmacco.
В Кампосанто когда-то находилась огромная коллекция древнеримской скульптуры и саркофагов. Но теперь их осталось только 84.
27 июля 1944 зажигательные бомбы, сброшенные американцами и англичанами, вызвали сильный пожар, повредивший фрески. В 1948 году остатки росписей перенесли со стен на листы асбестового шифера, при этом обнаружили подготовительные рисунки, сделанные на стене, то есть синопии. Синопии сняли со стен и перенесли в Музей синопий, который тоже находится рядом с собором.
В 15 в. рисунки наносились на штукатурку из извести и крупнозернистого песка при помощи кисточки. Кисточку смачивали в растворе красноватой охры, привозимой из малоазийского города Синопа, отсюда синопия. Потом рисунок покрывали тонким слоем жирной извести и мелкозернистого песка и расписывали краской.
В Кампосанто работали мастера разных поколений и разного происхождения: Франческо Траини был родом из Пизы, Буонамико Буффальмакко, Стефано Фьорентино, Таддео Гадди и Андреа Бонайути из Флоренции, Антонио Венециано прибыл из Венеции, родившийся в Ареццо Спинелло Аретино до этого работал во Флоренции, а Пьетро ди Пуччо был приглашен из Орвьето.
Роспись Кампосанто началась с восточного крыла здания, в котором когда-то располагался алтарь с огромным изображением Распятия (сохранились его остатки). К Распятию примыкают три небольшие фрески – «Воскресение», «Неверие Фомы» и «Вознесение». Автором «Распятия» считают Франческо Траини. Ему же долгое время приписывалась и следующая за Распятием фреска «Триумф смерти». От этой атрибуции отказался уже Лонги (1932-34), отметивший болонский стиль ее живописи. Старые исследования датировали фреску временем после великой чумы – т.е. после 1348 года. Первым высказался за более раннюю дату - 1332 год, Польцер, затем на основании исследований в области истории костюма Беллози (1974 г.) удалось датировать фреску 1330-ми годами. Ему же мы сегодня обязаны общепринятой ныне атрибуцией фресок Буонамико Буффальмакко. Согласно документальным свидетельствам, в 1336 году Буффальмакко находился в Пизе.
Фрески были заказаны Симоне Сальтарелли, занимавшим архиепископскую кафедру Пизы в 1323 – 1342 годах. Тема и содержание этих фресок имеют подчеркнуто нравоучительный характер. Это было наставление посредством образов. Значительную роль в составлении художественной программы цикла играли доминиканцы из монастыря Санта Катерина, особенно Доменико Кавалька, составитель «Жизнеописаний святых отшельников». Их благочестивая жизнь и полное отречение в качестве духовного идеала противопоставляются во фресках легкомысленной влюбленности в мирскую жизнь и ее мимолетные радости. Эта назидательность подчеркивается кроме прочего многочисленными надписями на изображениях (и на ныне утраченных бордюрах).


Буффальмакко. Триумф смерти, фреска. 1330е. Пиза, Кампосанто.

Во фреске «Триумф смерти» нет последовательно изложенного рассказа. Она представляет собой ряд сцен, которые можно рассматривать в разном порядке. На фоне ландшафтного поля внизу, на пути знатного общества, выехавшего на охоту, оказываются три гроба с покойниками. Это тема предостережения о бренности всего земного, к ней нередко обращались в XIII - XIV веках; ее истоки – легенда о трех живых и трех покойниках, восходящая к французской литературе XIII века. Отшельник указывает всадникам и их свите на мертвых. Их вид сводит на нет все суетные мысли и высокомерие охотников. От этой сцены идет лестница вверх, где располагается обитель чистых духом отшельников. Справа от нее разворачивается сцена, в которой черти сбрасывают захваченные ими души в расщелины земли, из которых вздымаются языки пламени. Еще далее вправо ангелы ведут битву за людские души, а под ними расположилась группа изящно одетых кавалеров и дам, любующихся райским садом. Молодой человек играет на виоле, дама развлекается с собачкой, а над ними парят путти. Главный смысл фресок – напоминание о бренности жизни (memento mori – помни о смерти).
БУОНАМИКО БУФФАЛЬМАККО (итал. Buonamico di Martino, прозванный итал. Buffalmacco, Весельчак, I половина XIV века).
Джорджо Вазари оставил об этом художнике обширное жизнеописание, состоящее в основном из анекдотов. Судя по всему, Буонамико действительно был веселым и находчивым человеком. Он прославился не только как художник, но и как острослов; как острослов он вошел и в художественную литературу XIV века (о нем пишут Боккаччо в книге «Декамерон», и Франко Саккетти в книге «Триста новелл»). Гиберти (1447 г.) сообщает, что он был удивительно одаренным мастером, с необычайной легкостью и быстротой выполнял заказы, и добавляет, что кроме Пизы и Флоренции Буонамико работал в Болонье. В 1315-20 годах его имя упоминается в списках флорентийского цеха врачей и аптекарей (Arte dei Medici e degli Speciali), куда стали входить и художники. До наших дней не дошло ни одной подписанной им работы. Ему приписывают фрагменты фресок в Бадиа а Сеттимо, в пармском баптистерии, в церкви Сан Паоло Рипа дАрно в Пизе, и в соборе в Ареццо. В пизанском Кампосанто кроме «Триумфа смерти» кисти Буонамико приписывают и следующие за нею фрески – «Страшный суд» с адом, и «Жизнь пустынников, Фиваида».
Джорджо Вазари ошибочно считал, что пизанский «Триумф смерти» был написан Андреа Орканьей.


Триумф смерти, фрагмент.


Триумф смерти, Макарий Великий, эскиз.


Триумф смерти, охотники.

Та охотничья компания, перед которой разверзлись три гроба, — как по всему видно, опять–таки двор Кастракани: на белом коне — его подруга с собачкой, позади всех характерный — видимо, портретный — юноша, влюбленный в принцессу, с тихим удивлением смотрящий на своего сокола, нахохлившегося от запаха тления. В таком случае, это сам Каструччо едет на вороном коне: костюм тот же, хоть лицо не так удалось. И что же? — он спокоен, наш Каструччо, он не зажимает нос, на его лице нет ни ужаса, ни тоски; он пальцем показывает на гробы и оглядывается назад, словно говорит спокойно, твердо и лишь немного грустно: «Такова наша жизнь, мессеры». Но он не уйдет в пустынь, он воскликнет вместе со своим соперником, Лоренцо Великолепным: «Наслаждайся сегодняшним днем, в завтрашнем нет уверенности!»
А.В. Луначарский (да, да! тот самый большевик).
«Философские поэмы в красках и мраморе. (Письма из Италии)»
http://lunacharsky.newgod.su/lib/iskusstvo-na-zapade/4-campo-santo-v-pize-vavilonskaya-bashnya
Каструччо Кастракани дельи Антельминелли — средневековый итальянский полководец, кондотьер, вождь гибеллинов. Благодаря своему политическому и военному таланту стал герцогом Лукки и Пистойи, захватил Пизу.


Триумф смерти, охотники.


Триумф смерти, охотники.


Триумф смерти, охотники.


Триумф смерти, фрагмент.


Триумф смерти, бесы, похищающие души.


Триумф смерти, фрагмент.


Буффальмакко. Страшный суд, деталь, Рай. фреска. 1330е.гг. Пиза, Кампосанто.


Страшный суд, фрагмент.


Страшный суд, архангел Михаил.


Страшный суд, фрагмент, сражающиеся ангелы.


Страшный суд, фрагмент, Ад.


Страшный суд, фрагмент.

ГОЦЦОЛИ, БЕНОЦЦО (Gozzoli, Benozzo)(1420-1497) - флорентийский художник эпохи Возрождения. Его настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro); фамилия Гоццоли впервые появилась во втором издании Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих Вазари. Родился во Флоренции. С 1444 в течение трех лет помогал скульптору Лоренцо Гиберти при создании рельефов восточных (т.н. Райских) дверей Флорентийского баптистерия. В 1447 работал вместе с Фра Анджелико над фресками капеллы папы Николая V в Ватикане и капеллы Сан Брицио в соборе Орвьето. Работа с Фра Анджелико оказала большое влияние на все искусство Беноццо, которое даже в последние годы жизни мастера оставалось в русле готического стиля, несмотря на то, что в флорентийской живописи этого времени уже преобладали ренессансные тенденции. Гоццоли известен прежде всего как мастер фрески.
Достигнув на пороге пятидесятилетия славы, высоко ценимый в Тоскане и Умбрии, Беноццо был приглашен для осуществления одного из самых грандиозных живописных проектов, о каком только мог мечтать в то время художник Центральной Италии, - завершить фресковые росписи в Кампосанто в Пизе, работа над которыми была прервана в предыдущем столетии.
Первого января 1469 года (1468 год по флорентийскому стилю) ему было официально поручено украсить фресками длинную северную стену, а закончил он росписи, судя по дате последнего платежа, до первого мая 1484 года. В течение пятнадцати лет во главе своей мастерской он выполнял работу, о которой Вазари сказал, что "столь обширное предприятие не без основания испугало бы целый легион живописцев". Надо полагать, что в выборе Беноццо для росписей в Кампосанто помогло покровительство епископа Пизы Филиппе Медичи.
Когда флорентийские художники следующего поколения - Боттичелли, Козимо Росселли, Гирландайо - лишь начинали в 1482 году пробовать свои силы на грандиозных но размеру стенах Сикстинской капеллы в Риме, Беноццо уже подходил к завершению столь же сложных композиций в Кампосанто; некоторые из этих живописцев - прежде всего Росселли и Гирландайо - вдохновлялись ими в своих ватиканских фресках.
Гоццоли, которому помогали два его брата, Бернардо и Джованни, и Джованни ди Муджелло, племянник Фра Анджелико, написал в Кампосанто Благовещение, Поклонение волхвов. Апостолы со святыми, но особенно большого труда потребовала серия из двадцати трех сцен на сюжеты Ветхого Завета: Сбор винограда и Опьянение Ноя, Проклятие Хама, Вавилонская башня, Авраам и Поклонение Ваалу, Уход Авраама и Лота, Победа Авраама, История Агари, Пожар Содома, История Исаака, Свадьба Исаака и Ревекки, История Исава и Иакова, Сон Иакова и Свадьба Иакова и Рахили, Встреча Иакова и Исава и Похищение Дины, Целомудрие Иосифа, Иосиф при дворе фараона, Юность Моисея, Переход через Красное море, Моисей и скрижали Завета, История Корея, Дафана и Авирона, Жезл Аарона и Медный Змий, Смерть Аарона и Моисея, Падение Иерихона и Давид и Голиаф, Встреча Соломона с царицей Савской.
Вазари назвал сделанное Беноццо "поистине потрясающим", употребив определение, которое в своих Жизнеописаниях применял главным образом, если не исключительно, к непревзойденному искусству Микеланджело; и хотя скорее оно относится к масштабности и серьезности работы, чем к поражающей грандиозности результата (как то было в отношении к произведениям Микеланджело), оно свидетельствует о восхищении, с каким не очень снисходительный в оценках биограф и - в еще большей степени - современники Беноццо оценивали его самое значительное творение.


Сбор винограда и опьянение Ноя.

Письмо пятое. КАТОЛИЧЕСКАЯ И ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОПИСЬ.
/ФИЛОСОФИЯ ИКОНЫ/ Н. М. Тарабукин.

В эпоху Ренессанса даже религиозная живопись, каковой она была у Чимабуэ, Джотто, Дуччо, Фра Беато Анджелико, окончательно вытесняется светской живописью на религиозные темы. Уже фрески Лоренцетти в Кампосанто - своеобразные изобразительные фаблио; за ними следует Беноццо Гоццоли; а в XVI веке храмы заполняются портретами любовниц художников. Эти портреты замещают иконы Богоматери, а автопортреты или портреты друзей и натурщиков появляются в церквах вместо традиционных изображений святых отцов Церкви. Протестантизм был, пожалуй, последовательнее, когда устранил из дома молитвы всякие изображения, кроме креста. И если в Италии уже со времен раннего Ренессанса с большими оговорками можно говорить о религиозной живописи, то на Востоке в афонских монастырях даже после турецкого разгрома Византии еще существовали такие могучие мастера церковной фрески, как Панселин; на Руси в XVI веке Ферапонтов монастырь обогатился фресками великого Дионисия; в XVII веке расцвела "строгановская" школа; а в селах Владимирской губернии Палехе и Мстерах до нашего времени продолжало существовать производство икон, мастерство которых стояло довольно высоко, а традиции восходили к XVII веку. Все же, что имелось в католической церкви иконописного, - результат влияний византинизма. Начиная от равеннских мозаик VI столетия, через мозаики св. Марка в Венеции и кончая "Magnificat" Чимабуэ - было плодом не столько латинской, сколько византийской культуры.