Кижский погост.
Даль
ПОГОСТ - м. новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем...
Погост — административно-территориальная единица на Руси. Впервые административно-территориально деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).
В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку, после распространения христианства, на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать деревню с церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также центр поселения, с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества племени. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г., когда было отменено.
Начиная с XIX века, слово стало использоваться в основном в значении «кладбище».
Экскурсия была только по южной (на схеме - справа) части острова
с памятниками из Прионежья.
2008 год
|
2009 год
|
|
Слева направо: церковь Преображения Господня - летняя, колокольня, церковь Покрова Богородицы - зимняя.
|
|
|
|
При швартовке со дна озера поднимается грязь.
|
|
|
Справа - кузница, рядом - образцы конструктивных узлов и деталей.
|
Пунктиром показаны металлические гвозди.
|
|
|
|
Смотришь на пыльную дорогу, и думаешь: "А если бы пошел дождь?"
|
|
Вход в церковную ограду.
Ворота закрыты, калитка открыты.
Слева от калитки - свечная лавка.
|
|
Гравюра Р. Зотова «Вид Кижинского погоста с западной стороны от пролива Онега озера…» |
Ограда Кижского погоста
Ограда длиной около 300 м окружает обе церкви и колокольню Кижского погоста. Она представляет собой бревенчатый сруб с двускатной крышей, установленный на высоком фундаменте из валунов. Сруб выполнен в виде вертикальной стены, разделенной с внутренней стороны на прясла треугольными в плане ряжами. На ряжах ограды устроена стропильная подкровельная конструкция с продольными прогонами, крытая прямообрезным дороженным тесом. Верхний стык досок закрыт шеломом.
РЯЖ, а, м. (спец.). Прямоугольный сруб из бревен, заполненный внутри камнем и служащий опорой для мостов, плотин и стен набережных.
Древняя ограда Кижского погоста не сохранилась. Существующая ныне деревянная ограда является новоделом, так как воссоздана в 1959 г. из нового строительного материала по остаткам каменного ограждения, а также по изображению погоста на гравюре Р. Зотова «Вид Кижинского погоста с западной стороны от пролива Онега озера…», датируемой 1785 г., когда состоялось путешествие академика Н.Озерецковского, в ходе которого он посетил остров Кижи. (Гущина Виола Анатольевна, г.Петрозаводск). Северная и восточная калитки повторяют входы в ограду Почезерского погоста Архангельской области, а угловая башенка воспроизводит форму башни в ограде Ошевенского погоста. Главный вход дублирует ворота ограды Ильинского погоста в Карелии. Автором проектов реставрации Кижского погоста является архитектор А. В. Ополовников. (Крохин В.А. Формообразование Кижского ансамбля.)
Ограда Кижского погоста. Проект реставрации
Арх. А.В. Ополовников. 1956 г.
Музей-заповедник "Кижи"
Главный вход на погост расположен на западной линии ограды возле Покровской церкви. Он выделен более высоким объемом с двускатной крышей из теса с окончаниями в виде пик. В середине объема расположены двустворчатые ворота с полуциркульным верхом и калитка, крепящиеся на массивных столбах. По бокам ворот расположены прямоугольные в плане пятистенные срубы свечных лавок. Они рублены "в лапу", снаружи отесаны под брус. Кровля над входом общая слеговой конструкции, причелины из гладкостроганной доски с выкружкой на конце.
ПРИЧЕЛИНА - доска, закрывающая наружные торцы подкровельных слег, обычно покрытая резьбой; является неотъемлемой частью тесовых кровель.
ПОЛИЦА — в русской деревянной архитектуре нижняя пологая часть крутой двускатной или шатровой крыши, отводящая дождевые воды от стен.
|
КОСЯЩАТОЕ ОКНО (дверь) - проём, у которого брусовая обвязка в углах соединена наискось. |
Каждая лавка на главном фасаде имеет по одному двухкосящатому окну. Окна закрываются дощатыми ставнями на шпонках, откидывающимися вниз. Вдоль главного фасада устроен дощатый настил. Над ним нависают выступающие далеко от сруба свесы кровель, поддерживаемые выпусками верхних бревен поперечных перерубов. Выпуски-кронштейны подтесаны снизу в форме выкружки. Только южная секция свечных лавок имеет дверной проем. Вход в остальные осуществляется через окна. Стены изнутри не отесаны, вдоль них имеются полки. Размеры главного входа в плане 14.4 м х 2.25 м. Кроме главного входа на северной и восточной линии ограды имеются входы-калитки. Северная калитка устроена между двумя квадратными в плане ряжами, увенчана четырехгранным шатром с крестом. Квадратное основание шатра покоится на выпусках верхних бревен стенок ряжей, обращенных ко входу. Дверь калитки решетчатая, резная. Кровля шатра из гладкоструганного теса с "юбкой" городковой порезки. Полицы из теса с окончаниями в виде пик. Восточная калитка устроена также между двумя близко расположенными прямоугольными в плане ряжами ограды. На выпусках бревен, обращенных ко входу стенок ряжей, устроена двухскатная кровля из прямообрезного дороженного теса. Причелины простые с выкружкой на конце. Дверное полотно в виде резной решетки. Кроме 3-х входов ограда имеет башенку, установленную на северо-западном углу ограды. Это квадратный в плане ряж, рубленный "с повалом", в нижней половине "в обло", в верхней - "в лапу". Башенка покрыта четырехскатной стропильной крышей из красного теса, увенчана резным шпилем.
|
Рубка "в лапу".
|
Рубка "в обло".
|
|
Церковь Покрова Богородицы.
|
Лемехи на куполе изготовлены из осины. Новые лемехи - золотистые, с течением времени древесина сереет.
Чтобы вода с купола не стекала на шейку главы, под куполом часто одевают обрамление из лемеха в виде зубчатого колечка, называемого воротником. Нередко это обрамление выполняют из резных, обычно пикообразных теснин, похожих на лемех. Такой воротник называется епанчевым или епанчой. Воротник помимо своей утилитарной функции носит и художественную. Он придает завершению храма большую живописность и потому почти всегда обрамляет лемеховые главы.
|
|
|
Церковь Преображения Господня.
Начало XVIII века.
Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб -"восьмерик"- с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). Hа нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.
Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа "бочки". Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков - "переходные четверики" - и раскреплены бревенчатыми подкосами.
Полы из пластин уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Поверх первоначальных полов были уложены дощатые полы по лагам. Потолки в прирубах храмовой части из плах и тесин были врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропильной конструкцией "неба" с круглым медальоном посередине. Hад "небом" устроена внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика, а в середине - на два потока (водостока), выходящих наружу. Под основными водостоками располагались дополнительные - страховочные. В верхнем восьмерике для опирания осевого столба центральной главы врублена четырехугольная клеть из бруса. Крыши бочек и полиц слеговой конструкции. Главки Преображенской церкви выполнены по тесаным кружалам и журавцам. Крыша трапезной - стропильная. Из трапезной в церковь ведут центральный и два малых боковых дверных проема (в северном и южном приделах). В северном приделе трапезной сохранилась входная дверь с галереи колокольни, ныне не существующей. Главное помещение - восьмерик с тремя открытыми доверху прирубами-освещается двумя окнами в северном и южном прирубах, по одному в западном прирубе, юго-западной и северо-западной стенах восьмерика. Алтарь освещается тремя окнами в южной, восточной и северной стенах. Трапезная освещается шестью небольшими окнами. Вдоль стен трапезной и западной части Преображенской церкви в интерьере расположены скамьи с резными подзорами. Лемех покрытий городковой формы. Красный тес полиц и трапезной имеет пикообразное окончание. Причелины полиц, кокошников, бочек - с простой плоской резьбой. Резьба подзоров дополнена сквозными отверстиями. Иконостас Церкви Преображения Господня представляет собой деревянную резную позолоченную раму с включенными в нее иконами. Иконостас - четырехъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: 2-я половина XVIII века - начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы - "Преображение" и " Покров"- датируются концом XVII века и типичны для "северного письма". Основная часть нижнего "местного" ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко 2-ой половине XVIII века. Иконы трех верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные. Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведен бутовый фундамент на известковом растворе (1870 г.). Углы церкви рублены в "обло", внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в "лапу". Материал рубки - сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый.
|
Сектор Русские Заонежья.
|
Сектор Русские Заонежья. Автор: Потехин С.М.
|
|
|
|
Церковь Покрова Богородицы.
2-я половина XVIII века.
Церковь Покрова Богородицы принадлежит к уникальному типу многоглавых храмов. В плане представляет из себя вытянутый многоугольник с пятигранной алтарной частью на востоке. Пропорциональное решение анфилады: сени, трапезная, молельня и алтарь является традиционным, в частности, оно почти полностью повторяет пропорции в плане Богоявленской церкви с.Челмужи Карелии 1641 г. Вытянутый по горизонтали объем сеней и трапезной, перекрытый двускатной крышей безгвоздевой конструкции, примыкает к центральному объему собственно церковного помещения, образованного"восьмериком на четверике" и перекрытого восьмискатной крышей с девятью главками на маленьких, рубленных "в лапу", восьмериках. С востока пятигранный сруб алтарной части перекрыт крышей в форме "бочки" с алтарной главкой. С запада к основному объему примыкает одновсходное крыльцо на столбах, перекрытое двускатной асимметричной крышей. Покрытие крыльца, а также полиц восьмериков и четверика из красного теса. Дверные проемы расположены по центральной оси.
Помещение церкви Покрова Богородицы освещается парными окнами с севера и юга: по паре окон в алтаре и сенях, по две пары - в молельне и трапезной. Перед алтарем невысокая солея с полукруглым в плане амвоном. По бокам два клироса с глухими тесовыми стенками, украшенные резными позорами, являются реконструкцией архитектора А. В. Ополовникова. В верхней части восьмерика реконструирован декоративный пояс из резных треугольных фронтонов с лотками-потоками. Резные причелины и подзоры Покровской церкви имеют традиционную порезку ритмически повторяющихся геометрических элементов: треугольников, прямоугольников, полукружий и круглых отверстий по низу доски. Полотенца и кисти причелин декорированы сквозной пропильной резьбой в виде солярных знаков, кружков, трапецивидных "капелек". На полотенце над сенями изображен православный крест. Столбы крыльца четырехгранные традиционной геометрической порезки. Декоративные наличники церкви утрачены, но по сохранившимся на стенах следам, можно судить о их форме: с треугольным вершком и полукруглой нижней частью.
Ныне существующий иконостас Покровской церкви собран в 1956-59 гг. из Заонежских икон XVII-ХIХ вв. на реконструированных тяблах, расписанных травным орнаментом по белому полю. Часть оригинальных икон Покровской церкви, упоминавшихся в описях ХIХ в., утрачена.
|
|
|
|
|
Икона «Покров».
Средник – последняя треть 17 в. Рама – около 1759 г.
Из церкви Спаса Преображения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дом Ошевнева из деревни Ошевнево.
2-я половина XIX века, cтроитель: cемья Ошевневых.
Дом-комплекс типа "кошель" со слитой двухрядной параллельной связью хозяйственных и жилых помещений под общей асимметричной двускатной крышей. Представляет собой плоский параллелепипед с основанием, приближающимся к квадрату. Жилье двухэтажное. Первый этаж - зимняя изба, через сени от которой расположены кладовки: одна со входом из сеней, а другая со входом из южной избы второго этажа. Светелка имеет самостоятельную двускатную крышу (она устроена на чердаке, сруб которой выходит на фасад над сенями второго этажа). Жилую часть дома на уровне второго этажа с трех сторон окружает балкон-гульбище, опирающийся на выпуски бревен стен и кронштейны. Вход на гульбище из сеней второго этажа. Хозяйственная часть - двухэтажная (1 этаж - двор с хлевами, 2 этаж - сарай) со срубом горницы, примыкающим к южной избе второго этажа жилья. Под горницей на первом этаже хозяйственной части расположена дополнительная клеть со входом со двора. У северной стены сарая вторая клеть - кладовка для хранения молочных продуктов. Взвоз на сарай расположен с южной стороны дома перпендикулярно его избе.
Сруб дома рублен "в обло", конструкция кровли безгвоздевая "по курицам и потокам". Второй этаж хоз.части - сарай, который опирается на столбы-быки.
Самцовая крыша. Крыша "НА ПОТОКАХ И КУРИЦАХ".
Безгвоздевая крыша.
Самцовая крыша - в деревянном зодчестве - конструкция крыши, в которой тес укладывается на горизонтальные бревна (слеги).
Снизу кровельные тесины поддерживает выдолбленное бревно-поток, опирающееся на "курицы".
В коньке кровельные тесины прижаты охлупнем.
Конструкция безгвоздевой кровли по потокам и курицам: 1 – тесовая кровля; 2 – охлупень; 3 – слеги; 4 – причелина;
5 – самцы; 6, 7 – окна; 8 – водотечник (поток); 9 – курица (крючковатая еловая жердь).
На главный фасад дома по второму этажу выходят по три боковых окна на северной и южной избе. Между ними расположен балкон - выход гульбище. Вход в дом решен в виде невысокого крыльца без ограждения на три ступени. Торцевые фасады имеют фронтоны (жилой части) с чердачным окном и балконом (северный фасад - одноарочный балкон, южный - трехарочный). Окно светелки оформлено одноарочным балконом. Декор фасадов отличается многообразием приемов сочетания объемной и пропильной резьбы. Причелины фасадов выполнены из одной доски, пятиярусные со сквозной резьбой в форме кружков по краю. Резной край имеет форму резьбы, распространенной в Заонежье - сочетание овальных выступов и прямоугольных зубьев. Стыки причелин на фронтонах прикрыты полотенцами со сквозной резьбой поля. Мотив резьбы - вписанный в круг и вихревая розетка на северном фасаде, на южном - квадрат в круге и четырехлепестковая розетка. Полотенце западного фасада имеет криволинейный контур. В верхней ее части вырезана дата постройки дома. Декор балконов не повторяет друг друга. Ограждение южного и западного балконов - точеный балясник, северного - сплошное ажурное из плоских тесин. Наличники второго этажа волютообразные, первый этаж без волют. Ограждение гульбища - плоский балясник с пропильной резьбой.
В интерьере дома в настоящий момент расположена экспозиция музея, представляющая типичное убранство жилища зажиточного крестьянства Заонежья в конце Х1Х - нач. ХХ вв. Воссозданы традиционные элементы интерьера - печь, лавки вдоль стен, полки-воронцы, проходящие над лавками.
|
|
|
|
|
|
Традиционные ремёсла и хозяйство
Остров Кижи… «Золотой, хлебный остров» - так называли его «заонежана», местные жители, в далёком уже своём детстве ходившие по узким тропинкам меж золотых кижских полей. Кижские «северные чернозёмы», подстилаемые шунгитсодержащими породами - почвы, питаемые древней минеральной органикой - с самого начала земледельческой эры в здешних краях (около рубежа 1 – 2 тысячелетий н. э.) привлекли пристальное внимание земледельцев...
Войдя в любой из домов-памятников основной экспозиции музея можно встретить мастеров и мастериц в народных костюмах, демонстрирующих традиционные для северо-западных регионов России мужские и женские ремесла. Это сотрудники музея, работающие в рамках программы «Ожившая экспозиция», созданной в 1994 году.
Традиционные ремесла, воссозданные в музее:
- Изготовление бисерных украшений
- Изготовление короны
- Вышивка
- Золотное шитье
- Ткачество
- Прядение
- Шитье на швейке и швейной машинке «Зингер»
- Изготовление тканых поясов
- Плетение кружев на коклюшках
- Вязание кружева
- Изготовление деревянной игрушки
- Объемная резьба по дереву
- Берестоплетение
- Гончарное ремесло
- Вязание одной иглой
- Вязание сетей
- Традиционные колокольные звоны
Традиционное хозяйство:
- Земледелие
- Жатва
- Липовое лыко
- Заонежский лён
- Пахота
- Сев
- Сушка зерновых
- Обмолот
- Веяние
- Огородничество>
|
|
Прядение.
|
Изготовление половиков на ткацком станке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Во втором этаже над хлевом хранится различный инвентарь, сено, зерно.
|
|
|
|
|
|
|
|
Взвоз неровный, чтобы лошадь не скользила. |
|
Звонарь.
|
Слушаем колокольный звон.
Видео, звон.
|
Здесь звонарь и находился.
|
Экскурсоводы музея напоминают питерских экскурсоводов - так же любят свою работу.
|
Часовня Михаила Архангела из деревни Леликозеро
Конец XVIII - начало XIX веков.
Постройка относится к развитому типу клетской часовни на подклете с трехчастной композицией. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Западная часть Часовни Михаила Архангела с северной стороны имеет прямоугольную пристройку сеней. Горизонтальная ось композиции образована равноширокими срубами собственно часовни, трапезной и поставленными впритык к трапезной сенями (сени и трапезная перекрыты одной симметричной двускатной крышей). Вертикальные оси композиции образуют на западе восьмериковую шатровую колокольню над сенями, на востоке - сруб собственно часовни, который перекрыт двускатной симметричной крышей в два яруса и увенчан луковичной главкой.
Южный и северный фасады Часовни Михаила Архангела одинаково прорезаны двумя окнами с каждой стороны. Западный фасад сеней имеет сдвоенное окно. Вход в часовню решен в виде тесового крыльца-тамбура, опирающегося на выпуски нижних бревен сеней, расположенного перпендикулярно самостоятельной стене сруба часовни и перекрытого самостоятельной односкатной крышей. Срубы рублены "в обло", восьмерик колокольни "в лапу". Шатер звоницы опирается на одинарные круглые в сечении столбы. Ограждение звоницы сплошное из горизонтально положенных тесин. Восьмерик колокольни имеет повал, сруб собственно часовни двойной повал.
Кровля тесовая: над трапезной и сенями безгвоздевой конструкции, во втором - гвоздевой из красного теса. Декор часовни Михаила Архангела строг и по своему характеру является типичным для подобных сооружений Заонежья. Наличники из профилированных досок с треугольными завершениями есть только на западном фасаде. Причелины и подзоры имеют резьбу только по краю - сочетание валов и сдвоенных треугольных зубьев. Дополнительно плоскость доски прорезана сквозными круглыми отверстиями. Стыки причелин прикрыты полотенцами с основным мотивом резьбы в форме ромба, вписанного в круг, и сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин - кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усеченных пик.
В помещении собственно часовни Михаила Архангела первоначально был двухярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина, и потолочное перекрытие - "небо", в центральном круге которого - икона Христоса Вседержателя, а в сегментах - 12 трапециевидных клиньев - праотцы. По углам "неба" 4 иконы и изображения символов евангелистов. Живопись иконостаса и местных мастеров датируется XVII-XVIII вв. В настоящий момент находится в фондах музея "Кижи".
|
|
|
|
|
|
Церковь Воскрешения Лазаря.
До XVI века, строитель: преподобный Лазарь.
Объемно-пространственная композиция Церкви Воскрешения Лазаря представляет собой сочетание расположенных на одной оси трех различных клетей, в плане приближающихся к квадрату, перекрытых двускатными крышами различных высот и уклонов. Средняя клеть - собственно церковное помещение, выше других, имеет крышу с более крутыми скатами, увенчанную лемеховой главкой с крестом. Срубы алтаря и церкви Воскрешения Лазаря имеют повалы.
Западная стена церкви Воскрешения Лазаря изнутри укреплена шпонками, расположенными слева и справа от двери. Притвор каркасный из бруса с дощатым заполнением на бревенчатой обвязке. Потолок имеется только в церковном помещении. Полы и потолок врублены в стены и уложены по бревенчатым балкам. Перед входом устроено небольшое двухступенчатое крыльцо. Входная дверь и дверь в церковное помещение беспетельной конструкции - "на пятах".
Кровля двухслойная тесовая гвоздевой конструкции. Верхний "красный" ложный тес имеет завершение в форме усеченных пик. Причелины простые дощатые с волнообразной порезкой нижней кромки доски. Стены рублены "в обло" с верхней припазовкой.
Алтарь церкви освещается тремя волоковыми окошками с севера, востока и юга. В помещении церкви Воскрешения Лазаря с южной стороны устроено большое косящатое окно, с северной сохранилось первоначальное - волоковое. Притвор освещается тремя окнами со слегка закругленными косяками и внутренними ставнями также беспетельной конструкции.
В глубокой древности световые, смотровые, проветриваемые окна были небольшими и прорубались так, чтобы не нарушить прочность и монолитность дома, поэтому прорубались в двух бревнах до половины бревна . Такие окна называют ВОЛОКОВЫМИ, поскольку закрывались - заволакивались изнутри доской, двигавшейся по пазам. Зимой на такие окна вставляли раму - "оконницу" с прозрачным материалом: бычьим пузырем, промасленным холстом, пленкой рыбьего пузыря, тонкими липовыми дощечками.
|
Амбар Судьина из деревни Липовицы (усадьба Ошевнева).
1930-е годы.
Постройка прямоугольная в плане в форме параллелепипеда, перекрытого равноуклонной двускатной самцовой крышей. Основной объем - пятистенок с поперечным перерубом, образующим два отсека амбара с самостоятельными входами.
Трехступенчатое предмостье главного фасада постройки покоится на выступах нижних бревен сруба. Один из скатов крыши амбара образует навес над входами и покоится на трех массивных столбах, опирающихся на бревна-выпуски. Стены рублены "в обло". Кровля тесовая, гвоздевой конструкции. Декор сосредоточен на резных причелинах.
Причелины выполнены из одной доски и имеют край, мотивом резьбы которого является чередование сдвоенных зубьев и полуовалов, дополненных сквозными круглыми отверстиями по полю доски.
|
|
|
|
|
Поворот мельницы.
|
Мельница ветряная из деревни Волкостров.
1930-е годы, строитель: крестьянин Н.А.Биканин.
Постройка типа "мельница-столбовка". Представляет собой квадратный в плане высокий сруб, в центре которого проходит осевой столб, нижним концом врытый в землю.
Корпус мельницы в форме вытянутого вверх параллелепипеда возведен на бревенчатом поворотном кругу - "вертлюге", снабженном со стороны крыльев и со стороны входа бревнами-рычагами - "воротилами". Поворотный круг и "воротило" позволяют повернуть мельницу в сторону ветра. Поворот мельницы (корпуса) осуществлялся при помощи веревочного каната и ворота простейшей конструкции, вкопанного неподалеку от сооружения. Рабочее помещение постройки двухэтажное: на втором этаже расположен горизонтальный вал, с внешней стороны заканчивающийся восьмью крыльями, каменные жернова, ковш для засыпки зерна. Корпус вала снабжен деревянными зубьями, приводящими в движение деревянные песты от ступ первого этажа. При помощи деревянной шестеренки приводятся в действие жернова. Первый этаж кроме ступ снабжен ларем для муки и устройством, регулирующим помол зерна. Корпус мельницы возведен из толстых досок. Крыша асимметричная двускатная гвоздевой конструкции.
|
|
Сжатый хлеб убирался тут же на поле в снопы, затем из снопов сооружали так называемые «бабки» (в России — «суслоны»). В одну бабку входило 10—11 снопов ржи — один сноп ставился в центре, вокруг 8-9 снопов, колосьями вверх, сверху все закрывалось одним снопом комлем наружу.
В сырую погоду иногда ставили из жердей «вешала» — примитивные конструкции для сушки снопов. Если погода была хорошая, то бабки старались убрать в стоги. Стог или скирда — круглая в основании кладь хлеба, при которой снопы укладываются колосьями к центру. В центре стога ставилась высокая жердь, а с боков он подпирался кольями. В один стог входило от 40 до 60 бабок ржи.
Овес и ячмень убирали в так называемые «бараны» (10 снопов), которые затем разбирались и снопы складывали в «няртеги». Няртега — это бытующий в Заонежье способ укладки снопов, заимствованный русскими у местного прибалтийско-финского населения (ср. фин. narte — «продолговатая кладь хлеба»). Няртеге нет соответствий в российских областях. Отдалено её напоминают вологодские «кучки».
Обычно в няртеге снопы укладываются следующим образом: первый ряд (нижний) из пяти снопов, второй из четырех, третий из трех, четвертый из двух, пятый из одного. С другой стороны снопы укладываются точно так же, причем снопы лежат комлями наружу, а вершинами внутрь. Такие няртеги сооружались в Кижах, в других местах Заонежья. В няртегу входило порой от двух до 10 баранов овса или ячменя. Но хорошее лето в Карелии — большая редкость и снопы обычно увозили в остожье.
Остожье — это небольшое огороженное пространство на краю поля. Изгороди в остожье были в основном трех видов — прямые, косые («косяки»), а также каменные («заборья»). С двух сторон имелись две столбовые воротницы (для более удобного проезда). В центре остожья находился зарод.
Зарод обычно представлял собой 2-х секционную раму («в два пресла»), хотя бывали зароды и трех, и четырех секционные. Рама состояла из 3-5 столбов в боковые отверстия которых вставлялись еловые жерди. Зароды использовались для сушки овса, жита, а также пшеницы. Заполнялся зарод следующим образом: один человек находился на пряслах и принимал снопы от подавальщика, который подавал их специальной палкой с крюком («подавалом», «подавалкой»). Укладку снопов начинали с верхних рядов. Снопы вставлялись между рядами прясел, при этом комли снопов упирались в выше находящуюся жердь, а колосья свисали свободно вниз (при дожде такой способ обеспечивал более быстрый сток воды). Обычно в зароде сушилось 50-70 баранов овса и жита. Просушенные в течение одной-двух недель в зароде снопы, осторожно снимались с прясел и складывались в няртеги и кучья (стоги).
Кучья имели округлую форму — снопы клались вершинами к центру. Начинали складывать стог, снимая снопы с нижних жердей. Затем один человек поднимался на прясла и сбрасывал снопы с верхних рядов другому, находившемуся внизу — на сооружаемом стоге. В одном таком стоге умещались 50-70 баранов хлеба. Вершину кучьев и няртег закрывали болотной осокой, которая предохраняла снопы от дождя и сырого снега («рянды»). Кучья и няртеги всегда ставили на решетку из веток или молодых деревьев.
|
|
Баня из деревни Мижостров (усадьба Ошевнева)
Конец XIX - начало XX веков.
Прямоугольная в плане постройка перекрыта двускатной симметричной крышей. Основной объем - пятистенок с поперечным перерубом, разделяющим на два помещения постройки: предбанник и собственно баню.
На северном фасаде расположен вход в баню с дощатым настилом-мостками перед ним, ведущими в озеро. Стены рублены "в обло". Перекрытия дощатые по балкам. Крыша самцовая тесовая, безгвоздевой конструкции по "курицам и потокам". Потоки, шелом и причелины - простые без декоративной порезки.
Баня освещается небольшим косящатым окном со стороны озера. В бане у восточной стены расположены печь-каменка и настил из досок-полок. Над каменкой имеется потолочный дымоволок в виде квадратной дощатой дымницы, задвигающейся изнутри задвижкой-волоком.
|
Внутри бани.
|
|
|
Дом на одну семью. В амбаре (справа) на первом этаже хранилось зерно, на втором - одежда.
|
Рядом с домом - пруд. |
В пруду - рыбки.
|
Пряжинский сектор, дом Яковлева из деревни Клещейла, конец XIX века.
Построен артелью местных плотников при участии самого хозяина дома Яковлева Максима Яковлевича.
Постройка представляет тип крестьянского жилья "брус". Все помещения, жилые и хозяйственные, расположены друг за другом под общей двускатной симметричной кровлей, в плане представляет вытянутый прямоугольник. С юга к сеням пристроено невысокое крыльцо под двускатной кровлей. С противоположной стороны устроен взвоз (виден слева. Настил неровный, чтобы у лошади ноги не скользили). Жилое помещение двухэтажное. Первый этаж, состоящий из избы и горницы, служил зимним жильем, а второй этаж, повторяющий эту же планировку, использовался летом. Просторные сени с внутренней лестницей являются связующей частью жилого и хозяйственного помещения. Сарай и двор составляют единый сруб, т.к. нет столбов, поддерживающих стены сарая над помещением для скота, причем нижний этаж является общим хлевом. Отдельный хлев в карельских домах отгораживался только для молодняка.
Стены рублены из сосновых бревен. В устройстве кровли использованы тонкие еловые стволы с корневой частью. Фундамент состоит из валунов с каменным заполнением между ними.
Богатое декоративное убранство отмечено ломаными линиями волютных наличников окон и преобладанием геометрического орнамента в резных элементах. Чисто карельской деталью являются одинарные розетки на причелинах, арке и столбах балкона. Главный фасад разделен на две неравные части. Большое количество окон с нарядными наличниками и красивый трехарочный балкон, насыщенный ажурной резьбой, придают постройке особую выразительность.
Амбар из деревни Коккойла.
Конец XIX - начало XX веков.
Строитель: крестьянин А.Г.Кипрушкин.
Главным фасадом со входом амбар из деревни Коккойла обращен в сторону дороги в дер. Ямка. Постройка почти квадратная в плане в форме параллелепипеда, перекрытого симметричной двускатной крышей.
Главный торцевой фасад со входом на уровне второго яруса имеет балкон-галерею, покоящуюся на выступах бревен боковых стен сооружения. Второй ярус постройки имеет самостоятельный вход с галереи, на которую ведет наружная лестница, параллельная торцевой стене и покоящаяся на площадке-подмосте первого этажа, уложенном по выпускам нижних бревен боковых стен. Галерея опирается на 2 резных столба, установленных на тех же выпусках. Торцевая стена, противополжная входу, прорезана небольшим окном "в бревно" размером. Стены рублены "в обло". Кровля тесовая, безгвоздевой конструкции "по курицам и потокам".
Декор отличается большим своеобразием: гладкие причелины по контуру имеют городковую порезку. Особенно следует отметить кистеобразную порезку полотенца и концов причелин.
В помещении первого этажа амбара из деревни Коккойла по боковым стенам расположены сусеки.
Поклонный крест из деревни Чуйнаволок.
XVIII век.
Представляет собой деревянный восьмиконечный крест из бруса, установленный на трехвенцовом брусчатом срубе окантованных бревен, образующем основание. По углам сруба установлены круглые в сечении резные столбы, перекрытые двускатной крышей. На лицевой стороне креста рельефные изображения: крест, титлы, орудия страстей, голова Адама. Основание рублено "в лапу", конструкция кровли гвоздевая, выполнена из красного теса. Поле причелин имеет порезку в форме круглых сквозных отверстий; по нижнему краю - резьба в виде полукружий и прямоугольных выступов.
По преданию, первый поклонный крест был установлен более тысячи лет назад Святой Равноапостольной княгиней Ольгой на Киевских горах. В дальнейшем установка крестов стала традицией, причем очень популярной.
Кресты устанавливали в честь почитаемых в данной местности святых, церковных праздников, знаменательных дат. С водружения креста начинали свое отшельническое житие пустынники, и часто в этом месте позднее возникала обитель. Поклонные кресты воздвигали в местах, освященных под строительство храма. Первопроходцы ставили их во вновь открываемых землях. Иногда ставили крест по обету, например при рождении наследника или по случаю другого важного события в семье. Обет поставить поклонный крест могли дать всем селом, скажем, при эпидемиях, засухе или падеже скота. Но чаще всего можно было встретить придорожные кресты.
Считалось, что с освящением креста освящается и очищается от всего нечистого вся местность. На безлюдных дорогах, таивших в себе массу опасностей, поклонный крест воспринимался как духовный щит от видимых и невидимых врагов. Перед таким крестом, отправляясь в путь или входя в село или город, человек мог вознести молитву Господу и небесным заступникам. Поэтому многие крупные города были ограждены с четырех сторон поклонными крестами.
Поклонный крест из деревни Хашезеро, находящийся в экспозиции "Ямка" на о.Кижи, поставлен в память о победе в войне 1812 г.
|
|
Листва только распускается.
|
|
|
|
|
|