niistali@yandex.ru Телефон: (495) 485-14-47
 
ГЛАВНАЯ
Речные круизы
2008 и 2009 гг.
  МОСКВА и
Н.-НОВГОРОД

  путь
  КОСТРОМА
только 2008
  ЯРОСЛАВЛЬ
только 2009
  путь
  КИРИЛЛО-
БЕЛОЗЕРСКИЙ
МОНАСТЫРЬ
  путь
  КИЖИ
  путь
  МАНДРОГИ
  путь
  ВАЛААМ, монастырь
ВАЛААМ, скиты
  САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

ВАЛААМ, СКИТЫ
Информация с сайта www.valaam.ru

Щелкни, чтобы увеличить


Туристические маршруты:
на теплоходике до центральной усадьбы и пешеходный по скитам.

2008 год
2009 год
Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
2008. Противоположный берег Малой Никоновской бухты.
Поклонный крест у подошвы горы Елеон.
Когда-то здесь была пристань.

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
Лишайник-бородач на лиственнице.

Щелкни, чтобы увеличить

Гефсиманский скит

Распространенная на Руси традиция паломничества, поклонения святыням, связанным с земной жизнью Спасителя, проявлялась в желании православного человека видеть на своей земле напоминание о Земле Святой. Устройство Гефсиманского скита, по замыслу игумена Маврикия, завершило создание на Валааме "русского Иерусалима". Отец Маврикий завершил строительство Новоиерусалимского скита на Сионской горе. Ладогу и небольшое Никоновское озеро соединяет проток, получивший название Кедрон. Слева за ним - 30-метровая Елеонская гора, вершину которой украшает пятиглавая часовня в русском стиле. Она освящена в 1912 г. во имя Вознесения Господня, свершившегося на горе Елеон. За ней, на 7-километровой дороге к обители находится поле "Иосафатова долина". Справа, как в Палестине, расположено Мертвое море (Лещевское озеро), соединяющееся рекой Иордан с озером Сисяярви. Далее, слева от дороги, место кирпичного завода села Скудельниче (скудель - обожженная глина). Монастырь с Преображенским собором образуют на возвышении гору Фавор - место Преображения.

У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский скит. В местности Гефсимания Господь молился пред Своими Крестными Страданиями. В небольшой деревянной часовне скита когда-то был лишь образ Моления о чаше. В Гефсиманском саду была погребена Пресвятая Богородица, поэтому скитская церковь (ее устроили в 1911 г. присоединив алтарь к часовне 1906 г.) освящена во имя Успения Богородицы. Этот престольный праздник отмечался 17(30) августа. Церковь, как и часовня, построена в стиле деревянных храмов Средней Руси. Колокольня и средняя глава завершены шатрами, церковь богато декорирована резьбой. За ней, между пихтами, два келейных корпуса (здесь жило 8-10 человек, в том числе исповедник "старого стиля" - последний великий старец Тимон, в схиме Михаил).
Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
Гефсиманский скит (желтый).
По-английски скит - hermitage. Так что мы около Эрмитажа.

Щелкни, чтобы увеличить
Главная монастырская дорога.

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
Вереск.

Щелкни, чтобы увеличить
2008.
Каменья и коренья, а не дорога.

Щелкни, чтобы увеличить
2008.
Вознесенская часовня на горе Елеон.

Щелкни, чтобы увеличить
Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
Гора Елеон.

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
Помост на вершине горы Елеон.
Помост сооружен, чтобы туристы не ходили по вершине. Горная порода диабаз сильно крошится, и гора начала интенсивно разрушаться из-за большого количества людей, ходящих по краю обрыва. О чем наш гид предупредила и деликатнейшим образом попросила не ходить по вершине.

Щелкни, чтобы увеличить
2008. Так выглядит ограда на вершине горы.

Щелкни, чтобы увеличить
Не смотря на это двуногая скотина паслась на вершине, пока гид не прикрикнула на них.

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
Нижние ветки елей стелятся по земле, чтобы помочь дереву выжить.

Щелкни, чтобы увеличить
По горам, по долам...

Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
Рябина.

Скит во имя Коневской иконы Божией Матери

От западных ворот Большого скита дорога, проложенная через лес и скалы в 1863-1864 гг., ведет к трем живописным озерам. Крупнейшее из них - Игуменское. С 1827 г. семь лет на его берегу в деревянной келье подвизался будущий игумен Дамаскин. Теперь только самая большая на Валааме лиственница (высотой 32 м диаметром обхвата 1 м), да фундамент напоминают о пустыннике.

В 1870 г. игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Ею в 1393 г. благословили на Афоне Преп. Арсения на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы являются два голубиных птенца, которых держит Богомладенец - очистительная жертва за младенца мужского пола. Преп. Арсений основал Коневский монастырь, от которого икона получила свое имя. Она особо почиталась в С.- Петербурге, Новгороде, Приладожье. С 1956 г чудотворный образ находится в соборе Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия этой иконы утеряна.

Проект деревянной церкви на скалистом мысу между озерами Игуменским и Мустаярви составил Е И. Карпов. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Федор, живший на нем в уединении 15 лет. С соседних островов на Порфирьевский он возил землю, носил до 150 ведер воды для поливки разведенных им сада и огорода, а остальное время славил Бога в часовне во имя Преп. Серафима Саровского. О службе о. Федора и о. Николая в Коневском скиту писал Б. К. Зайцев. В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром.

Расцвет обители при игумене Дамаскине

В период управления игуменом Дамаскиным (Кононов, 1794-1881гг.) Валаам достиг высочайшего процветания. Отец Дамаскин, сын тверского крестьянина, с 20 лет странствовал по обителям Киева и северного края. В 1819 г. он попадает на Валаам, и прозорливый старец Евфимий, ученик старцев Федора и Леонида, предвидя будущее юноши, встречает его земным поклоном. "Желаю спастись, научите!" - только и мог сказать будущий игумен. Он трудился в конюшне, хлебной, швейне и каждый день приходил к старцу для открытия своей совести. После пострига в 1825 г. по воле настоятеля он пребывает в скиту Всех Святых, а затем поселяется в пустыне. Святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся аскет и духовный писатель, покровитель Валаама, когда встал вопрос о новом игумене, указал Императору Николаю 1 на о. Дамаскина. В декабре 1838 г. его посвятили в священный сан и в игумена в Санкт- Петербурге. Отец Дамаскин обладал даром не только мудрого духовного наставника, но и талантами строителя, архитектора и агронома, метеоролога и ботаника (Дамаскин первый начал изучать климат и природу Валаама), писателя и библиографа, историка и экономиста (пустая до него монастырская казна за 5 лет пополнилась на 77000 рублей преимущественно за счет пожертвований). Он основал Никольский, Святоостровский, Предтеченский, Ильинский, Коневский, Авраамиевский скиты, приобрел в 1866 г в вечную собственность монастыря ряд отдаленных островов, на которых возникли Тихвинский, Сергиевский, Германовский скиты. Было налажено регулярное пароходное сообщение со столицей, благодаря чему Валаам стал доступен тысячам паломников. Валаамский монастырь, преобразившийся при игумене Дамаскине, посещали известные люди России: художники Ф. А. Васильев, И. И.Шишкин (до сих пор жива "шишкинская" сосна), А И. Куинджи, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, М. К. Клодт, поэты и писатели Ф. И. Тютчев, А. Н. Муравьев, А. Н. Апухтин, Н. С. Лесков, К К Случевский, композиторы П. И. Чайковский (...только что закончивший Петербургскую консерваторию, весной 1866 года принялся за сочинение своей Первой симфонии, одной из самых элегических лирических исповедей Чайковского. Её композитор назвал "Зимние грезы", 1 часть - "Грезы зимней дорогой", 2 часть - "Угрюмый край, туманный край". Вторая часть – Adagio cantabile – создавалась композитором под впечатлением от его поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом 1860 года.), А. К. Глазунов, геологи А. А. Иностранцев и М. Н. Миклухо-Маклай, философ В. С. Соловьев, химик Д. И. Менделеев, фольклорист Э. Ленрот. Отец Дамаскин состоял в переписке с академиками зооботаником Железновым, архитектором Горностаевым, филологом Востоковым, гидрографом Андреевым, историком Соловьевым, благотворительницей графиней Ламберт. Президент Академии Художеств Ф. Иордан под влиянием бесед с настоятелем решает незадолго до смерти принять Православие.
Щелкни, чтобы увеличить
Коневский скит

Щелкни, чтобы увеличить
Слева на переднем плане доски, показывающие размеры домика,
где Дамаскин жил отшельником.

Щелкни, чтобы увеличить
Пенек клена, который был посажен Дамаскином.
От корня пошел новый побег.
На заднем плане - лиственницы.

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Труд инока, кажущийся непосильным светскому человеку; радостен и легок, как бремя Христово, поскольку совершается с молитвой, во славу Божию. Добровольный труд, основанный, как и все послушания, на вере, а не на насилии, приносил на Валааме невиданные плоды. Даже ныне, после полувекового разорения, можно убедиться в этом.

Когда о. Ионафан стал игуменом, то в 1882 г. в шести километрах к западу от монастыря выстроил образцовую механизированную ферму на 70 голов скота. Коровник был построен с отдельными секциями для каждого животного, с учетом рельефа, облегчающего въезд на сеновал. К обширному леднику с берега озера шла рельсовая дорога длиной 32 м с подъемным краном. С его помощью молочные продукты погружали на лодку и отвозили в монастырь. По рельсам доставлялся и сваренный в котлах корм, воду брали из водопровода. Здесь же разводили рыбу (палия, сиг) из оплодотворенной икры в изготовленных в монастыре глиняных ящиках.

Архимандрит Афанасий (Нечаев) писал о трудовом Валааме: "Главный принцип послушания на Валааме - все своими руками. Отсюда масса ремесел и мастерских: кожевенная, слесарная, шорная, портняжная, гончарная, бондарная, плотническая и проч., а потом целые хозяйства: полевое, огородное, садовое, молочное, лесное, рыбное, строительное... Есть работа, когда вся трудоспособная братия призывается накануне через объявление подрядчика в трапезной. В мастерских во время работы читаются Жития Святых, чтобы не заводились пустые разговоры". Прекрасные урожаи давали сады (более 600 деревьев). Яблонь разводилось не менее 60 сортов, урожай составлял до 50 тонн. К обеду братии подавали до 80 кг свежесобранных ягод: смородины, крыжовника, малины. В парниках созревали арбузы весом около 8 кг, дыни - 3 кг, тыквы - около 33 кг. В Сергиевском и Германовском скитах были ломки замечательного по качеству гранита, вывозившегося в С.-Петербург "Высшая цель - устроение души, а труд - средство, - писал о. Афанасий. - Тогда и богомыслие, и молитва легче сочетаются с трудом".

Ферма на остраве Валаам - настоящее спасенье для монастыря, так как кормит не только братию в 150 человек, но и многочисленных волонтеров, активно помогающих летом возрождать Валаамские святыни. Монастырское валаамское стадо насчитывает 45 голов (молока - залейся, за день его не успевают выпить и на следующее утро, как вы понимаете, к завтраку получается простокваша) в курятнике кудахчет 400 кур, есть осетровое и форельное хозяйство.

«Почему у вас такая странная табличка у входа на ферму? (Ферма. Вход воспрещен)» - спрашиваю у исполняющего обязанности начальника фермы Александра. «Сюда в Валаам на экскурсию приезжает много туристов, некоторые из них любят искупаться (ферма на самом берегу протоки), женщины – щегольнуть чересчур открытыми купальниками. Основной контингент валаамовской фермы - мужчины со сложной судьбой (кто-то имеет судимость, кто-то борется с алкоголизмом) и это их искушает. Так что табличка как раз для туристов»,- отвечает мой собеседник. Постоянно на валаамовской ферме трудятся около 20 человек, но в течение лета сажать и убирать овощи (картошку и турнепс), убирать сено, обрабатывать поля, доить коров и ухаживать за птицей им помогает еще 140 волонтеров. Этим молодым людям нравиться работать на свежем воздухе в Валааме, сообща молиться утром и вечером (на ферме есть молельная комната) и питаться здоровой пищей. Зелень и свежие овощи из теплиц здесь не переводятся.

Коровы на монастырской ферме не совсем обычные и в критических ситуациях ведут себя не так, как их сородичи. Как–то раз фермерская овчарка решила то ли напасть, то ли поиграть с одной из молодых телочек, пасшейся отдельно от стада. Кинулась к ней. Она еще не успела добежать, как все стадо вмиг бросилось на защиту своей подруги. «За сорок секунд стадо сбилось вокруг нее и, наклонив рогатые голову в сторону агрессора, грозно замычало,- вспоминает Александр.- Овчарка от неожиданности оторопела и, не оглядываясь, припустила обратно». А на материке, как правило, стаду все равно, что происходит с отдельными его членами.

Щелкни, чтобы увеличить
2008. Монастырская ферма.

Щелкни, чтобы увеличить
2008. Столбы трудно вкопать в скалу.
Поэтому их закрепляют вот так.

Щелкни, чтобы увеличить
И опять вид на гору Елеон.

Щелкни, чтобы увеличить

Скит во имя Воскресения Христова

Скит расположен на месте, где по Валаамскому преданию Св. Апостол Андрей воздвиг каменный крест. Впоследствии здесь стояла часовня во имя Св. Андрея, возобновленная в 1846 г. В начале XIX в. в пещере, где жили змеи, подвизался иеромонах Никон (1745(6)-1822), по имени которого получили название Большая и Малая Никоновская бухты. Осенью в деревянном доме жили монастырские рыбаки.

В 1896 г. известный благотворитель И. М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу устроить на этом месте скит и пожертвовал 10000 рублей. План двухэтажного храма составил много работавший на Валааме финляндский епархиальный архитектор В. И. Баранкеев (1850-1902). В 1901 г. на месте строительства с помощью взрывов и кувалдами в диабазовой скале углубили место, заложили фундамент. 30 июля 1906 г. главный Воскресенский престол освятил архиепископ Финляндский и Выборгский, впоследствии Патриарх Сергий (Страгородский).

В архитектуре храма, построенного на цоколе серого гранита из валаамского кирпича, с трехмаршевой лестницей и гранитными колоннами, сочетаются черты классицизма, барокко и русский стиль. Нижний храм во имя Св. Апостола Андрея был освящен игуменом Пафнутием и устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме - Кувуклии. Мимо располагавшегося справа небольшого мраморного иконостаса и слева - камня помазания, обозначавшего камень, на котором Праведный Иосиф и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя, проход ведет в Притвор Ангела, где находился камень, будто отнятый Ангелом от Гроба Спасителя с частицей подлинного. Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой Св. Гроба, где пребывало мраморное подобие Гроба Господня с подлинной частицей камня из Иерусалима.

Первые шесть насельников скита поселились в доме под горой. Когда число их к началу 1910 г возросло до 50 человек, были построены три корпуса. В 1931г. была открыта школа-приют для мальчиков с обучением церковному чтению, пению и иконописи по курсу народной школы.

После окончания наружной реставрации золоченый купол Воскресенского храма, как и прежде, служил ориентиром для прибывающих на Валаам судов. Никоновская бухта - одна из лучших пристаней на Ладоге - ныне главная гавань Валаама. Здесь живут и встречают паломников экскурсоводы монастыря.


Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
Воскресенский скит (красный).

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
2008. Воскресенский (верхний) храм.

Щелкни, чтобы увеличить

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
2008. Нижний храм во имя Св. Апостола Андрея.

Щелкни, чтобы увеличить
2008

Щелкни, чтобы увеличить
2008




   
 
       
Hosted by uCoz