niistali@yandex.ru Телефон: (495) 485-14-47
 
ГЛАВНАЯ
Речные круизы
2008 и 2009 гг.
  МОСКВА и
Н.-НОВГОРОД

  путь
  КОСТРОМА
только 2008
  ЯРОСЛАВЛЬ
только 2009
  путь
  КИРИЛЛО-
БЕЛОЗЕРСКИЙ
МОНАСТЫРЬ
  путь
  КИЖИ
  путь
  МАНДРОГИ
  путь
  ВАЛААМ, монастырь
ВАЛААМ, скиты
  САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

ЯРОСЛАВЛЬ



Герб Ярославля: в серебряном щите стоящий на задних лапах медведь (символ предусмотрительности и силы) держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке, щит увенчан Шапкой Мономаха — её изображение разрешалось на гербах исторических городов, бывших местом пребывания царствующих великих князей.

Щелкни, чтобы увеличить



Щелкни, чтобы увеличить
Директор круиза отсчитывает 30 человек.
Подходит гид и экскурсионная группа отправляется.

Щелкни, чтобы увеличить
Мужчина справа - наш гид.

Щелкни, чтобы увеличить
Другая группа.

Щелкни, чтобы увеличить
Красный спуск ведет к Красной площади.

Щелкни, чтобы увеличить
Часовня Во имя иконы Казанской Богоматери около Спасо-Преображенского монастыря.
И видим мы ее чаще, чем Эйфелеву башню - часовня изображена на 1000-рублевой купюре.

Щелкни, чтобы увеличить
Перед входом в Ярославский государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник
(Спасо-Преображенский монастырь на реке Которосль).
Если пойдешь направо и свернешь за угол, то увидишь еще один объект,
изображенный на 1000-рублевой купюре.

Щелкни, чтобы увеличить
Памятник основателю Ярославля князю Ярославу Мудрому,
скульптор О. Комов и архитекторы Н. И. Комова и А. Р. Бобович.

Памятник был открыт 23 октября 1993 года на Богоявленской площади с участием первого президента России Бориса Ельцина. В начале XIX века в Ярославле уже существовал памятник Ярославу Мудрому: «каменный, пирамидальный, стоящий в овраге». По указанию Николая I он был разобран, как не соответствующий своему значению.

Ярослав Мудрый держит в одной руке меч, в другой — макет будущего города (в народе «мужик с тортом»). Данное решение показывает князя-созидателя, строителя, способного, если надо, защитить город. Опущенный меч символизирует миролюбивую политику князя.

На барельефах, украшающих пьедестал, изображены герб Ярославля, поединок князя Ярослава с медведицей, легенда о котором легла в основу герба, и Ярослав за работой, может быть, в руках у него текст закона или одна из книг библиотеки, или договор с кем-то из европейских монархов. Любой вариант допустим, так как при Ярославе был создан свод законов «Русская правда», появилась крупная библиотека, а дочерей своих он выдавал замуж за европейских королей для укрепления связей с другими странами.

Ярослав изображён на памятнике согласно иконописному канону, появившемуся позднее времени его жизни, уже в Московском государстве — по тогдашним представлениям о благообразии с ухоженной бородой как у Христа в покое и умиротворении.


Щелкни, чтобы увеличить
Вид на монастырь от реки Которосль. Справа виднеется часовня.

Щелкни, чтобы увеличить
У трапезной.

Щелкни, чтобы увеличить
Вольер с медведицей Машей.

Щелкни, чтобы увеличить
Стены монастыря.

Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
Рабочее утро. Центр.
Местных жителей не видно - одни туристы.

Щелкни, чтобы увеличить
Церковь Ильи Пророка.

Щелкни, чтобы увеличить
Центр. Советская площадь.
Старый город построен так, чтобы в конце улицы находилась какая-нибудь церковь.

Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
За деревьями - дом Общества врачей.

Щелкни, чтобы увеличить

1820, Волжская наб., 15, ампир (кирпич, белый камень, штукатурка). Прямоугольное в плане одноэтажное здание с мезонином; с четырехколонным ионическим портиком с аркой и балконом. На подклете здания к. XVII. В 1869 г. перешел во владение Общества врачей (первая частная бесплатная лечебница).

Щелкни, чтобы увеличить

Отзыв туристки 2005 года.
Набережная протянулась по высокому правому берегу и вся утопает в зелени. Естественно, там всегда полно молодежи. Ближе к вечеру любители продукции местного пивзавода оккупируют каждую скамейку, а мужская половина населения проявляет себя настолько активно, что скромные барышни на набережной стараются вообще не показываться. «Феномен ярославца» был мною испытан лично, и, к моему глубокому изумлению, в сравнении с ярославцами турецкие мачо оказались просто сопливыми мальчишками! Затрудняюсь ответить, чем это обусловлено. Может, город находится в какой-то аномальной зоне, вызывающей усиленное буйства гормонов? Но судя по количеству молодоженов, которые приезжали на набережную, чтобы сфотографироваться в одной из четырех беседок с видом на Волгу, для множества молодых людей их заигрывания без последствий не проходят.


Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
"Детский" дом. Был заселен детьми партийных и советских руководителей.
И сейчас здесь жильцы непростые. Слева выглядывает дом Болконского.

Щелкни, чтобы увеличить
Дом, как считают, описанный Л.Н. Толстой в романе "Война и мир"
как дом, в котором умирал Болконский.

Щелкни, чтобы увеличить

Среди современных монументов есть такие, смысл которых непонятен даже местным жителям, например, камень, символизирующий место, на котором был основан город. За последние несколько лет его перетаскивали несколько раз, видимо, в поисках более живописного места. В народе этот памятник зовут «Булыжником».
На заднем плане виден памятник Троице, который прозвали «Трое непьющих» за их скорбные лица и субтильный вид язвенников; Троицу также кличут «Касперами», в честь приведения: по каким-то причинам фигуры долгое время провели под простыней, дожидаясь официального открытия.

Успенский собор на Стрелке в Ярославле при впадении Которосли в Волгу был построен в 1215 году. Здесь в 1612 году, в дни польско-литовской интервенции, митрополит Кирилл благословил князя Дмитрия Пожарского на освобождение Отечества. В 1644 году на месте обветшавшего храма был возведен пятиглавый собор с 55-метровой колокольней. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте - разбит городской парк культуры и отдыха.

26 октября в центре Ярославля состоялась торжественная церемония закладки возрождаемого Успенского собора. Его строительство 2 июня 2004 года благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В освящении будущего храма принял участие митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешнецерковных связей Русской Православной Церкви. В церемонии участвовал губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Владимир Волков, председатель облдумы Андрей Крутиков, мэр Ярославля Виктор Волончунас, главный федеральный инспектор Александр Киселев.

Летом 2005 года конкурсная комиссия во главе с архиепископом Кириллом и губернатором Анатолием Лисицыным выбрала проект московского архитектора Алексея Денисова в качестве основы для возрождения храма. Новый собор не будет похож на взорванный. В храме площадью около 2000 кв. метров одновременно смогут находиться более 4 тыс. верующих. Его высота до основания креста составит 50 м, высота отдельно стоящей колокольни - 70 м. В цокольном этаже нового храма откроются зал церковных соборов, музей, трапезная палата.

Строительство собора финансирует Виктор ТЫРЫШКИН.

Виктор Иванович Тырышкин - руководитель ООО 'Корпорация ВИТ', г. Пушкино, Московской области. Фирма занимается строительством коттеджей и многоэтажных жилых домов. Тырышкин служил в Военно-Космических Силах страны. За годы службы Виктор Иванович много и плодотворно занимался научной деятельностью в области космических исследований: опубликовано более пятидесяти его научных трудов и зарегистрированы двадцать два изобретения. Заслуги полковника космических войск перед Родиной отмечены правительственными наградами.

После увольнения из Вооружённых сил в запас Виктор Иванович создал мощную строительную корпорацию. За короткое время и в этой сфере деятельности он добился высоких результатов. Признанием личных достижений Виктора Ивановича в области строительства стало присвоение ему Указом Президента России В.В.Путина звания Заслуженного строителя РФ.

За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу 5 октября 2006 года Президент России В.В.Путин вручил Виктору Тырышкину орден Почёта. Получив орден из рук Президента России, Виктор Иванович прошёл к микрофону: 'Получая эту высокую награду, как бывший военный могу сказать, что служил Отечеству, служу Отечеству и вне службы Отечеству не мыслю своей жизни'.

Щелкни, чтобы увеличить
Памятник Троице.

Cкульпторы: Н.А. Мухин, И. Трейвус.
Скульптурная композиция «Троица» установлена в 1995 году честь в тысячелетия распространения христианства на Руси на месте алтаря разрушенного в 30-е годы Успенского собора (центр города, Стрелка). После начала работ по восстановлению собора перенесена ближе к набережной. Композиция вызвала неприятие части ярославской общественности из-за нетипичных форм ангелов.
«Троица» представляет собой очень смелую попытку, с одной стороны, скульптурно осмыслить великое творение А. Рублева, а с другой — найти современное художественное решение. Это единственное в России скульптурное изображение Святой Троицы.
Открытие памятника состоялось лишь после одобрения Патриарха Алексия II, и затем архиепископ Михей освятил скульптуру.

Щелкни, чтобы увеличить
Строительство на Стрелке.

Щелкни, чтобы увеличить
То же место в феврале 2006 года.

Щелкни, чтобы увеличить
Уважаю ярославцев.

Щелкни, чтобы увеличить
Смена караула из школьников у Вечного огня.

Щелкни, чтобы увеличить
Город чистый и уютный.

Щелкни, чтобы увеличить
Демидовский столп.

6 марта 1829 года в Ярославле на Ильинской площади был открыт памятник "Покровителю просвещения и основателю Демидовского высших наук училища" Павлу Григорьевичу Демидову. Памятник был построен на средства местных купцов и других добровольных жертвователей. Представлял собой дорическую бронзовую колонну (внутри заполненную песком) высотой 17 аршин (12 метров) на гранитном пьедестале, с бронзовой небесной сферой и позолоченным парящим орлом сверху. В 1917 году, после февральского переворота, на вершине столба были уничтожены небесная сфера и имперский орел – символ царской власти. Постепенно все элементы памятника пришли в негодность, и в 1931 году решением губернского и городского советов обезглавленный памятник был демонтирован.
В ноябре 2004 года было решено восстановить памятник по образцу и в пропорциях того, что был разрушен в 1931 году. Основой для разработки проекта послужили старые эскизы, наброски, чертежи, фотографии, экслибрисы, сохранившиеся у потомков П.Г. Демидова, в международном Демидовском фонде, а также в архивах и музеях Ярославля и Санкт-Петербурга.
В августе 2005 года был заложен фундамент. В качестве генерального подрядчика все работы по восстановлению Демидовского столпа выполняла ярославская ремонтно-реставрационная мастерская "Вершина", оказавшаяся лучшей в результате конкурсного отбора. Каменные детали постамента и пьедестала были выполнены санкт-петербургским производственным объединением "Возрождение". Скульптурная композиция и декоративно-орнаментальные элементы изготовлены в Москве (скульптор С.А. Щербаков - академия Ильи Глазунова). Ствол колонны отлит на одном из оборонных предприятий Удмуртии. Все детали сохранены в прежней оригинальной последовательности.
9 декабря 2005 года в Ярославле состоялось открытие памятника (воссозданного) меценату ярославского просвещения П.Г. Демидову – "Демидовского столпа".
Возрожденный памятник, как и в XIX веке, представляет собой дорическую колонну на гранитном пьедестале, размещен на совершенно точно установленном месторасположении прежнего: в ходе инженерных изыскательских работ были найдены остатки старого кирпича, которые покоились на том самом бутовом камне.

Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить

В Демидовском сквере, вблизи Советской площади находится Памятник жертвам белогвардейского мятежа. Архитекторы: К. А. Козлова и М. Ф. Егоренков. Памятник воздвигнут над братской могилой борцов за Советскую власть, павших в дни ярославского восстания 1918 года. Его открытие приурочено к 40-летию событий 1918 года. Он сооружён на месте старого деревянного памятника, установленного ещё в 1918 году. Памятник представляет собой строгую траурную стелу из чёрного камня лабрадорита (разновидность гранита). Памятник открыт 21 июля 1958 года.


Щелкни, чтобы увеличить


ЯРОСЛАВЛЬ

С историей Ярославля можно ознакомиться на сайте http://ru.wikipedia.org в статье "История Ярославля".

Ярославль — город в России, административный центр Ярославской области и Ярославского района, городское поселение.

Население — 605 тыс. человек (оценка на 1 января 2008). Абсолютное большинство населения русские. Большинство верующих — православные. Площадь города составляет 205 км2. Исторический центр города, расположенный у слияния рек Волги и Которосли. Ярославль делится на 6 районов: Дзержинский, Заволжский, Кировский, Красноперекопский, Ленинский, Фрунзенский.

Ярославль, основанный не позднее 1010 года Ярославом Мудрым, быстро превратился в крупный политико-административный, культурный, торгово-ремесленный, а позднее промышленный центр, побывал столицей княжества, был одной из опор строящегося централизованного государства, временной столицей во время Смуты, вторым по величине городом в России, именно здесь появились первый общедоступный национальный театр и первый провинциальный журнал, найдено «Слово о полку Игореве» и сохранено 3 из 20 старейших мировых икон.

Щелкни, чтобы увеличить
«Ярославская Оранта», начало XIII века.

Щелкни, чтобы увеличить
«Спас Вседержитель», начало XIII века.

Щелкни, чтобы увеличить
Большая икона
Толгской Богоматери, конец XIII века.

Ярославль — крупный промышленный центр. В городе работают нефтеперерабатывающий завод компании ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (сокр. ЯНОС), шинный завод, моторный завод, электровозоремонтный завод, вагоноремонтный завод, электромашиностроительный завод, судостроительный завод, фармацевтическая фабрика и много других. В Ярославле в 1932 году был запущен первый в мире завод синтетического каучука (ныне закрыт).

Также действует целый ряд предприятий лёгкой (фабрика валяной обуви, текстильно-галантерейная, швейная фабрика) и пищевой (мясокомбинат, комбинат молочных продуктов и др.) промышленности, табачная («Балканская звезда»), мебельная фабрики.

Известные люди

С Ярославлем связаны имена ряда известных людей: основателя первого театра в России Фёдора Волкова; поэтов Николая Некрасова, Леонида Трефолева, Марии Петровых, Максима Богдановича; оперного артиста Леонида Собинова; композитора Сергея Ляпунова; индолога Герасима Лебедева; учёного Бонифатия Кедрова; основоположника русской научной педагогики Константина Ушинского; математика Александра Ляпунова; зоолога и популяризатора охоты и рыбалки Леонида Сабанеева; первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой; мультипликатора, лауреата премии «Оскар» Александра Петрова; художника Михаила Соколова.

Исторический центр города, на территории которого располагается 140 памятников архитектуры, с 2005 года является одним из 23 объектов ЮНЕСКО Всемирного наследия (объект №1170) в России по критериям II — застройка центра Ярославля, сложившаяся в XVII—XVIII веках (радиальный городской план, церкви и гражданские строения) является выдающимся примером взаимного культурного и архитектурного влияния между Западной Европой и Россией, и IV — выдающийся пример градостроительной реформы императрицы Екатерины Великой, осуществлявшейся по России между 1763 и 1830 годами.

Древнейшим сооружением на территории города является Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря (сайт музея http://www.yarmp.yar.ru), возведённый в 1506—1516 годах на фундаментах первоначальной постройки 1216—1224 годов. В XVI веке монастырь впервые обносится каменной оградой. В 1787 году он был упразднён и превращён в резиденцию архиепископов ярославских и ростовских. С этого времени начинается перестройка монастырских зданий, сооружаются кельи, покои настоятеля. В ансамбле монастыря выделяются: ограда и башни, Святые ворота, Спасо-Преображенский собор, церковь Ярославских Чудотворцев, трапезная и настоятельские покои, звонница, ризница, корпус монашеских келий.

Щелкни, чтобы увеличить    Карта музея.

Щелкни, чтобы увеличить     Щелкни, чтобы увеличить
Щелкни, чтобы увеличить
Святые ворота.

Щелкни, чтобы увеличить
Спасо-Преображенский собор.
Щелкни, чтобы увеличить
Звонница.
Щелкни, чтобы увеличить
Звонница и собор Ярославских Чудотворцев.

Щелкни, чтобы увеличить
Трапезная и Архиерейские покои.
Щелкни, чтобы увеличить
Трапезная и Архиерейские покои.
Щелкни, чтобы увеличить
Стрелы "Слово о полку Игореве".


Поистине жемчужиной древнерусской архитектуры можно назвать Церковь Ильи Пророка.
Описание церкви.
Щелкни, чтобы увеличить
Слева - колокольня, справа - шатер Ризоположенского придела.

Щелкни, чтобы увеличить
Из посадских храмов Ярославля наибольшую и заслуженную известность приобрела церковь Ильи Пророка, стоящая в центре в города. Она выстроена в 1647-1650 годах местными мастерами на месте двух деревянных храмов – церкви Ильи Пророка и церкви Покрова Богоматери, относящихся к XVI веку. Храмоздателями были знаменитые в XVII в. купцы «гостиной сотни», скупщики пушнины Вонифатий и Иоанникей Ивановичи Скрипины, несметные богатства которых вынуждали считаться с ними даже царя и патриарха. Местная традиция считает их, как и представителей других крупных купеческих фамилий Ярославля, потомками высланных Иваном Грозным новгородцев. Ильинский храм стал любимым детищем братьев Скриипиных, в который они вложили огромные средства. Несомненно, они руководили и постройкой храма, и выработкой общего композиционного решения, и оформлением декоративного украшения здания.
Центром ансамблевой композиции является пятиглавый храм, напоминающий строгие соборы XVI века. Его гладкие стены расчленены по традиции широкими простыми лопатками; ранее они завершались плавными полукружиями закомар, срезанные поздней переделкой четырехскатной кровлей. Западный фасад расчленен тремя деления (пряслами), в то время как южный и северный — традиционно делятся четырьмя простенками.
Храм окружен крытой папертью, к которой с востока пристроены два придела. Величественные крыльца акцентируют с запада и севера входы в храм. Во всем храмовом комплексе наиболее богато украшена колокольня. Некогда она стояла на углу улицы и переулка, где стоял храма, и первой открывалась взору жителям города.
Несмотря на объемное равновесие отдельных частей церкви Ильи Пророка, она воспринимается как сложная асимметрическая постройка, напоминающая своими разнообразными формами живописные хоромы XVII века. Это впечатление усиливалось еще и тем, что вокруг церкви была построена каменная ограда, а на общем с церковью двором стояли два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников.
Скрипины позаботились о содержании храма – они «дали по душах своих и по душах родителей своих в вечный поминок в Ярославле пол семь лавок да 13 палат больших». И о последнем пристанище для себя они подумали заранее, устроив в Ильинском храме и свою домовую церковь, и семейную усыпальницу под ней, где первые захоронения их близких произошли еще при жизни храмоздателей. Братья умерли, не оставив после себя наследников - Иоанникий в 1660 году, Вонифатий - в 1661. В родовой усыпальнице восемь захоронений, семь надгробий, надписи на них указывают место погребения членов семьи Скрипиных.
Работы в церкви Ильи Пророка продолжались после смерти братьев на протяжении второй половины XVII - начала XVIII вв. Жена Вонифатия Скрипина Иулита в 1680 году, незадолго перед смертью, заказала росписи центрального храма. Росписи выполнены в 1680—1681 годах артелью из пятнадцати мастеров под руководством прославленных художников Гурия Никитина и Силы Савина. В конце XVII века по инициативе и на средства земского старосты Ивана Мякушкина был сооружены резные новые иконостасы в стиле московского барокко в центральном храме в Покровском приделе. В 1697 году были выполнены росписи теплого Покровского придела артелью местных мастеров, во главе которой стоял предположительно Федор Федоров. В начале XVIII столетия были украшены стенным письмом галерея и приделы.
Храм Ильи Пророка стал одним из лучших образцов знаменитой ярославской школы архитектуры и живописи XVII века, сохранивший почти полностью свой первоначальный облик. Это редкостный памятник русской церковной старины. Он с давних пор привлекал внимание многих знатоков древностей, художников, ученых, туристов. И вошел в историю отечественного искусства и культуры.


Фресковая роспись располагается крупными широкими поясами в четыре яруса. Первый ряд сверху занимают композиции на евангельские сюжеты, в люнетах закомар изображены события после Воскресения. Во втором ярусе — деяния апостолов, в третьем — житие и чудеса пророка Ильи; в нижнем, четвёртом ярусе — деяния его ученика Елисея.

Щелкни, чтобы увеличить Щелкни, чтобы увеличить Щелкни, чтобы увеличить
Щелкни, чтобы увеличить
Щелкни, чтобы увеличить Щелкни, чтобы увеличить
Щелкни, чтобы увеличить
Щелкни, чтобы увеличить Щелкни, чтобы увеличить
Патриаршее место.
Исполнено во второй половине XVII в. По композиции несколько похоже на архитектуру Рихоположенского придела. В богатый травный орнамент включены изображения птиц (неясыть - символ Христа). Четка разграфленность орнаментальных полей удерживает живописный стиль резьбы в ренессансных границах.
Щелкни, чтобы увеличить
Щелкни, чтобы увеличить Щелкни, чтобы увеличить
Щелкни, чтобы увеличить
Щелкни, чтобы увеличить
Воскрешение пророком Елисеем сына сонамитянки. «Жатва». Фрагмент.
Самую большую известность из всего фрескового ансамбля Ильинской церкви получила композиция из деяний пророка Елисея, которая в искусствоведении именуется «Жатвой». В ней идет речь о смерти и воскрешении Елисеем сына сонамитянки. Но житийный сюжет о чуде, сотворенном пророком, занимает второстепенное место: он расположен в нижнем правом углу. На основном плане разворачивается картина сельского труда. Жнецы красочно выписаны в нарядных одеждах на фоне золотистого поля ржи. Фрескист любуется их легкими фигурами, плавными движениями. Сцена тяжелого крестьянского труда полна лирического пафоса.
Острота наблюдательности мастера фрески сочетается со своеобразной героизацией сельского труда. Но все подчинено всепроникающей декоративности.


Илия (ивр. Элияху — «Бог мой Господь»; в исламе — Ильяс) — библейский пророк. Иногда, по месту своего рождения (г. Фисвы) его называют Илия Фесвитянин.
Илия был ревностнейшим поборником иудаизма и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты.
Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар.17—20 гл. и 4Цар. 1—3).
Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк — босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках — явился в Самарию, направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигает трёхлетний голод. Но Ахав не раскаивался, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармель, устроенного с целью убеждения в сравнительном могуществе Иеговы и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были избиты торжествовавшим пророком. Но этим он ещё более разъярил Иезавель, которая поклялась уничтожить Илию.
Но пророк как ветер исчез в пустыне. Побывав у горы Хорива, Илия опять вернулся в царство Израильское, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, по Воли Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу.
Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно традиции, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа.
Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12). Согласно ней, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.
В Книге пророка Малахии сказано, что Бог пошлёт пророка Илию назад на землю: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5). В христианстве считается, что здесь идёт речь о Втором Пришествии, хотя многие считают, что здесь говорилось о пророке Иоанне Крестителе, который приходил в духе Илии и который предшествовал Первому Пришествию Христа.
В еврейской традиции считается, что Илия должен вернуться на землю пред пришествием Мессии. Машиах (Мессия) в переводе с иврита обозначает «помазанник», то есть «помазанный на царство». Первый царь был помазан пророком (по указанию Свыше) на царствование. В дальнейшем цари не обязаны были быть помазаны пророком на царствования. Однако, в период смуты и потрясений, когда не было однозначно ясно, кто должен быть следующем царём прибегали к помощи пророка. Вот уже около двух тысяч лет нет пророков и царей. Очевидно, что новый царь обязан быть помазанным пророком, так как не ясно, кто должен быть царём, а это единственный способ узнать, кто им должен быть. Однако есть другая проблема. Как известно, новых пророков уже нет около двух тысяч лет. Перед приходом Машиаха, Илия должен будет спуститься с небес, для того, чтобы помазать его на царство.
Старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Во время преображения Иисуса Христа Илия пророк являлся, вместе с Моисеем, одним из свидетелей Его божества. Илия должен также явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Откр.11:3-12). Предания об Илие сохраняются и у мусульман, и ему воздаётся высокая похвала в Коране. Православная церковь чтит его память 20 июля по юлианскому календарю, Католическая — по григорианскому. Среди русского народа святой Илия пользуется особенным уважением.
• Навёл голод (3 Цар.17:3)
• Низвёл огонь на землю (3 Цар.18:36-38)
• Низводил Огонь с Небес как для наказания грешников, так и для Знамения Истинности Богопочитания
• Воскресил отрока, который предполагается, что был впоследствии пророк Иона.
• Разделял реку Иордан подобно Моисею ударив по ней своей одеждою.
• Говорил с Богом лицо в Лицо, закрыв при этом своё лицо.
• по Слову Бога пищу ему приносили вороны и Ангелы
• по его слову пища в доме вдовы не кончалась.
• его пеленали Ангелы и кормили его Огнём при рождении.
• полагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и помазанных Им (Апокалипсис и пророк Захария)
• был вознесён живым на Небо за особую праведность перед Богом
• по его молитве заключилось Небо и не давало дождя.
• также по его молитве Бог дал дождь на землю после заключения Неба.
• явился с воскресшим пророком Моисеем (Иуд.1:9) перед Господом Иисусом Христом в День Преображения и беседовал с Ним.
• пророчествовал и открывал людям Волю Бога
• считается, что за равноангельскую жизнь Бог даровал ему неисчерпаемый и неограниченный дар чудотворения
• почитается как величайший из святых.


Во второй половине XVII века на правом берегу Волги сложился один из наиболее выдающихся архитектурных ансамблей Ярославля — ансамбль в Коровницкой слободе. Он состоит из двух церквей — тёплый Храм Владимирской Божьей Матери и холодный Храм Иоанна Златоуста, колокольни и Святых ворот.

Щелкни, чтобы увеличить
Церковь Иоанна Предтечи (ее изображение размещено на 1000-рублевой купюре) — вершина ярославского зодчества XVII века, памятник мирового значения, рекомендованный ЮНЕСКО для показа туристам.
Строительство храмового ансамбля в Толчковской слободе, поставлявшей кожи на экспорт, вызван к жизни соперничеством богатых закоторосльных слобод. Храм строился "мирским строением", т.е. на средства всего прихода. Строительство длилось 16 лет, с 1671 по 1687 год. В его строительстве принимали участие все жители Толчковской слободы, кто деньгами, кто личным трудом. Для памятника характерны симметричность композиции, совершенство кирпичной кладки, разнообразие декоративных форм. В оформлении богато использованы поливные изразцы, живопись и лекальный фигурный кирпич, который является здесь главным декоративным материалом.
Зодчие, строившие церковь Иоанна Предтечи, допустили некоторые отклонения от старых канонов: приделы по высоте уравнены с основным храмом и увенчаны декоративными пятиглавиями вместо шатров, что создает впечатление пятнадцатиглавого храма.
Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав — церковь ослепляет роскошью и обилием изразцов, кирпичных узоров и росписей. Это настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных в мировом искусстве.
Храм расписан в конце XVII века (с 1694 по 1695 год) артелью из 16 лучших мастеров "стенного писания" во главе с известными ярославскими знаменщиками – царским изографом Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым.
Галерея расписывалась в 1700 г. теми же мастерами. Масштабы паперти дали возможность разместить больше сюжетов, чем обычно. Это самый большой храм в православном мире по количеству сюжетов настенной живописи. Литературными источниками, кроме Библии, Житий святых, послужили произведения западного и восточно-византийского происхождения: "Великое зерцало", "Лимонарь сиречь цветник" и т.д. Не были забыты и русские источники – "Печёрский патерик", и местные – "Сказание об иконе Толгской Богоматери".
Интересны на паперти порталы, ведущие в основной храм и приделы, они выполнены из лекального кирпича и раскрашены. Реставрировала памятник артель художников во главе с крестьянином села Мстёра М.И.Дикаревым в 1901-1903 гг. Была промыта живопись центрального храма и галереи, расписаны двери, ставни и наружные откосы окон, поновлен расписной "бриллиантовый" руст на алтарных абсидах.
Памятник полностью сохранил первоначальные формы, лишь центральная глава переделана в XVIII в.е в стиле барокко. С 1950-х гг. проводится планомерное изучение архитектуры и живописи памятника, а также были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, который достигал в верхней отметке почти метра.
Реставрацию живописи галереи провел Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат. В настоящее время реставрационные работы в центральном храме выполняет бригада ярославских художников-реставраторов во главе с Е.А.Чижовым.

Не меньший интерес представляют и другие ярославские храмы: храмовый ансамбль Церкви Рождества Христова (XVII в.), Церковь Богоявления (XVII в.), Церковь Николы Надеина, Церковь Николы Рубленого, редкий памятник дворцовой архитектуры Митрополичьи палаты, Петропавловская церковь (XVIII в.), ансамбль церкви Сретенья (XIX в.) и др., а также городские башни Арсенальная (Волжская) и Знаменская (Власьевская).

Щелкни, чтобы увеличить
Митрополичьи палаты – одно из древнейших зданий города, редкий образец гражданской архитектуры XVII века. Построены, как ярославская резиденция митрополита Ионы Сысоевича. В XVIII веке здесь располагался дом первого ярославского губернатора А.П. Мельгунова, тогда же здесь останавливалась Екатерина Великая, где написала 5 комедий для русского театра. Сегодня в Митрополичьих палатах представлена богатейшая коллекция древнерусского искусства. Среди шедевров домонгольская икона "Спас Вседержитель" XIII в. Золотой век Ярославля представлен уникальными подписными иконами выдающихся художников XVII в. Гурия Никитина, Семена Спиридонова Холмогорца, Федора Евтихиева Зубова. Знакомство с экспозицией – редкая возможность проследить 600-летнюю историю ярославской иконописи, увидеть произведения нескольких поколений мастеров.

Щелкни, чтобы увеличить
Академический театр имени Фёдора Волкова — первый драматический театр России, своим рождением обязанный актёру и режиссеру Фёдору Волкову; один из самых известных и крупных театров российской провинции. Современное его здание построено в 1911 году и имеет две сцены — Основная (зрительный зал на 931 место) и Камерная (зрительный зал на 120 мест).
Памятник Волкову зовут «Мужик в нижнем белье», так как Волков изображен в сценическом костюме. И все бы ничего, если б зимой при виде актера людей не кидало в дрожь.

В городе функционируют соборная мечеть, одна русская старообрядческая церковь, одна лютеранская церковь и одна синагога, строится армянский храм.

Каждый год в последнюю субботу мая в Ярославле проводится День города.


БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О ЯРОСЛАВЛЕ

Ярославль, город, центр Ярославской области РСФСР. Расположен на р. Волге. Крупный речной порт (см. Волжского бассейна речные порты). Узел ж.-д. линий (на Москву, Вологду, Рыбинск, Кострому, Киров) и автомобильных дорог. 592 тыс. жителей (1978; 72 тыс. в 1897, 309 тыс. в 1939, 407 тыс. в 1959, 517 тыс. в 1970). Площадь 143 км2. В Я. 5 районов. Основан около 1010 кн. Ярославом Мудрым. Впервые упомянут в летописи под 1071. С 1218 столица Ярославского княжества. С 1463 в составе Московского великого княжества. В связи с борьбой против польской интервенции в апреле — июле 1612 в Я. находилось Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского; здесь был создан общероссийский правительственный орган «Совет всей земли». В 17 в. Я. — крупный торговый и ремесленный центр. В 1722 по указу Петра I началось создание Ярославской большой мануфактуры. В 18 в. город стал крупным промышленным центром. В 1710 Я. входил в Петербургскую губернию, с 1719 центр провинции той же губернии, с 1727 — в Московской губернии. В 1777 центр Ярославского наместничества, а с 1796 — губернии. В 1805 в Я. был основан Демидовский лицей. В 1870—98 Я. был связан железной дорогой с Москвой, Вологдой, Костромой, Петербургом; в 1913 построен ж.-д. мост через Волгу. По числу рабочих (текстильная, пищевая промышленность и др.) Я. стоял на 8-м месте в России. В 1895 А. М. Стопани организовал в Я. 1-й марксистский кружок. В 1901 Я. — центр «Северного рабочего союза», который был преобразован в Северный комитет РСДРП. Во время Революции 1905—07 борьбой рабочих Я. руководили Я. М. Свердлов, Н. И. Подвойский, Я. М. Ярославский, В. Р. Менжинский. Советская власть установлена 27 октября (9 ноября) 1917. В городе частями Краской Армии, рабочими и др. был подавлен белогвардейский Ярославский мятеж 1918. За годы Советской власти город стал крупным промышленным центром, в котором основная роль принадлежит машиностроению, химической, нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности, энергетике. Важнейшие машиностроительные заводы: моторный (производство дизельных двигателей для большегрузных автомобилей и тракторов), топливной аппаратуры, дизельной аппаратуры, электромашиностроительный, «Красный маяк» (электровибраторы и др.), холодильных установок, полимерного машиностроения, деревообрабатывающих станков. Химическая промышленность представлена заводами шинным, синтетического каучука, технического углерода, резино- и асботехнических изделий, предприятиями объединения «Лакокраска» и др. Новоярославский нефтеперерабатывающий завод (нефть поступает по трубопроводу с Востока). Имеются предприятия деревообработки, стройиндустрии, лёгкой, пищевой промышленности. ТЭЦ. Одно из старейших предприятий города — ярославский комбинат технических тканей «Красный Перекоп».

Я. — один из крупных центров русского зодчества и изобразительного искусства 13—17 вв. [древнейшие из сохранившихся памятников (16 в.) сосредоточены в Спасо-Преображенском монастыре, см. Спасский Ярославский монастырь]. В 17 в. здесь сложилась самобытная местная школа зодчества и монументальной живописи, многочисленные памятники которой расположены на территории исторического центра Я., находящегося на высоком правом берегу Волги, у впадения в неё р. Которосли, и в районе бывших слобод за Которослью, в том числе: церкви Николы Надеина (1620—21, перестроена; росписи 1640—41), Ильи Пророка (1647—50; росписи 1680—81, костромичи Г. Никитин, С. Савин, ярославец Д. Семенов и др.), Иоанна Златоуста в Коровниках, Николы Мокрого (1665—72; росписи 1673), Иоанна Предтечи в Толчкове. Гражданские каменные сооружения 17 в.: Митрополичьи палаты (Соборный дом), дом Иванова. В 1778 Я. получил регулярный генплан (построенный на элементах лучевой и полурадиальной планировки, включающей многочисленные прямоугольные кварталы рядовой застройки). Генплан прекрасно сочетал в целостной пространственной композиции основного архитектурного здания и сооружения прошлого (улицы ориентированы на наиболее значительные архитектурные памятники). Был создан новый центр Я., главенствующее значение в котором приобрели три переходящие друг в друга площади — Ильинская (ныне Советская), Плацпарадная (Демидовский сквер) и Соборная (ныне Стрелка); город застраивался общественными и жилыми зданиями в стиле классицизма (присутственные места, 1781—87, архитектор Э. М. Левенгаген; гостиный двор, 1813—18; дом губернатора, 1820-е гг., архитектор П. Я. Паньков; лицей, 1788, архитектор Э. М. Левенгаген, перестраивался в 1816 и 1825; Епархиальное училище, 1818, и др.), была благоустроена набережная Волги (1825—35). В советское время разработан генплан большого развития Я. (1936—37, архитектор Н. В. Баранов и др.), предусматривающий развитие исторически сложившейся планировочной структуры и создание крупных жилых районов западнее центра, на левом берегу Волги и на Ю. за р. Которослью; город стал застраиваться крупными комплексами жилых и культурно-бытовых зданий (в том числе на свободных территориях у резиноасбестового комбината, 1930-е гг., архитекторы Н. В. Баранов, И. И. Виноградов и др.). По последнему генплану (утвержден в 1971, архитектор Г. А. Бобович и др.) центр Я. получает ещё большее развитие на С. вдоль правого берега Волги, за Которослью и на Левобережье. Массовое жилищное строительство, развернувшееся с 1960-х гг., сосредоточено в новых крупных жилых районах: Северном («Брагино») и в Заволжье («Красный Бор»; оба — архитекторы А. А. Лабин, И. И. Лялякина, Э. И. Хидиров и др.). Возведены крупные общественные здания (клуб «Гигант» шинного завода, 1934, обком КПСС, 1936, архитектор А. А. Матвеева; Дворец культуры моторостроителей, 1965, архитектор А. Т. Мулик; Дом моды, 1972, архитектор И. И. Воронина; речной вокзал, 1976, архитектор Т. П. Садовский, и др.). Памятники: В. И. Ленину на Красной площади (бронза, гранит, 1939, скульптор В. В. Козлов, архитектор С. В. Капачинский) и на проспекте Ленина (бронза, гранит, 1958, скульптор М. Ф. Листопад, архитектор В. Ф. Маров), Н. А. Некрасову (бронза, гранит, известняк, 1958, скульптор Г. И. Мотовилов, архитектор Л. М. Поляков), монумент в честь боевых и трудовых подвигов ярославцев в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (1968, архитектор Г. А. Захаров) и К. Марксу (1972, архитектор Э. И. Хидиров, оба — гранит, скульптор Л. Е. Кербель), Ф. И. Толбухину (бронза, гранит, 1972, скульптор Ю. Г. Орехов, архитектор Э. И. Хидиров), Ф. Г. Волкову (1973, бронза, гранит, скульптор А. И. Соловьев, архитектор В. Ф. Маров).

В городе — Ярославский университет, политехнический, медицинский, педагогический институты, филиал Московской с.-х. академии, филиалы всесоюзных заочных институтов инженеров ж.-д. транспорта и финансово-экономического; 12 средних специальных учебных заведений, в том числе техникумы: автомеханический, лёгкой промышленности, строительный, ж.-д. транспорта, советской торговли, химико-механический. Историко-архитектурный музей-заповедник (Спасо-Преображенский монастырь), художественный музей. Я. — город старейших театральных традиций. Созданная здесь в 1750 труппа Ф. Г. Волкова положила начало первому профессиональному публичному русскому театру. В городе работали крупные русские актёры Л. П. Никулина-Косицкая, П. А. Стрепетова, гастролировали В. И. Живокини, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, К. С. Станиславский и др. Антрепризы держали К. Н. Незлобии, З. А. Малиновская. В 1978 работают: Ярославский театр им. Ф. Г. Волкова, театр кукол, цирк, филармония (с концертным залом на 1000 мест).

В 1910 в Я. было всего 5 больниц на 319 коек, 46 врачей. К 1 января 1977 функционировали 29 больниц на 9,2 тыс. коек, т. е. 15,8 койки на 1 тыс. жителей (17 больниц на 2,3 тыс. коек в 1940). Работали 3,4 тыс. врачей, т. е. 1 врач на 168 жителей (367 врачей в 1940). 272 детских дошкольных учреждения на 37,0 тыс. мест. Медицинский институт (основан в 1944) и медицинские училища.

Лит.: Головщиков К. Д., История города Ярославля, Ярославль, 1889; Добровольская Э. Д., Гнедовский Б. В., Ярославль. Тутаев, [2 изд., М., 1971]; Козлов П. И., Ярославль. Путеводитель, Ярославль, 1974; Арапов Е. В., Ярославль. Путеводитель, М., 1976.