niistali@yandex.ru Телефон: (495) 485-14-47
 
ГЛАВНАЯ
Речные круизы
2008 и 2009 гг.
  МОСКВА и
Н.-НОВГОРОД

  путь
  КОСТРОМА
только 2008
  ЯРОСЛАВЛЬ
только 2009
  путь
  КИРИЛЛО-
БЕЛОЗЕРСКИЙ
МОНАСТЫРЬ
  путь
  КИЖИ
  путь
  МАНДРОГИ
  путь
  ВАЛААМ, монастырь
ВАЛААМ, скиты
  САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

ПЛАВАНИЕ ОТ ЯРОСЛАВЛЯ (КОСТРОМЫ) ДО КИРИЛЛОВА МОНАСТЫРЯ:
Волга - Рыбинское - Шексна

Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
Профиль Волго-Балтийского водного пути имени В.И.Ленина.
Путь начинается после Череповца.

2008 год
фотографии выложены в обратном порядке (снизу вверх)
2009 год
Щелкни, чтобы увеличить
2008.



Щелкни, чтобы увеличить
2008.



Щелкни, чтобы увеличить
2008. Культурный досуг - роспись стекла.

Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
2008.
Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
2008.
Щелкни, чтобы увеличить
Интересно, кому пришло в голову назвать салат "Таблица Менделеева". Если бы он действительно содержал все элементы таблицы, то этот салат был бы редкостной отравой.

Щелкни, чтобы увеличить
2008.
Щелкни, чтобы увеличить
Зато повеселили Б.Ф. Махова, создателя
"Симметричного квантового варианта периодической системы элементов Д.И. Менделеева".

Щелкни, чтобы увеличить
2008.

Щелкни, чтобы увеличить
Толгский монастырь

Уникальнейший ансамбль Толгского монастыря (XVII—XIX вв.) расположен на левом берегу Волги в пределах городской черты Ярославля. Толгский мужской монастырь — один из древнейших на Руси — был основан в 1314 году в устье реки Толги, впадающей в Волгу выше города Ярославль, ростовским епископом Прохором по случаю явления ему иконы Пресвятой Богородицы ("Толгская богоматерь").
Стены с башнями построены в 1650-х годах, Святые ворота с надвратной Никольской церковью - в 1672 году, Введенский собор - в 1681-1683 гг., колокольня в 1683-1685гг. (надстроена в 1826 году по проекту П.Я.Панькова). Архитектурным центром ансамбля является Введенский собор (1681—1688 гг.), к югу от собора сохранилась древнейшая постройка — Крестовоздвиженская церковь с трапезной.
Введенский собор с колокольней Толгского монастыря представляет собой типично ярославский храм - четырехстолпный и пятиглавый с трехаспидным алтарем и высоким подклетом, окруженным галереями с приделом на юго-восточном конце и с приделом перед западным фасадом. У колокольни арки третьего яруса прежде были открытыми, заложены при надстройке двумя новыми ярусами звона.
Одна из самых интересных построек — Спасская церковь с больничными палатами (1710-е гг.) — единственный значительный памятник стиля московское барокко во всем ярославском зодчестве.
На территории ансамбля находится один из древнейших памятников отечественного садово-паркового искусства — кедровый сад (вторая половина XVII века).
В 1987 году архитектурный ансамбль был передан Русской православной церкви для организации женского Свято-Введенского Толгского монастыря Сейчас в нём живёт более ста сестёр.


Щелкни, чтобы увеличить
Толгский монастырь.
Щелкни, чтобы увеличить
Кедровый сад, заложенный Петром I.

Щелкни, чтобы увеличить
2008.
Щелкни, чтобы увеличить
Суп подают не в тарелках а вот в таких белых горшочках, что-то вроде супницы на одну порцию.
Второе - на огромных тарелках, изредка - в коричневых горшочках.
Щелкни, чтобы увеличить
2008.
Щелкни, чтобы увеличить
Нижний ресторан.

Щелкни, чтобы увеличить
2008.
Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
2008.
Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
2008. Тутаев. Казанская Преображенская церковь.
Щелкни, чтобы увеличить
Проплываем Тутаев.

Щелкни, чтобы увеличить
2008. Тутаев. Воскресенский собор.
Щелкни, чтобы увеличить
Тутаев.

Щелкни, чтобы увеличить
2008. Тутаев. Церковь Троицы Живоначальной на погосте.


На окраине города расположена церковь Троицы, возведенная в 1783 году на месте деревянного храма. Это – кладбищенская церковь. Остатки старых, 19-го столетия, часовен и надгробий, иногда с очень трогательными надписями, сохранились тут и там. Церковь медленно реставрируется, и по этой причине закрыта, но войти в нее все-таки можно, поскольку запор сломан.

Щелкни, чтобы увеличить
Памятник "Мать-Волга" у Рыбинского гидроузла.
Десятиметровая фигура стоит на семнадцатиметровом постаменте.

2003 г. Воспоминания туриста.
Отправились. Прошли Рыбинский шлюз. Радист говорит о памятнике "Мать - Волга" вроде бы который находится у входа в шлюз, с левой стороны. Иду по шлюпочной палубе. Одна старушка спрашивает у радиста вышедшего на палубу:
- А где эта Ваша скульптура?
- Ну я же сказал с левой стороны.
- А я на теплоходе не понимаю где левая сторона, а где правая. Покажите мне рукой.
А говорят - откуда анекдоты берутся! Вот отсюда, из жизни.

В августе 1939 года был отпечатан двухтысячным тиражом спецвыпуск газеты "Большая Волга" под названием "Архитектурные сооружения Волгостроя". Опубликованные там архитектурные проекты представляли собой окончательный вариант, предназначенный для строительства. На 2-й странице издания есть рисунок с пояснительным текстом: "Скульптура "Рабочий и колхозница" работы скульптора В. Мухиной. Группа из нержавеющей стали предполагается к установке на нижней голове Рыбинского шлюза". В разделе "Рыбинский гидроузел" дан чертеж нижней головы шлюза (старший архитектор Д. Савицкий, архитектор М. Шпекторов) с установленной там скульптурной композицией "Рабочий и колхозница".
Возле шлюзов готовили место для установки скульптурной пары. А до поры до времени ее установили возле главного входа открытой в 1939 году Выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве. Соорудили временный постамент - всего десять метров. Он зримо мал для гигантов социализма. Но на нем "Рабочий и колхозница" задержались на 64 года.
Сначала возникли трудности со сборкой скульптуры. Часть деталей была деформирована при разборке советского павильона и транспортировке по железной дороге, часть вовсе утрачена по неизвестной причине. Вере Мухиной пришлось заново восстанавливать скульптуру. Ей это блестяще удалось. В 1941 году за скульптурную группу "Рабочий и колхозница" она была удостоена Сталинской премии 1-й степени.
17 мая 1941 года через шлюз Рыбинского гидроузла прошли первые суда. А через 36 дней началась война. Стало не до памятников. И лишь спустя пять лет после Победы вновь встал вопрос о том, чтобы монументально увековечить трудовой подвиг строителей Волгостроя.
Это поручили осуществить москвичам - архитектору Н. Донских и скульпторам С. Шапошникову и В. Малашкиной. "Волга" - величественная женщина с тугими косами, с открытым русским лицом, решительным рисунком губ, которая вглядывается в морскую даль с 28-метровой высоты. Это один из лучших очерков Сергея Дмитриевича Шапошникова, воплощенный в камне.
Памятнику отводилось место в центре между шлюзовыми башнями. Сергей Дмитриевич приехал в Рыбинск, осмотрел местность, ее рельеф, соизмерил масштаб монумента и шлюзов и забраковал проект превратить "Волгу" в украшение гигантских шлюзов. Он предложил поставить скульптуру в самом начале более чем километровой дамбы. Там, возвышаясь над водой, свободная от тесных объятий шлюзов, она зрительно объединяла в единое целое все сооружения гидроузла.
"Мать-Волга", которую торжественно открыли летом 1953 года, стала визитной карточкой Рыбинска, а "Рабочий и колхозница" - символами Советского государства.
РЫБИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ помогло решить три задачи. Первая - по судоходству на Верхней Волге. Крупные суда и баржи могли проходить на этом участке только в период весеннего половодья. В остальное время навигационного сезона движение судов даже с малой осадкой здесь прекращалось. А вторая задача – обеспечить выработку энергии с помощью двух гидроэлектростанций общей мощностью в 300 тыс. кВт. И наконец, третья. Исторические фотографии начала XX века запечатлели разлившуюся Волгу во время паводка. Она затопила улицы Мологи, Рыбинска и других городов, расположенных вниз по течению. А летом великую русскую реку можно было перейти чуть ли не пешком. С появлением Угличской и Рыбинской ГЭС подобного рода природных катаклизмов не стало.

Щелкни, чтобы увеличить
2008.

Щелкни, чтобы увеличить
2008.

Щелкни, чтобы увеличить
2008.

Щелкни, чтобы увеличить
2008.

Умные чайки летят впереди такого буруна. Перед волной вода откатывается и обнажается мелкое дно. Чайки садятся на песок и ищут чем поживиться. Затем взлетают, чтобы не попасть под волну, и летят вперед.


ТУТАЕВ

Щелкни, чтобы увеличить

Тутаев — город областного подчинения в России, административный центр Тутаевского района Ярославской области.

Щелкни, чтобы увеличить

Город расположен на обоих берегах реки Волги: в память об истории города левобережная часть носит название Романовской стороны, а правобережная — Борисоглебской.
И.С. Аксаков писал: "Берега Романова-Борисоглебска так круты и живописны, что я не знаю им подобных…" Местная поговорка утверждает, что Романов-Борисоглебск раскинулся на «семи холмах, семи оврагах, семи чистых ключах».
Вплоть до конца XVIII века поселения на противоположных берегах Волги были независимы и имели собственные административное и хозяйственное устройство. Город Романов был основан в конце XIII века угличским князем Романом Владимировичем. В 1345 году город стал центром небольшого Романовского княжества — владения князя Романа (нередко именно он указывается основателем города), младшего сына ярославского князя Василия Давидовича Грозные Очи, тогда же город был обнесён крепостными валами и деревянными стенами с четырьмя угловыми и двумя надвратными башнями. В центре города стояли деревянная Соборная церковь в честь Воздвиженья Креста, построенная ещё угличским князем, княжеский терем и надворные постройки. Вскоре вокруг крепости вырос посад. В XV веке княжество вошло в состав московского. В 1468 году великая княгиня Мария Ярославна, личным владением которой тогда являлся город, обновила оборонительные сооружения. В 1472 году она передала город во владение своего сына, угличского князя Андрея Большого, в связи с арестом которого в 1491 году, Романов окончательно вошёл в состав владений московского князя.
В XV веке на противоположном берегу появилась Борисоглебская рыбацкая слобода. В XVI веке она была приписана к Московскому дворцовому приказу. В 1563 году по воле Ивана Грозного состоялось массовое переселение татар на ярославскую землю. Город Романов на двести лет был полностью отдан во владение татарским мурзам. По мнению И. Я. Гурлянда, профессора Ярославского Демидовского лицея «…заселение исконной русской местности татарскими выходцами — это своеобразный исторический каприз, поведший к господству татар не только в Романовском, но и в соседнем Ярославском уездах…» Государство проводило политику христианизации татар. Указом от 13 декабря 1760 года романовские татары, отказавшиеся принять православие, были переселены в слободу около Костромы (в так называемую Чёрную деревню). За время пребывания татарских мурз Романов приобрёл мусульманский вид. На окраине города было построено несколько мечетей. Но после переселения стойких в вере татар в окрестности Костромы, все мечети в Романове были разобраны.
Во время Смутного времени в начале XVI века оба поселения были разграблены и сожжены.
В Романове развивалось корабельное дело, строились суда — «романовки», которые отличались быстроходностью и маневренностью. Рыбаки же Борисоглебска доставляли рыбу к царскому столу. В обоих поселениях процветала торговля.
В 1652 году в Борисоглебской слободе строится первый каменный, шатровый храм во имя Смоленской Божьей матери на месте деревянного мужского монастыря. Но построен он был плохо и уже в 1670 году стал не пригоден. В 1678 году на его основе ярославские мастера построили самый известный храм города — Воскресенский собор, около 1680 года он был расписан ярославскими художниками. В 1660 году московскими каменщиками в южной части Борисоглебской слободы была построена более скромная Благовещенская церковь. В то же время строится Крестовоздвиженский собор в Романове, сменивший деревянную церковь, построенный также ярославцами, а расписанный костромскими живописцами. В XVII и XVIII веках был построен ряд других выдающихся храмов. Помимо них купцы строили каменные жилые дома.
В 1777 году Романов и Борисоглебская слобода (получившая в честь этого статус города Борисоглебска) становятся центрами уездов Ярославской губернии. В конце XVIII века как и многие русские города, Романов и Борисоглебск получают регулярные планы, но в связи со сложностью рельефа влияние они оказали незначительное. В 1822 году два города были объединены в единый Романов-Борисоглебск. Но с начала XIX века город стал развиваться медленно, подавляемый близостью крупного Ярославля, сократилось каменное строительство — в течение XIX века не было создано ни одного выдающегося здания, жилые дома возводились по «образцовым проектам». Однако, в некоторых отраслях был достигнут определённый успех: в окрестностях города разводят известных на всю Россию романовских овец, в городе появляется овчинно-меховая фабрика; функционируют Романовская льняная мануфактура и Константиновский завод минеральных масел около города.
В начале XX века город насчитывал около 8,5 тыс. жителей, работавших на 12 местных фабриках, из которых главнейшая была «Товарищество Романовской льняной мануфактуры» с оборотом более миллиона рублей. Значительные фабрики, выделывающие овчину, создали известность Романову-Борисоглебску, высоким достоинством обработки.
Щелкни, чтобы увеличить
В 1918 году Романов-Борисоглебск был переименован в честь рядового красноармейца И. П. Тутаева, погибшего во время подавления Ярославского мятежа.
Великая Отечественная война не дошла до Тутаева, но многие воевали и погибли на фронте. В послевоенное время в городе продолжали развиваться традиционные для него отрасли по переработке льна, швейное и мебельное производство. В начале 1970-х годах возведён крупнейший в Ярославской области моторостроительный завод. Тутаев входит в «Золотое кольцо» России, и недаром именуется «Жемчужиной на Волге». Церкви Тутаева, живописно разбросанные по холмистым берегам Волги, привлекают внимание туристов и любителей архитектуры. Но большинство из них закрыты, попасть можно лишь в Воскресенский собор, где находятся уникальные фрески XVII века. Особого внимания заслуживает фреска, посвященная сооружению Вавилонской башни. Пейзажи города вдохновили известного живописца Б. М. Кустодиева на создание картин «Гуляние на Волге», «Провинция» и других.
• Воскресенский собор (1652)
• Крестовоздвиженский собор «что в валах» (1658)
• Благовещенская церковь (1660-е)
• Спасо-Архангельская церковь (1746)
• Церковь Вознесения (Леонтьевская) (1754)
• Казанско-Преображенская церковь (1758)
• Церковь Покрова Богородицы (XVIII—XIX вв.)
• Троицкая церковь (XVIII—XIX вв.)
• Церковь Михаила Архангела
• Дом в стиле модерн
• Здание попечительского совета
• Усадьба Железцова
• Городская гимназия
• Церковь Святого Тихона
• Дом Шумиловых
• Дом Сазановых
• Особняк Дягтерева
• Дом купца Рассолова
• Пожарная часть
• музей «Домъ на Новинской»
• музей «Дом Яковлева, 16»
Над приземистыми домиками, лепящимися по скату правого берега, на самой вершине горы возвышается огромный ВОСКРЕСЕНСКИЙ собор.
Щелкни, чтобы увеличить
Поставленный на широкой площади, на вершине высокого холма, он замыкает перспективу нескольких подходящих к нему улиц. Одинокий, величественный, он господствует над округой. Господствует - другого слова не подберешь. Собор, как в старину, так и теперь, остается несомненным зрительным центром всей панорамы правобережья. Издалека, с Волги или с другого берега, силуэт собора очень выразителен. Великолепно найдены пропорции масс, поднимающихся на фоне неба уступчатой пирамидой.
Щелкни, чтобы увеличить
Под самой крышей, на карнизах, широкий пояс ярких фресок. Пять громадных зеленых куполов, высоко поднятых на больших узорчатых барабанах, усиливают общую монументальность и величественность храма.
Исследователи XIX века удивлялись «непонятному капризу истории, забросившему в тихий приволжский городок этот дивный памятник, значительно превосходящий ярославские храмы не только размерами, но и роскошью»
Его строители во многом предвосхитили композицию и убранство памятников кульминационного периода ярославского зодчества. Такие великолепные сооружения, как храм Иоанна Предтечи в Толчкове, во многом продолжают линию развития, намеченную создателями Воскресенского собора. Характер композиционного построения и предельная насыщенность фасадов декоративным убранством, с широким применением лекального кирпича и изразцов - все убеждает в том, что этот памятник являлся этапным моментом в развитии ярославской школы зодчества.
Громада гигантского храма поражает своей великолепной торжественностью, предельной декоративной насыщенностью фасадов. В 1652 году деревянную церковь заменили на каменную с трапезной и двумя приделами. Однако уже через 20 лет встал вопрос о реконструкции, поскольку здание начало разрушаться из-за некачественного строительства. В результате митрополитом Ионой Сысоевичем было принято решение о перестройке церкви. Храм строился с 1652 по 1678 год. Ярусная композиция огромного срединного храма, охваченного с трех сторон высокой галереей, а с четвертой - верхним ярусом алтарных апсид - великолепна. Могучая сила зодчего чувствуется в мощных арках, поднявших и, кажется, легко, без напряжения несущих на своих широких дугах более мелкую и легкую аркаду галереи. Единство арочных мотивов, более крупного и сильного внизу и более легкого наверху, создает впечатление огромной устойчивости всего здания. Это впечатление еще более усилено необычными, двухъярусными апсидами алтаря. Выдвинутые далеко вперед нижние апсиды создают с восточной стороны еще один ярус. Этот добавочный ярус воспринимается как своеобразный устой, поддерживающий собор на довольно заметном уклоне берега.
Весь храм задуман как устремленный к небу пирамидальный объем, но чтобы зритель не заскучал от слишком полного равноподобия противоположных частей здания, зодчий два одинаковых крыльца поставил не симметрично, а под углом, у южной и западной стен храма. Он посмел вплести их в равноподобный облик, и мы стоим, пораженные высоким и смелым мастерством и, наконец, понимаем, что эти несимметричные крыльца слились со строго симметричным обликом собора, они стали от него неотделимы.
Крыльца Ильинской церкви в Ярославле так же поставлены под углом, но в Ильинской церкви они лишь подчеркивают несимметричность ее композиции, а здесь с завидной смелостью врываются в строгую симметрию здания, не нарушая, а обогащая ее. Усложненный облик Воскресенского собора не копирует, не перепевает ярославские памятники, он самобытен и прекрасен. Это, конечно, не значит, что Воскресенский собор не имеет предшественников. Но зодчий не повторял бездарно, он творчески переплавлял достижения предшественников, а там, где он пользовался чужим мотивом без переработки его на свой лад, он делал это бесхитростно, с подкупающей откровенностью.
Стоящая рядом с собором колокольня, она очень близка к знаменитой «Ярославской свече» - колокольне Иоанна Златоуста в Коровниках, только ниже, меньше, скромнее ее, потому что вместе со всем правобережьем подчинена зодчим одному композиционному центру - собору - и не смеет спорить с ним.
Щелкни, чтобы увеличить
А небольшие воротца, увенчанные легкой ярусной башенкой, - это откровенное повторение врат в ограде Коровниковского храма, только звучат они здесь иначе. Рядом с громадой собора они выглядят изящной и хрупкой безделушкой, радующей глаз своей нарядностью.
Наряден и сам собор. Все эти вертикальные цепи дынек и перехватцев - двойные на наличниках, тройные вместо лопаток, одиночные между ними, углы здания, обработанные роскошно, но по сути дела однообразно, - все они вызывают восхищение.
Храм никогда не был закрыт и сохранил свое внутренне убранство. Интерьер Воскресенского собора по красоте и богатству убранства также стоит в одном ряду с церквами Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Толчкове. Главные помещения храма были расписаны около 1680 года артелью ярославских мастеров. Фресковая роспись выделяется замечательным разнообразием повествовательных мотивов даже среди городских церквей Ярославля. В соборе имеются замечательные образцы древнерусской скульптуры, а также самая большая в России трехметровая икона Спаса, принадлежащая кисти преподобного Дионисия Глушицкого, одного из лучших русских живописцев.


Щелкни, чтобы увеличить
http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=1212
Троицкая церковь (что на Погосте) в Тутаеве Ярославской области. Расположена в северной части Романовской стороны. Лето 2006 года (Фот. Шлома Александр).
Построен в 1783 году на средства прихожан вместо утраченной деревянной церкви.
Каменный, одноглавый, с шатровой колокольней. На колокольне находились колокола голландской работы XVII века.
Престолов три: во имя Святой Живоначальной Троицы; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; во имя Пророка Илии.
Реставрацию церкви начали в начале девяностых, ещё в СССР, но как-то вяло, а закончили в 2004-2007 г.г. пожертвованиями богатых прихожан и трудами нынешнего священника Отца Фёдора.


Береговая панорама древнего Романова с его откосами, почти отвесно спадающими к Волге, - сказочно прекрасна. Как оно не похоже на правый берег. Здесь нет единого зрительного центра, здесь много памятников зодчества. Одни хороши, другие еще лучше, одни подлинно старинные, другие не такие уж древние - не в этом суть, а в шестикратном ритме одинаковых шатров колоколен, вставших вдоль всего города по гребню берега.


В конце Казанской улицы, прямо на берегу расположена одна из интереснейших церквей города.
Щелкни, чтобы увеличить
Эта церковь Казанской Божьей Матери, построенная в 1758 году. Она имела пять престолов. Веление о воздвижении храма для Казанской иконы Пресвятой Богородицы было отдано самой Небесной царицей жителю г.Романова Герасиму Трифонову. На месте церкви в XIV-XV располагался женский монастырь.
Храм имеет в композиции Тутаевского левобережья особое, необыкновенно важное значение. Вместе с колокольней создается оригинальный пространственный ансамбль. Ступенчатый силуэт его, как бы спадающий вниз по крутому откосу, соединяет городскую застройку с волжским побережьем. Здесь, на пристани у мола, бросали якорь прибывающие в Романов суда. Это был главный въезд в город со стороны реки. У спуска к воде ранее находилась часовня, возле которой каждый проплывающий по Волге должен был положить камень. Эта традиция восходит, скорее всего к ногайскому обычаю. Воины, шедшие на войну, складывали у дороги камни, а возвращаясь, забирали с собой. По числу оставшихся бесхозными камней правитель мог оценить потери, а сами камни становились памятником погибшим воинам.
Очень высокая Казанская церковь, поднятая на арки, с нарядным крыльцом и колокольней, поставленной совсем необычно, гораздо выше церкви, здание это не только чудесный памятник архитектуры, но и интереснейшее инженерное сооружение. Она построена прямо на прибрежной круче.



   
 
       
Hosted by uCoz