Кирилло-Белозерский (также Кириллов) монастырь — мужской православный монастырь Русской Церкви; расположен на Севере России, на берегу Сиверского озера, в черте современного города Кириллов Вологодской области.
Буквы ё нет как в названии монастыря, так и вообще в церковно-славянском языке.
На живописном берегу реки Шексны, недалеко от пристани “Горицы”, возвышаются стены древней обители - Воскресенский Горицкий женский монастырь. В семи километрах от Гориц – старинный русский городок Кириллов. Здесь находится знаменитый на всю Россию Кирилло-Белозерский монастырь.
Монастырь основали монахи Кирилл Белозерский, последователь Сергия Радонежского, и Ферапонт Белозерский в 1397 году. Первоначально был возведён Успенский монастырь артелью ростовских мастеров.
В XVI веке рядом с ним появился малый Ивановский монастырь. В те времена монастырь был форпостом Московского государства во вражеских землях Новгородской республики. Борьба, которую вели Москва и Новгород за освоение богатых северных земель, создала особую заинтересованность Московского княжества в овладении Белозерьем. Располагавшееся почти в центре новгородских владений, оно являлось удобной базой для дальнейшего наступления Москвы на эти земли. Появление многочисленных монастырей в этом краю далеко не случайно. В Москве отлично понимали, что основанные не без княжеской помощи монастыри являются прочной опорой в дальнейшем наступлении на Новгород. С другой стороны, эта поддержка приводит к тому, что подобные обители появляются в Белозерье одна за другой.
В 1397 году основывается Кириллов, в 1398 году — Ферапонтов, на рубеже XIV—XV веков — Воскресенский Череповецкий, в первой половине XV века — Николаевский Ковженско-Курьежский монастыри. Впервые город Белоозеро упоминается в Начальной летописи в середине IX века, но возник он значительно раньше. Огромное озеро, по берегам и в водах которого таились несметные богатства, манило к себе и торговых людей, и бояр, и беглых холопов, укрывавшихся от феодального гнета. По дошедшим до нас сведениям известно, что купцы-арабы, поднимаясь по Волге и Шексне, торговали с белозерцами еще в VIII веке. Через город Белоозеро пролегали старинные торговые пути по Шексне и Мологе в верховья Волги, а по Словенскому волоку — в бассейн Сухоны и дальше на восток. По мере заселения он превращался в крупный торгово-промышленный центр на Севере. Вот почему за этот богатый город, к которому тяготела обширная территория бассейна Белого озера, уже в XII столетии развернулась острая борьба между удельными княжествами.
Кирилло-Белозерский монастырь являлся крупным феодалом-землевладельцем. В 15-17 веках вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой. В конце 15-16 веков монастырь был одним из центров религиозно-политического течения нестяжателей. В 15-17 веках монастырь служил местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати (Вассиан Патрикеев Косой, бояре М. И. Воротынский, И. Шуйский, Б. И. Морозов, Симеон Бекбулатович, патриарх Никон и др.). Монахи монастыря избирались на значимые архиерейские кафедры (например, новгородский архиепископ Пимен).
В 1447 году в монастырь приезжал Василий II (Тёмный), находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от данного тем крёстного целования не претендовать вновь на московский престол. Впоследствии великий князь щедро отблагодарил монастырь.
В 1528 году великий князь Василий III ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Грозный на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, Иван Грозный, как и его отец Василий III, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря. Сюда в 1542 году был сослан митрополит московский Иоасаф (Скрипицын).
Монастырь богател, разрастался и несмотря на большой пожар в 1557 году стал крупнейшим каменным сооружением, уступавшим разве что Троице-Сергиевому монастырю.
В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие хозпостройки были деревянными.
В 1612—1613 монастырь выдержал осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских феодалов. Во время штурма был убит командовавший интервентами польский полковник Песоцкий.
В 1654—1680 были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.
1722 в монастырь приезжал Петр I. Монастырь к тому времени был собственником 21 тысячи крестьян из 16 уездов.
В 1764 указом Екатерины II монастырь был лишён крестьян и угодий. В 1776 году из монастырской слободы образован город Кириллов и в крепостной стене размещается городская и уездная тюрьма. С этого момента начинается постепенный закат монастыря.
В 1924 году был открыт Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. На территорию музея привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей (церковь Ризоположения (1486 год) из села Бородавы; мельница (19 век) из деревни Щёлково).
В трапезной палате при церкви Введения (1519 год) расположен Музей икон, обладающий большой коллекцией икон. До наших дней почти полностью дошел иконостас Успенского собора, современный его постройке, что является уникальным фактом в истории русского искусства. Древние иконы этого иконостаса долгое время были разрознены. Из 60-ти уцелевших икон 33 находились в Кириллове, а остальные — в Русском музее, Третьяковке и Музее имени Андрея Рублева. В начале апреля 2009 года последняя часть икон была возвращена в Кириллов.
В 1997, в год празднования 600-летия монастыря, часть монастырской территории, именуемая малым Ивановским монастырем, была передана Вологодскому Епархиальному управлению.
В 1998 зарегистрирована Православная религиозная организация Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллова Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
И.о. Наместника Лаврентий (Середнёв).
Святыни:
• мощи под спудом прп. Кирилла Белозерского
В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружен крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор (1497 год).
Филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника является находящийся поблизости Ферапонтов монастырь.
2008 год
|
2009 год
|
2008. Горицы. Воскресенский Горицкий женский монастырь. |
Священник кого-то встречает.
|
2008. |
На площади стояло несколько экскурсионных автобусов, можно было сесть в любой.
|
2008. Наш гид. |
Наш гид.
|
2008. Вход в монастырь - Казанская башня.
|
Поскольку мы ходили по музею, а не по действующему монастырю, то благочестивую традицию можно было не соблюдать (головные уборы и юбки у женщин, приличный костюм у мужчин).
|
2008. Новый город.
|
Внутри Успенского монастыря.
|
2008. Новый город. В центре - Косая башня.
|
У трапезной палаты.
|
2008. Новый город. Вологодская башня.
Самой первой из башен Нового города за 4 месяца была построена Вологодская башня. Обилием декора она больше всех напоминает укрепления Троице-Сергиева монастыря. Остальные башни отличаются от неё суровой простотой и количеством граней. Вологодская башня восьмигранна и сильно выступает за линию стен.
|
|
2008. "Святые ворота" - вход в Успенский монастырь.
Если будешь говорить, когда проходишь ворота, то архангелы, которые нарисованы на стенах, накажут тебя.
|
Бревно в кладке. К чему бы это?
|
2008.
|
|
2008. Интересно, о чем задумался Арташес Андреевич?
Неужели Кирилл Белозерский тоже был армянином, как, по версии А.А.Арцруни, и создатели славянской азбуки - Кирилл и Мефодий?
|
|
2008.
|
|
2008.
|
Успенский собор с папертями, 1497 г., кон. XVI в., 1791 г.
Второй слева купол принадлежит церкви Кирилла Белозерского.
Выдающийся комплекс памятников художественной культуры древней Руси, сложившийся в течение веков. В истории архитектуры Успенский собор занимает видное место, входя вместе с соборами Спасо-Каменного и Ферапонтова монастырей в группу первых каменных построек Белозерского края, положивших начало монументальному строительству на русском Севере. Успенский собор был построен артелью ростовских мастеров. |
2008.
|
Церковь Евфимия, 1653 г. Справа - кельи (духовное училище), XVII в. |
2008.
|
|
2008. Водяные ворота с надвратной церковью Преображения, 1595 г.
|
|
Деревянная мельница из деревни Щёлково, XIX в. Стоит около Вологодской башни.
|
Большая Мереженная (Белозерская) башня
|
|
|
|
|
|
Времени походить по монастырю самостоятельно не было. Нас поторопили сесть в автобусы.
|
|
Зато было время ходить по магазинам у пристани.
|
|
|
|
|
|
Виктор Петрович и здесь занимается любимым делом - кормит собак.
|
|
Священник перекрестил кого-то на корабле и ушел.
|
|