niistali@yandex.ru Телефон: (495) 485-14-47
 
ГЛАВНАЯ
ГЛАВНАЯ страница
поездки 2008 по Австрии, Италии, Германии
Полезные советы
ГОРОДА И ЛЮДИ
  МОСКВА, ПОЛЬША.
17-18 мая
  ВЕНА.
19 мая

  ВЕРОНА.
20 мая
  ПИЗА, ФЛОРЕНЦИЯ.
21 мая
  РИМ.
22 мая
  РИМ.
23 мая
  НЕАПОЛЬ, ПОМПЕИ, КАПРИ.
23 мая
  РИМ, ВАТИКАН.
24 мая
  АССИЗИ, САН-МАРИНО.
25 мая
  ВЕНЕЦИЯ.
26 мая
  ЗАЛЬЦБУРГ, МЮНХЕН.
27 мая
  НЮРНБЕРГ, ДРЕЗДЕН.
28 мая
  ВРОЦЛАВ, МОСКВА.
29-30 мая

 

Поездка сотрудников института по городам Австрии, Италии, Германии в мае 2008 года

ПАНТЕОН, РИМ


          Храм всех богов — языческий, Христов,
          Простой и мудрый, величаво-строгий,
          Не раз я видел, как из тьмы веков,
          Взыскуя света, ищет мир дороги,
          Как все течет: народы, царства, боги.
          А он стоит, для веры сохранен,
          И дом искусств, и мир в его чертоге,
          Не тронутом дыханием времен.
          О, гордость зодчества и Рима — Пантеон.
                      Байрон

Пантеон построен на Марсовом поле и располагался между термами Агриппы и термами Нерона.

Большая советская энциклопедия о Пантеоне.
Пантеон в Риме, храм, посвященный всем богам, выдающийся памятник древнеримской архитектуры. Сооружен около 125 н. э. на месте одноимённого храма, построенного Агриппой. П. представляет собой ротонду, перекрытую огромным полусферическим кессонированным куполом (диаметром свыше 43 м), имеющим в центре отверстие (диаметром около 9 м), через которое освещается интерьер; купол выполнен из бетона, прослоённого кирпичами; стена, поддерживающая купол, внутри разделена на 2 яруса, нижний из которых расчленён 7 нишами. В интерьере П. достигнуто гармоническое равновесие между высотой и диаметром сооружения. Купол, доминирующий в пространстве ротонды, расчленён кессонами и, не подавляя зрителя своей тяжестью, торжественно высится над его головой подобно небосводу. Вход в П. подчёркнут портиком из 16 гладких коринфских колонн (8 по фронту, остальные в глубине). Замечательный ясной величественностью и цельностью образа, П. оказал огромное влияние на архитектуру своего и последующего времени. В средние века П., неоднократно подвергавшийся частичным переделкам, был превращен в церковь; ныне — национальный мавзолей, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства (Рафаэль, Б. Перуцци).
Лит.: Fine Licht К. De, The rotunda in Rome, Kbh., 1968.




На примыкающей к Пантеону площади Ротонды (Rotonda) можно видеть монолит из красного гранита высотой 6,34 м (общая высота с фонтаном и постаментом - 14,52 м) из египетского города Гелиополис, где его изготовили для фараона Рамзеса II в 8 веке до н.э. Обелиск был привезен в Рим во времена Диоклетиана и долгое время украшал храм Изиды и Серапида в Кампо Марцио (Campo Marzio). До 1373 года обелиск находился на площади Сан Макуто (piazza di San Macuto) оттуда и произошло его название "obelisco Macuteo". Фонтан был установлен по приказу папы Григория XIII. Фонтан спроектировал Джакомо делла Порта (Giacomo Della Porta), а построил его и выложил мрамором в 1575 году Леонардо Сормани (Leonardo Sormani). В 1711 году Папа Климент XI (Джанфранческо Альбани) решил перестроить фонтан и пригласил для этого Филиппо Бариджони (Filippo Barigioni), который изменил бассейн, сделав его каменным, установил в центре фонтана обелиск Рамзеса II, а также добавил четырех дельфинов вокруг декоративного постамента. В 1886 году оригинальные мраморные фигуры были убраны и заменены на копии работы Луиджи Амичи (Luigi Amici, 1813 – 1897). Сегодня оригиналы находятся в Музее Рима во дворце Брасчи (Palazzo Braschi).

Император Адриан (117—138) был вынужден придерживаться оборонительной политики. При нем на границах империи сооружались огромные по протяженности оборонительные валы, сохранившиеся кое-где (например, в Англии) и до нашего времени. В личности Адриана проявились качества, необычные для римского императора и чрезвычайно показательные для новой эпохи. Адриан получил широкое образование, он страстно любил искусство, особенно греческое, и сам выступал в качестве архитектора. Римские традиции ему были чужды; он не любил Италии и мало жил в Риме, проводя большую часть своего правления в путешествиях по римским провинциям. Он посетил Британию, Галлию, Германию, Испанию, Африку, Малую Азию, был на островах Эгейского моря и на берегах Евфрата. Его сопровождали художники, архитекторы, инженеры, землемеры. Он восстанавливал памятники старины, закладывал новые города. Особым его вниманием пользовалась Греция; в Афинах Адриан прожил несколько лет и отстроил новую часть города.
В память о битве при мысе Акций, Агриппа выстроил в 27 г. до н. э. здание Римского Пантеона — по-гречески "храм всех богов". Во многом благодаря строительной деятельности Марка Агриппы Октавиан Август мог похвастать: «Я принял Рим кирпичным, а оставляю — мраморным». Первоначально Пантеон имел обычную для римских храмов четырёхугольную форму и был ориентирован в другую сторону, нежели сегодня.

Большая советская энциклопедия: Агриппа Марк Випсаний (Marcus Vipsanius Agrippa) (родился около 63 — умер 12 до н. э.), римский полководец и государственный деятель, сподвижник Августа. Одержал ряд крупных побед во время борьбы Октавиана Августа за власть: в 41 в Перузинской войне, в 36 при Милах и Навлохе — во время войны с Секстом Помпеем, в 31 у м. Акций — во время войны с Антонием и Клеопатрой. В 20—19 подавил восстание испанских племён. Был ближайшим помощником Августа в государственных делах и с 21 (после вступления в брак с дочерью Августа Юлией) его соправителем. Известен своими постройками в Риме (водопровод, храм Пантеон, термы и др.) и Галлии. Автор не дошедших до нас автобиографии и географических комментариев, использованных античными авторами Страбоном и Плинием Старшим.

В огромном пожаре 80 г. н. э. здание Пантеона сгорело. Домициан восстановил храм, но он снова сгорел в 110 г. н. э. после удара молнии. На месте сгоревшего храма императором Адрианом был возведён (около 125 г.) новый Пантеон, существующий до сих пор. По традиции, на фасаде нового здания была восстановлена дарственная надпись Агриппы, хотя Пантеон Агриппы не был похож на новое здание.


Латинская надпись на фронтоне гласит: M·AGRIPPA·L·F·COS·TERTIVM·FECIT – «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил».

Щелкни, чтобы увеличить

Последняя реставрация в античности, о которой нам известно, была предпринята Септимием Севером и Каракаллой в 202 г. н. э. В надписи меньшего размера на архитраве (малоконтрастна и плохо видна снизу) ниже надписи Агриппы сказано: IMP[ERATOR] CAES[AR] L[UCIUS] SEPTIMIUS SEVERUS PIUS PERTINAX ARABIC ADIABENIC PARTHIC PONTIF MAX TRIB POT XI COS III PP PROCOS ET IMP[ERATOR] M[ARCUS] AURELIUS ANTONINUS PIUS FELIX AUG TRIB POT V COS PROCOS PANTHEUM VETUSTATE CORRUPTUM CUM OMNI CULTU RESTITUERUNT.
Пантеон, разрушенный веками, со всем тщанием восстановил император и т. д.
Архитравом называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Император Луций Септимий Север и император Марк Аврелий Антонин (Каракалла).
CAES (Caesar) — собственно фамилия Юлия Цезаря и его приемного сына Октавиана. Наследовалась в династии Юлио-Клавдиев. После правления Нерона - последнего представителя этой династии, императоры стали присваивать эту фамилию себе как титул, хотя не были наследниками Цезарей. Впоследствии Антоний Пий (137-161 гг.) сделал его титулом второго ранга, возлагая на сыновей или наследников императора.
PIUS — почти все римские императоры со времен Антония Пия носили этот титул, который означал "благочестивый и почтительный".
PERTINAX — после убийства императора Пертинакса преторианцами в 193 году, Север был провозглашен придунайскими легионами императором. В это время в Риме преторианцы буквально разыграли аукцион за императорский трон и посадили на него состоятельного римлянина Дидия Юлиана. Север тотчас же воззвал к покойному Пертинаксу и, следуя примеру своих предшественников, прибавил к своему имени его имя (Imperator Lucius Septimius Severus Pertinax Augustus). Север повёл свои легионы на Италию, развращенные преторианцы сдались Септимию без сопротивления — они не хотели сражаться. Юлиана был свергнут Сенатом, после чего казнён.
ARABIC ADIABENIC PARTHIC Арабский, Адиабенский, Парфянский — победитель этих народов.
PONTIF MAX (Pontifex Maximus) - титул официальной главы римской религии. Этот пост был присвоен Августом в 12 г. до н.э. и с тех пор регулярно передавался последующим императорам.
TRIB POT XI (Tribunicia Potestas сила трибуна). Власть трибуна получал 11 раз на момент создания надписи. Во времена Империи эту должность исполнял сам император. Обычной датой избрания на эту должность было 10 декабря. Поэтому многие монеты датируются следующим образом: два года, разделенные косой чертой (например, 11/12 гг.). Со времени правления Септимия Севера народный трибун приступал к своим обязанностям с 1 января. Аббревиатура использовалась с цифрой, показывающей какое количество раз эта должность исполнялась. Изначально задача трибуна состояла в защите интересов плебса от посягательств патрициев. Важнейшими правами народных трибунов было право вето на любое решение магистратов или сената и право созыва народного собрания. Неприкосновенность личности и прав трибунов была признана не сразу; плебсу удалось добиться её лишь при помощи революционных средств. Плебеи обязались за себя и за своих потомков наказывать смертью всякого, кто оскорбит их избранников или будет препятствовать их действиям, направленным в защиту плебса, и скрепили это решение общей клятвой, откуда и власть трибунов называлась «Sacrosancta potestas», то есть власть, основанная не на законе (legitima), а на религиозном освящении. Убиение виновных в посягательстве против трибунов не считалось преступным, а напротив, обязательным, истекающим из указанной клятвы.
COS III (Consul). Стандартной формой было: COS плюс число исполненных консульств. Во времена империи эта должность оставалась достаточно значимой и достаточно часто исполнялась императором и членами императорской семьи. Немногие римляне могли стать консулом во второй раз, за исключением императора конечно.
PP – PATER PATRIAE. Отец Отечества. Титул, данный в 63 г. до н.э. Цицерону, "спасшему" Рим от заговора Катилины. Во 2 г. до н.э. Август получил этот титул от Сената и всего народа Рима. Он принял его, как знак своих заслуг за все время правления. Титул принимался большинством римских императоров, но обычно не в начале правления. Обычно император принимал этот титул только после окончательного утверждения своей власти. Многие императоры считали его наиболее почетным.
PROCOS (Proconsul) — проконсул — государственная должность в Древнем Риме. Проконсулы обладали властью консулов, часто только на ограниченной территории), но, в отличие от консулов, не избирались на эту должность собранием по центуриям. Впоследствии основной ролью проконсулов было управление провинциями.
FELIX – счастливейший.
AVG – AVGVSTVS. Сенат и народ Рима даровали этот титул Октавиану - императору Августу - в 27 году до н.э. в знак признания его заслуг перед государством. Этот эпитет означает "уважаемый", "достойный почтения". Титул Август обычно обозначал римского императора в современном смысле этого слова. Долгое время императоры одновременно были и Августами, и Цезарями, но затем титул Цезарь либо не употреблялся, либо его носили младшие члены императорской фамилии.


С юга Пантеона непосредственно прилегает стена еще одного адриановского здания, которое заменило сгоревшую базилику Нептуна, построенную при Агриппе. Здание было возведено в честь его морских побед (при Акции).


Хорошо сохранились украшения мраморного фриза – дельфины, ракушки, трезубцы. "Здесь был Рим" Виктор Солькин.


Традиционный периптериальный храм — Парфенон в Афинах.

Пантеон представляет собой новый тип храмовой постройки. Само назначение его предопределило поиски особенно монументального архитектурного образа. В римском храмовом зодчестве до того господствовали варианты периптеральных форм, главным образом типы псевдопериптера и моноптера (храм с круглой целлой, обнесенной по кругу же портиком). И в том и в другом случае наружный облик здания как составной элемент архитектурного образа имел (как и в греческих храмах) несравненно более важное значение, нежели интерьер здания.
Периптер (от греч. peripteros — окруженный колоннами, от peri — вокруг и pteron — крыло, боковая колоннада), тип древнегреческого храма. П. — прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой, расстояние от которой до стен наоса равно одному интерколумнию (пролету между колоннами).
Наос (греч. naos), целла (лат. cella), главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.


Реконструкция Древнего Рима. Большая площадь перед Пантеоном
гармоничнее сочетается с зданием, чем маленькая современная площадь.

В Пантеоне впервые поставлена и решена новая задача — создание монументального храмового сооружения, в образной структуре которого главную роль должно играть обширное внутреннее пространство. Боковые здания, стоящие вплотную к храму, скрывают его размеры. Эффект рассчитан на то, что человек, впервые вошедший в здание и ожидающий увидеть обычный храм, будет поражен огромным внутренним пространством. Этот эффект действует даже сейчас, хотя посетители заранее знают о форме и размере Пантеона.

Композиция Пантеона состоит из трех ясно различимых частей: коринфского портика, круглой купольной ротонды, увенчанную грандиозным куполом, и прямоугольного блока, соединяющего портик и ротонду. Наружный вид храма отличается подчеркнутой простотой. Большую часть окружности ротонды составляет глухая стена: только входная сторона, отмеченная мощным портиком, как бы предвещает всю значительность архитектурного образа храмового интерьера, воспринимаемого с особенной остротой по контрасту со сдержанностью архитектурных форм наружного облика здания.


Вошедший в храм зритель оказывается внутри грандиозного подкупольного пространства. Гигантские размеры сооружения (высота храма — 42,7 м, внутренний диаметр купола — 43,5 м, вмещает более двух тысяч человек. Цифры в разных источниках немного отличаются.) в соединении с гармоническими пропорциями и благородной красотой архитектурных форм создают впечатление исключительной силы. Воспринимаемый как своеобразное подобие небесного свода громадный купол, господствующий над обширным пространством ротонды, — такова образная и композиционная тема, призванная воплотить идею сооружения храма, посвященного не одному какому-либо божеству, а всем богам. Пространство в целлах (главном помещении) периптеральных храмов обычно расчленялось рядами колонн; в Пантеоне же благодаря тому, что купол опирается непосредственно на стены, огромное по объему внутреннее пространство храма, не нарушаемое никакими дополнительными опорами, приобретает исключительное единство и целостность, а центрическая форма ротонды и полусферическое перекрытие придают ему черты гармонической завершенности. При этом внутреннее пространство храма не изолировано от внешнего мира: сквозь большое (диаметром в 9 м, в других источниках - 8,2 м; 7,8 м, кто врет, не знаю) круглое отверстие в центре купола — единственный источник освещения храма — видно голубое небо; через это же отверстие в храм проникают солнечные лучи, образующие сноп света, перемещающийся в соответствии с движением солнца. Таким образом, грандиозное купольное сооружение, само по себе образно выражающее идею царящего над землей небесного свода, словно становится связанным с движением небесного светила.

Возможно Пантеон был первым храмом, построенным с учетом всеобщего доступа. В древности во время выполнения религиозных ритуалов в храмах находились только жрецы, все остальные располагались снаружи. Пантеон, однако, предназначался для всех людей.


Сто сорок кессонов ступенчатого сечения, расположенные пятью концентрическими кругами по двадцать восемь в каждом, подчеркивают сферическую кривизну купола, структурируют его и облегчают конструктивно, вырезая излишки бетонной массы. Тот же принцип последовательно применяется в нижележащих частях. Вся толща круговой стены пронизана невидимыми снаружи пустотами, которые расположены между открытыми в интерьер семью нишами, полукруглыми в плане по основным осям и прямоугольными по диагональным. Место восьмой ниши занято входным проемом.
Кассеты, перспективно уменьшающихся по направлению к центру купола, на самом деле это лишь декорация, не соответствующая конструкции купола, но абсолютно оправданная идеей цельности оформления внутреннего пространства.

Только в XV в. купол собора во Флоренции, возведенный Брунеллески, превзошел купол Пантеона в размерах.


Вид купола при взгляде вверх из центра ротонды.
На свод Пантеона наложена схема Солнечной системы, нарисованная Коперником.
Коперник был в Риме и видел Пантеон.

Тектоническое построение храма отличается чрезвычайной ясностью. Снаружи огромный барабан ротонды расчленен тягами на три яруса; два нижних яруса соответствуют членениям стены в интерьере. Плоский купол опирается на верхнюю часть третьего яруса, которому внутри здания соответствуют два нижних ряда кассет, удлиняющих купол и придающих ему вид правильной полусферы.


Вид на Пантеон с улицы Минервы.


Этот обелиск Цезарь привез в Рим после покорения Египта.
Сзади – базилика Санта-Мария-сопра-Минерва, которая считается единственным готическим храмом Рима.
Внутри пышний интерьер и статуя стоящего с крестом Христа (1521, работа Микеланджело).

Обелиск вместе с другим стоял у входа в храм Исиды на Марсовом поле. Время похоронило древние обелиски. Обнаружив этот маленький обелиск из красного гранита (5,47 м), относящийся к 6 в. до н.э. в доминиканском монастыре Санта-Мария-сопра-Минерва («Святая Мария над Минервой») , папа Александр VII Киджи тут же решил установить его на площади перед церковью и доверил проект памятника Бернини, который придумал для него базу в виде слоненка. По-видимому, мастера вдохновил опубликованный в конце 15 в. роман Франческо Колонна о символизме египетских иероглифов. Стела в памятнике символизирует божескую мудрость, которая спускается в твердую голову, изображаемую слоном, о чем говорит надпись на основании «Необходима прочная голова, чтобы выдержать твердые знания», намекающая на Александра VII. Поскольку Бернини слона никогда в жизни не видел и работал опираясь на описания очевидцев, этот памятник сегодня известен как „Pulcino della Minerva”, что произошло от бытовавшего в 18 веке названия „Porcin della Minerva”, подчеркивавшего сходство слоненка с поросенком. Жители Рима верят, что чтобы добиться успеха в бизнесе, нужно потрогать слона-поросенка за хвост.
Реставрационные работы, проводившиеся в Пантеоне в 30-х годах 20 в., показали, что господствовавшие в науке представления о конструкции его купола ошибочны. Кирпичного каркаса в куполе нет; купол имеет форму плоской скуфьи, покоящейся на 3-м ярусе.


Внутри храма стена делится на два яруса. Нижний ярус в целях пространственного обогащения интерьера и выявления тектонической структуры опорной части здания симметрично расчленен шестью высокими нишами, фланкированными пилястрами и отделенными от подкупольного пространства коринфскими каннелированными колоннами (седьмая, самая большая, ниша находится против входа и не отделена колоннами). В нишах и в эдикулах между ними помещались статуи.
Эдикула (лат. aedicula), в античной архитектуре ниша, обрамленная колоннами или пилястрами, опирающимися на подножие и увенчанная фронтоном. В Э. ставились статуи богов в храмах, обществ. зданиях, жилых домах.

Колонны и пилястры поддерживают антаблемент, отделяющий нижний ярус стены от верхнего. Этот верхний ярус расчленен мелкими, выступающими из стены всего на два сантиметра, пилястрами и небольшими нишами в форме глухих окон. Их шаг не совпадает ни с осями вдвое больших колонн нижнего яруса, ни с разбивкой ребер и кессонов купола.


Пропорции Пантеона отличаются исключительным совершенством. Диаметр ротонды почти равен высоте храма, купол изнутри представляет собой точную полусферу. Пропорции интерьера рассчитаны на постепенное облегчение архитектурных форм в верхних частях здания. Благодаря такому решению достигнута особая гармония архитектурного образа. Внутреннее убранство храма — мраморные облицовки и стукковые украшения — было необычайно торжественно. Снаружи первый ярус ротонды был облицован мрамором, два верхних яруса оштукатурены.

Здание дошло до нас, в общем, в хорошей сохранности, но наружная и внутренняя отделка не сохранилась, изменено было архитектурное решение второго яруса стены внутри храма, исчезли бронзовые скульптуры, украшавшие фронтон портика.
На тимпане (треугольное, западающее вглубь поле фронтона, обрамленное со всех сторон карнизом) был бронзовый барельеф, изображающий бой богов с титанами или бронзовый орел в короне. Потолок портика был покрыт бронзой. 450.000 фунтов этого ценного материала были сняты с портика Урбаном VIII (1632-1644) и отправлены на переплавку, чтобы отлить из него пушки для защиты ватиканского Замка Св. Ангела. Папа сделал вид, что бронза потребовалась не только для пушек, но и для весьма благочестивой надобности — массивного балдахина по проекту Бернини над алтарем собора Святого Петра и для других работ. Горожанам разорение Пантеона пришлось не по душе – они отреагировали на распоряжение папы ехидной латинской репликой QUOD NON FECERE BARBARI, FECERE BARBERINI «Что не сделали варвары, сделали Барберини» (соль насмешки – в созвучии слова «barbaro» – «варвар» – с фамилией папы).

Пантеон построен из кирпича и бетона. Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен — 6,2 м. Внутри стен имеются пустоты для облегчения их веса. Для прочности стен и правильного распределения сил тяжести и распора применена строго продуманная система больших и малых кирпичных арок и поперечных перемычек, придающих жесткость стенам. Самый купол по конструкции подобен стене и сложен из горизонтальных слоев бетона, прослоенного большими двухфутовыми кирпичами. Опорная стена и нижняя часть купола пронизаны пустотами и снабжены кирпичными арками, которые образуют целую систему и позволяют равномерно загрузить опорные части.
Однако главным достижением в римской архитектуре стали арка и купол, заимствованные у этрусков. Правда, этруски строили, в основном, лишь ложные арки, тогда как римляне с IV века до н.э. начали возводить подлинные клинчатые арочные и сводчатые конструкции. Примерно до II века до н.э. арки и своды возводились насухо, то есть без применения каких-либо связующих веществ. Для этого камни тщательно отесывали, подгоняли друг к другу и укладывали на заранее выстроенную деревянную опалубку. Возведение таких арок и особенно сводов было делом чрезвычайно трудоемким и кропотливым.
Значительно оно облегчилось, когда около II века до н.э. в Риме изобрели бетон. Это изобретение произвело подлинную революцию в римском строительстве. Римский бетон — это смесь раствора из извести и песка с каменным щебнем. Введением в него добавок из вулканического песка (пуццолана) римляне добивались особой прочности и водонепроницаемости. Бетон оказался необычайно экономичным по затратам и очень простым в производстве. Это было особенно важно, так как позволяло применять в строительстве дешевый неквалифицированный рабский труд.
Вначале бетон применяли исключительно для заполнения пустот в стенах между рядами кирпича или камня (забутовка). Да и бетонная смесь была еще очень грубой. Но постепенно заполнитель в бетоне становился все более мелким, отчего сама смесь делалась однородней. Ее уже можно было применять для скрепления рядов кладки и для отливки самостоятельных блоков. Именно тогда и начинается подлинный расцвет сводостроения.
Применение бетона позволяло возводить здания весьма крупных размеров в короткие сроки (3—5 лет).


Две стадии возведения купола – устройство деревянной опалубки
верхней и нижней частей свода с помощью кранов

Цельность архитектурного образа, совершенство пропорций и мастерство конструктивного решения храма позволяют предполагать, что строителем его мог быть Аполлодор Дамасский.

Аполлодор Дамасский — архитектор эпохи расцвета Римской империи.
Он родился в Дамаске римской провинции Сирии, грек по происхождению. В 104—105 году Аполлодор руководил строительством моста Траяна через Дунай (длина свыше 1 км). Построил ансамбль форума Траяна в Риме.
Аполлодор раскритиковал архитектурные планы императора Адриана для храма Венеры. Был сослан и впоследствии Адриан добился казни Аполлодора.

Историко-художественное значение Пантеона исключительно велико. Для архитектуры последующих эпох Пантеон навсегда остался одним из самых совершенных образцов центрического здания, увенчанного куполом, и одновременно — примером блестящего решения задачи создания сооружения с обширным внутренним пространством. Пантеон является примером замечательного единства глубокой образной идеи и архитектурных форм ее выражения и, наконец, одним из самых высоких достижений строительной техники античной эпохи.
Остальные постройки эпохи Адриана по стилю коренным образом отличаются от Пантеона — в них проявляются уже черты эклектизма.

http://simposium.ru/ru/node/12527
Во время производства работ по ремонту свода Пантеона при папе Бонифации Пиранези воспользовался возможностью изучения деталей. Требовалось отбить и восстановить штукатурку, поврежденную и обвалившуюся со временем в различных частях свода; для этого были установлены подвижные подмости, передвигавшиеся по выступу карниза и вращавшиеся вокруг оси, укрепленной в вершине купола. Это остроумное приспособление дало возможность Пиранези, увековечившему в своих рисунках памятники древнего Рима, изучить до мельчайших подробностей всю внутреннюю поверхность свода. В работах Пиранези часто встречаются слишком свободные допущения, однако в данном случае его показания заслуживают большего доверия. То положение, из которого Пиранези имел возможность обследовать свод, до известной степени обеспечивает правдивость его изображения. Тщательность воспроизведения частей, видимых в наши дни, лишь отчасти подтверждает достоверность изображения и тех деталей, которые невозможно увидеть сегодня.

Щелкни, чтобы увеличить
Рисунок Пиранези, изображающий конструкцию внутреннего каркаса одной восьмой части купола. (Прим. Однако в Интернете есть сведения, что реставрационные работы, проводившиеся в Пантеоне в 30-х годах 20 в., показали, что господствовавшие в науке представления о конструкции его купола ошибочны. Кирпичного каркаса в куполе нет).

В Пантеоне каркас свода состоит из меридиональных арок CC. На разгрузочные арки BB передается нагрузка от них, чем достигается возможность оставления пустот, облегчающих кладку барабана, и, наконец, промежуточные арочки подразделяют часть поверхности купола, заключенную между двумя меридиональными арками, на более мелкие части. Таким образом, назначение элементов каркаса в нижней части купола ясно видно из их конструкций.
Возведение купола осуществлялось, по-видимому, в два приема.

Щелкни, чтобы увеличить
Наверху меридиональные арки CC заканчивались обыкновенно так, как это изображено на рисунке вверху. Их стремление сблизиться погашалось кирпичным кольцом, обрамляющим круглое отверстие в вершине свода, а давление от них передавалось на кольцо посредством восьми касающихся арочек.

Щелкни, чтобы увеличить
Конструкции верхней части купола.

Сжатое этими восемью арочками верхнее кольцо могло выдержать давление меридиональных арок лишь до определенного времени; по мере укладки заполнения усилие росло и грозило раздавить кольцо E. Прочность кольца E считалась достаточной до тех пор, пока кладка заполнения свода не доходила до уровня N; с этого момента считали необходимым усилить всю конструкцию каркаса верхней части свода; выкладывалось второе концентричное кольцо SSS, которое поддерживалось системой арок, обозначенных на правом рисунке буквами TT, подобно тому как кольцо, окаймлявшее верхнее отверстие, подпиралось арочками OO.
При принятии такой последовательности в возведении каркаса его назначение и вся его конструкция, как и самый порядок работы, становятся вполне понятными.
Купол Пантеона непосредственно опирается на барабан круглой формы; таково было решение первых римских куполов. Конструкция купола на парусах проникла в римскую архитектуру намного позднее.

В храме проводились службы во имя семи наиболее почитаемых римских богов: Юпитера, Венеры, Нептуна, Марса, Меркурия, Плутона и Сатурна. В античности под отверстием в куполе Пантеона был установлен церемониальный алтарь, на котором сжигали жертвенных животных. Это предположение, так как сведений о том как в действительности использовался храм не осталось. Плиний сообщает, что в храме стояла статуя Венеры, украшенная распиленной надвое серьгой Клеопатры. Вторую же серьгу с жемчужиной, по легенде, Клеопатра растворила в вине. Знаменитое пари состоялось, когда царица египетская в обществе Марка Антония кутила ночи напролет. Антоний был большой гурман, стол ему накрывали с каждым днем все более изысканными и дорогими деликатесами. На пирах Клелопатра пренебрежительно охаивала стол, и когда Антоний обидчиво засомневался, что кто-то другой смог бы подать блюда редкостнее, она с женским легкомыслием предложила ему пари: можно ли задать пир, который обошелся бы в десять миллионов сестерциев. На другой же день пир состоялся. Однако все блюда и напитки на нем были как и в прочие разы. Антоний победно улыбался. Тогда внесли чашу, наполненную уксусом. Клеопатра вынула из уха известную всему свету жемчужную подвеску и бросила в уксус. Жемчуг в уксусе растворился, и легкомысленная женщина выпила этот напиток, обретший многомиллионную стоимость. Она хотела отстегнуть и вторую подвеску, но Планк, бывший судьёю в этом пари, счел чрезмерным такое безумное мотовство, удержал руку разошедшейся женщины и объявил приговор: Антоний проиграл.
В 609 году византийский император Фока подарил Пантеон папе Бонифацию IV, который освятил его 13 мая 609 года как церковь Божьей Матери и всех святых мучеников города Рима (Santa Maria ad Martires). 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября.
5 июля 663 года, потерпев неудачу в войне с лангобардами, византийский император Констант II вступил в Рим. Папа Виталий с клиром и народом торжественно встретил императора. Пришедший в запустение и обезлюдевший город мало подходил на роль столицы, поэтому император пробыл там всего 12 дней, совершая паломничества к святыням. Пребывание в Вечном городе он использовал для того, чтобы лишить древнюю столицу последних следов былого величия. Из Рима были вывезены все бронзовые статуи, кроме знаменитой конной скульптуры императора Марка Аврелия. Посетив Пантеон, превращенный в храм Богоматери и всех мучеников, Констант восхитился позолоченной бронзовой черепицей и распорядился снять её и отослать в Константинополь. То же самое он намеревался сделать с черепицей собора святого Петра, но побоялся восстания горожан. Корабли, на которых черепицу перевозили в Константинополь, были разграблены сарацинскими пиратами у берегов Сицилии.
В VIII веке крыша купола была покрыта свинцовыми листами.

Щелкни, чтобы увеличить

В 1270 году в середину прямоугольного блока была встроена маленькая колокольня; папа Евгений IV в середине XV века расчистил территорию портика от лавок и хижин – причем были найдены и вскоре утеряны, теперь уже навсегда, остатки бронзовой квадриги, некогда венчавшей фронтон.
В XIV-XVI веках, здание использовалось в качестве оборонительного сооружения. Лишь в эпоху Ренессанса Пантеону был возвращен былой блеск. Реставрацией храма руководил Рафаэль; в 1520 году он, согласно его распоряжению, был здесь похоронен.


Пантеон с "ослиными ушами".

Урбан VIII, чтобы как-то компенсировать ограбленный Пантеон - деятельный папа пустил на переплавку (не потрудившись даже обмерить) античные бронзовые стропила и потолки пронаоса - приказал Бернини пристроить колоколенки по краям его фронтона. Идея с треском провалилась, пристроенные к храму нелепые башенки прозвали «ослиными ушками» и ругали до тех пор, пока в 1883 г. все это безобразие наконец не снесли. Tod A. Marder в своей статье о средневековом Пантеоне сообщает, что в 12 в. по центру фасада вверху была возведена колокольня. А папа Урбан VIII приказал заменить ее двумя колоколенками, причем они были возведены архитекторами Maderno и Borromini.


Некая странность в соединении портика и ротонды (нижний круговой карниз втыкается в пилястру прямоугольного блока совершенно случайным образом, а средний образует над крышей портика подобие второго фронтона) традиционно объяснялась разновременностью строительства. Когда же было окончательно доказано, что Пантеон возводился сразу весь, в ход пошли самые разные предположения, вплоть до ссылок на дилетантизм Адриана, объявленного по такому случаю единоличным автором проекта.
Вопрос разрешился только в 2000 году, когда было доказано, что первоначальный замысел предполагал использование более крупных монолитных стволов для колонн портика, что давало другие пропорции и четкую взаимосвязь всех частей, а изменения были внесены уже в ходе строительства по не вполне ясным причинам, скорее всего технико-экономического свойства.
(А мне подумалось, что просто ошиблись при заказе колонн. Их вытесали из серого гранита в восточных горах Египта (Mont Claudianus). Каждая колонна была длиной 12 м, диаметром 1,5 м, весом 60 тонн. 100 км по бревнам их катили к Нилу, доставили в Александрию на баржах, перегрузили на морские суда. Доставили в Остию, морской порт Рима. Причем античные источники сообщают, что первая партия из 16 колонн затонула. А когда на баржах их доставили в Рим, проще оказалось переделать проект храма, чем по-новой изготавливать колонны. Тем более, что ошибся-то скорее всего сам император).


Реконструкция первоначального проекта храма.
За века уровень земли поднялся (на 20-25 футов, 1 фут = 30,48 см) и ступени исчезли.


Еще одна реконструкция, тут ступени не такие высокие.

Сейчас в Пантеоне церковь - BASILICA DI SANTA MARIA AD MARTYRES церковь Божьей Матери и всех святых мучеников. Правда римляне ее называют исключительно «Санта-Мария-Ротонда». Церкви присвоен титул малой базилики Basilica minor. Малая базилика имеет ряд привилегий, по сравнению с рядовыми церквями: в ней, при определённых условиях, может быть дарована полная индульгенция, служащие в малой базилике священники имеют право на особое облачение, в богослужениях и процессиях используется тинтиннабулум (литургический колокольчик) под умбракулумом, архаичным вариантом знамени Церкви в виде полосатого красно-жёлтого конического навеса — «зонтика»




Портик представляет собой традиционный для римской архитектуры императорского времени храмовый пронаос, двускатная крыша которого образует на северном фасаде довольно крутой фронтон.


Восемь монолитных коринфских колонн портика сделанны из серого египетского гранита. Базы и капители колонн вырублены из греческого мрамора. Высота колонн — 13 метров. Позади первого ряда колонн находится еще два ряда — из красного асуанского гранита, образуя три прохода.


Серое и красное.


Угловые колонны были заменены – капители отличаются.

В XVII веке были восстановлены упавшие из-за землетрясений угловые колонны с восточной стороны портика (слева, если смотреть на храм). Угловую колонну по приказу папы Урбана VIII взяли из виллы Адриана в Кастельгандольфо, две другие колонны в 1666 году по приказу римского папы Александра VII были заменены на колонны, взятые из терм Нерона (в 227-229 годах эти термы были перестроены Александром Севером, поэтому с тех пор их называли Александровыми).

Колоннам портика соответствуют мраморные пилястры прямоугольного блока, членящие его на три части, – в двух крайних расположены полукруглые ниши, а в центральной – знаменитые бронзовые двери, ведущие внутрь храма, под купол ротонды.


Потолок портика некогда был покрыт бронзовыми украшениями.

Своим великолепием портик маскирует тяжелый цилиндр храма.

Внутрь храма вели массивные бронзовые двери, а порог был изготовлен из зеленого африканского мрамора. Некоторые источники утверждают, что подлинные двери Пантеона не сохранились, а были вновь отлиты в эпоху Ренессанса.


Двери римского Пантеона, представляющие собой совершенно исключительный пример, нашедший себе много подражаний в последующие времена, до XIX века включительно. В основе композиции – большой прямоугольник, размерами приблизительно в 2 квадрата, обведенный наличником, над которым расположены гладкий фриз и строгий сандрик с украшенными профилями. Колоссальное отверстие двери разделено горизонтальной тягой, которая и в этом случае называется тоже импостом, на две части – верхнюю и нижнюю, последняя вдвое выше верхней. Верхняя представляет собой просвет, затянутый бронзовой решеткой в форме чешуи, вправленной в широкую раму.

В нижней части притолок проема поставлены два пилястра с капителями римско-дорического ордера и с аттическими базами. Пилястры поддерживают импост, а стержни пилястров украшены каннелюрами. Между капителями пилястров протянута горизонтальная полоса, украшенная филенками. Образовавшийся между пилястрами промежуток составляет собственно двухстворчатую дверь. Бронзовые полотна двери, разбитые на прямоугольники, с креплениями в виде кнопок, дополняют всю композицию, в которой конструктивность и логичность находятся в полной гармонии с декоративными элементами.





Двери Пантеона интересны тем, что вся их отделка органически связана со всей окружающей ее архитектурной обработкой здания и имеет монументальный характер.

Слева и справа от двери при Урбане VIII помещены две латинские надписи на мраморных табличках.

Слева от двери:
VRBANVS VIII PONT MAX
VETVSTAS AHENEI LACVNARIS
RELIQVIAS
IN VATICANAS COLVMNAS
ET BELLICA TORMENTA CONFLAVIT
VT DECORA INVTILLA
ET IPSI PROPE FAMAE IGNOTA
FIERENT
IN VATICANO TEMPLO
APOSTOLICI SEPVLCHRI ORNAMENTA
IN HADRIANA ARCE
INSTRVMENTA PVBLICAE SECVRITATIS
ANNO DOMINI MDCXXXII PONTIF IX
Urban the Eighth, Supreme Pontiff, forged the ancient remnants of bronze coffering into columns for the Vatican and into engines of war, in order that these idle and well-nigh forgotten baubles might be made ornaments of the Apostle's tomb in the Vatican basilica and implements of the public safety in Castel Sant'Angelo, in the year of the Lord 1632, ninth of his office.
Едва ли не самое масштабное вмешательство во внешний вид Пантеона произвел папа Урбан VIII, в миру Маффео Барберини (он занимал Святой престол с 1623 по 1644 год). Во-первых, он лишил здание внутреннего бронзового убранства, сохранившегося с античных времен (что само по себе было невероятным рекордом долгожительства), и отправил металл на переплавку, чтобы отлить из него пушки для защиты ватиканского Замка Св. Ангела. Этот неожиданный акт мародерства вызвал негодование римлян и породил самую знаменитую пасквинаду всех времен: «Чего не сделали варвары, сделали Барберини» (по-латыни игра слов очевиднее: Quod non fecerunt barbari, feсerunt Barberini). Чтобы сохранить лицо, Урбан VIII сделал вид, что бронза потребовалась не только для пушек, но и для весьма благочестивой надобности — массивного балдахина по проекту Бернини над алтарем собора Святого Петра (на самом деле Бернини вообще не притронулся к бронзе Пантеона — она вся пошла на пушки).

Справа от двери:
PANTHEON
ÆDIFICIVM TOTO TERRARVM ORBE
CELEBERRIMVM
AB AGRIPPA AVGVSTI GENERO
IMPIE IOVI CETERISQ MENDACIBVS DIIS
A BONIFACIO IIII PONTIFICE
DEIPARAE ET SS CHRISTI MARTYRIBVS PIE
DICATVM
VRBANVS VIII PONT MAX
BINIS AD CAMPANI AERIS VSVM
TVRRIBVS EXORNAVIT
ET NOVA CONTIGNATIONE MVNIVIT
ANNO DOMINI MDCXXXII PONTIF IX
Urban the Eighth, Supreme Pontiff, embellished with twin towers for the use of bells and equipped with a new ceiling the Pantheon, the world's most renowned building, once dedicated in wickedness by Agrippa, son-in-law of Augustus, to Jupiter and the other false gods, then in righteousness by Pope Boniface the Fourth to the Mother of God and the holy martyrs of Christ, in the year of the Lord 1632, ninth of his office.
Урбан VIII отмечает свои успехи в деле преобразования Пантеона, «некогда неблагочестиво посвященного Агриппой, зятем Августа, Юпитеру и другим ложным богам», в частности — строительство башен-близнецов (binae turres) по сторонам портика. Башни тоже проектировал Бернини, но они оказались неорганичными и нелепыми, за что и были немедленно прозваны orecchie d’asino, «ослиные уши». Их демонтировали в конце XIX века.


План Пантеона


Sacristy Ризница
Chapel Часовня
Via della Minerva Улица Минервы
Via della Rotonda Улица Ротонды
Piazza della Rotonda Площадь Ротонды
High altar Главный алтарь
(1) Madonna of the Girdle and St Nicholas of Bari (1686) неизвестного художника. Мадонна с поясом и Святитель Николай из Бари (архиепископ Мир Ликийских в Византии, Николай Угодник, Николай Чудотворец, его мощи сейчас находятся в г. Бари, Италия).
(2) "Annunciation", a fresco by Melozzo da Forli (15th century) Капелла "Благовещение", фреска приписывается Melozzo da Forli. На левой стороне картина Clement Maioli "St Lawrence and St Agnes" (1645-1650). На правой "Неверие Фомы" (1633) Pietro Paolo Bonzi.
(3) A 15th century fresco of the Tuscan school, depicting the Coronation of the Virgin. Фреска 15 в. тосканской школы "Коронование Богородицы".
(4) Tomb of Victor Emmanuel II, first king of Italy (1820-78) Гробница первого короля Италии Виктора Эммануила II. Первоначально эта капелла была посвящена Святому Духу.
(5) "St Anne and the Virgin", sculpture by Lorenzo Ottoni (?: 17th century) Скульптура "Св. Анна и Богородица" Lorenzo Ottoni
(6) 15th-century painting of the Umbrian school, The Madonna of Mercy between St Francis and St John the Baptist. It is also known as the Madonna of the Railing Картина XV в. умбрийской школы Мадонна Милосердия между св. Франциском и Иоанном Крестителем. Картина известна также как Мадонна Ограды.
(7) St. Anastasio (1725) by Bernardino Cametti Св. Анастасий скульптора Каметти
(8) St. Rasius (S. Erasio) (1727) by Francesco Moderati  
(9) Monument to the Papal diplomat Cardinal Ercole Consalvi (1757-1824: tomb in San Marcello) Часовня Распятия. Памятник папскому дипломату кардиналу Ercole Consalvi
(10) Tomb of Raphael (Raffaello Santi or Sanzio, 1483-1520) Могила Рафаэля
(11) Tomb of Umberto I, second king of Italy (1 844-1900: assassinated at Monza); below it the tomb of Queen Margherita (d. 1926) Гробница второго короля Италии Умберто I. Здесь же находится гробница его жены, королевы Маргариты.
(12) Tomb of Baldassare Peruzzi (1481-1536), architect and painter Гробница архитектора и художника Перуцци
(13) On the altar "St Joseph with the Boy Jesus" by Vincenzo de'Rossi; on either side the tombs of the painters Perin del Vaga (1501-47) and Taddeo Zuccari (1529-66) and the architect and sculptor Flaminio Vacca (1538-1605); on the walls "Joseph's Dream" and "Flight into Egypt", stucco reliefs by Carlo Monaldi (c. 1720) Алтарь "Св. Иосиф и младенец Иисус" Vincenzo de'Rossi.
(14) Assumption (1638) by Andrea Camassei "Успение" (1638) Andrea Camassei
Porch Портик

Стены Пантеона облицованы цветным мрамором. По внутреннему периметру устроены восемь полукруглых и прямоугольных ниш, в которых находились статуи божеств. Перекрытия и внутренняя часть купольного потолка были отделаны позолоченными бронзовыми пластинками. Пол внутреннего зала Пантеона выложен порфиром и другими ценными породами камня. Внутри находятся 14 монолитных колон с каннелюрами (вертикальными желобками) высотой 8,9 м (29 футов) из желтого мрамора из Туниса и мрамора pavonazzetto. Павонаццетто (pavonazzetto) — белый с филетовыми жилками и пятнами. Рим; античный. Павонаццо I (pavonazzo I) — белый с иссиня-красными жилками. Рим; античный. Павонаццо II (pavonazzo II) — белый с красно-бурыми обломками. Италия. Название произошло от pavone павлин по-итальянски.


Реставрация Пантеона в 2004 г.
В куполе за века образовались трещины.
Их заделали, но за возможным развитием трещин внимательно следят.


Отверстия в полу для стока дождевой воды. В храме существует своя дренажная система.



История главного алтаря храмо слабо изучена и полна неясностей. Перестройка главного алтаря и апсиды была заказана папой Климентом XI (1700-1721) и выполнена Alessandro Specchi. Строительство началось в 1715 г. и закончилось ровно через 10 лет. При Муссолини алтарь перестроили, мало что оставив от первоначальной конструкции. В апсиде находится копия византийской иконы Богородицы. Подлинник — в Ватикане, он датируется XIII в. По другим данным икона VII в. и находится в Пантеоне. Роспись апсиды — Glory of all the Saints (Слава всех святых) была выполнена в 1544 художником Giovanni Guerra. Опять же при папе Клименте эту роспись в полукуполе заменили мозаикой. Хоры (the choir) были в добавлены в 1840 и спроектированы Luigi Poletti.



Щелкни, чтобы увеличить

Икона Марии из Пантеона, плохо сохранившаяся, единственный предмет декорации храма времени его освящения, о котором мы знаем. Икона впервые упоминается во время понтификата папы Стефана III (768-772), священник Вальдиперт Waldipert, главный сторонник антипапы Филиппа, искал убежища в Пантеоне, держась за икону.
Богородица в мафории (длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят) держит младенца на левой руке и указывает на него правой. Образу заступницы с рукой в золотом окладе приписывалась чудотворная сила охранять жилище. Золочение статуи было в античную эпоху часто выражением благодарности за оказанное спасение. Аура спасительной руки в эпоху средневековья перешла на властителей и руководителей духовных движений. Мотив золотой руки обеспечивает иконе связь с дохристианскими культами. Общие идеи и опыт, глубоко укоренившиеся в человеческой натуре, проникали также и в христианство, как только оно стало религией всей империи, а не находилось более в состоянии обороны.



(1 на плане) Мадонна с поясом и св. Николай из Бари (1686) неизвестного художника.

Сюжет взят из Золотой легенды. Апостол Фома, который не был свидетелем чуда Вознесения на небо Девы Марии, уверовал в чудо, получив пояс из рук явившейся во славе Марии. Почему здесь изображен Св. Николай сведений не найдено.
«Золотая легенда» Legenda Aurea — сочинение доминиканца Иакова Ворагинского, епископа Генуи, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г. Книга была необычайно популярна на протяжении всей эпохи Возрождения. По своей популярности в странах Западной Европы ее можно сравнить только с Библией и рыцарскими романами. Первым ее названием было «Легенда о Святых» – «Legenda Sanctorum». Через некоторое время в народной традиции превратилось в «Legenda Aurea», то есть «Золотая», получив это прозвание за свои высокие достоинства. В Средние века слово «легенда» понималось в прямом значении латинского слова – «то, что следует прочесть» и указывало на собрание душеполезных текстов, которые надлежало читать в церкви в соответствующие дни литургического календаря, а также использовать для подготовки проповедей. Книга имела второе заглавие: «Ломбардская история» – «Historia Lombardica». Создатель книги Иаков Ворагинский происходил из Ломбардии. В заключение своего труда он поместил небольшую историческую хронику, открывавшуюся рассказом о завоевании Италии лангобардами. В конце многих рукописей, как правило, было указано: «Здесь заканчивается история Ломбардии». Под этим названием – «Ломбардская история» – книгу знали в Москве XVII века: сохранилось упоминание о том, что «Ломбардская история» входила в число книг из библиотеки прославленного петровского сподвижника Патрика Гордона, которые в 1698 году генерал Гордон подарил католическому храму в Немецкой слободе.
«Золотая легенда» — это богословие, относительно доступное для большинства верующих. Многообразные сведения, собранные в «Золотой легенде», использовались в доминиканских школах при подготовке проповедников.




(2 на плане) "Благовещение".

Считается, что эта фреска выполнена Melozzo (Ambrosi) da Forli в его римский период (1480-84).


Когда Пантеон был приходской церковью, то здесь находилась купель. Фреска "Благовещение" видна между колоннами. Слева находится картина St Lawrence and St Agnes (1645-1650) художника Clement Maioli. Справа – "Неверие Фомы", 1633, Pietro Paolo Bonzi.


Неверие Фомы.


Архангел Гавриил.


По бокам здесь находятся четыре мраморных бюста прелатов и два мраморных ангела, 1696 г., школы Бернини.


(3 на плане) Фреска 15 века тосканской школы "Коронование Богородицы". На других сайтах просто сообщается, что это остатки древней фрески. Коронование Богоматери — коронация Девы Марии Царицей Небесной после её Вознесения на небеса (католич.).



(4 на плане) Гробница первого короля Италии Виктора Эммануила II (умер в 1878 г.).
«PADRE DELLA PATRIA» - Отец отечества.

Первоначально это капелла была посвящено Святому Духу. Конкурс на памятник королю выиграл архитектор Manfredio Manfredi. Работы начались в 1885 г. Гробница представляет собой огромную бронзовую мемориальную доску, увенчанную римским орлом и гербом Савойского дома.
В конкурсе участвовал, но проиграл, Giuseppe Sacconi, создавший гробницу короля Умберто I в противоположной капелле.


Золотая лампа над гробницей зажжена в честь Виктора Эммануила III,
третьего и последнего короля Италии, умершего в 1947 г. в изгнании в Александрии, Египет.



(5 на плане) "Св. Анна и Пресвятая Богородица" скульптора Il Lorenzone (Lorenzo Ottoni) (?17th century). Анна – мать Марии.


(6 на плане) Картина XV в. умбрийской школы Мадона Милосердия The Madonna of Mercy между Иоанном Крестителем и св. Франциском. Известна также как Мадонна Ограды the Madonna of the Railing, поскольку первоначально она висела в нише слева от входа, где была защищена оградой. Перевешена на современное место после 1837.
На католической иконе Мадонна Милосердия Богородица изображается закрывающей и защищающей своим плащом группу людей.


Бронзовая надпись сообщает, что реставрация проведена по приказу папы Климента XI. Справа висит картина неизвестного художника (1750) с изображением того, как в 609 году византийский император Фока дарит Пантеон папе Бонифацию IV. На полу находятся три мемориальные доски, одна из них в честь Gismonda (кроме литературных персонажей с таким именем никто не найдено, что за G.?) на народной латыни.


(7) St. Anastasio (1725) скульптора Bernardino Cametti. Согласно Tod A. Marder при папе Бонифации IV из катакомб изъяли мощи святых, из них только кости свв. Rasius и Anastasius были идентифицированы. Этих святых изобразили на фресках, когда папа освятил Пантеон. В 1674 г. во время ремонта храма их останки были вновь обнаружены и помещены в бронзовый ящик. По большим праздникам ящик показывают верующим. Статуи святых заказаны папой Климентом XI.



(8) Статуя St. Rasius (S. Erasio) (1727) скульптора Francesco Moderati.



(9 на плане) Часовня Распятия.

В нишах часовни видна древняя кирпичная кладка. Деревянное распятие над алтарем датируется 15 веком.
Слева – "Схождение Святого Духа" (1790) Pietro Labruzi. В 50-й день по Пасхе (считая и сам день Пасхи), в воскресенье, в христианских церквях западной традиции празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов в виде языков пламени, а день Святой Троицы, называемый Троицын день, празднуют в следующее воскресенье. В конце мессы в день Пятидесятницы в Пантеоне совершается одно из крупнейших литургических событий в Риме: служители через отверстие в куполе сбрасывают вниз тысячи лепестков красных роз, символизируя схождение Святого Духа. Когда возник этот обычай - неизвестно. В настоящее время обычай возрожден в 1995 архиепископом Antonio German, теперь этот день называется “la Domenica delle Rose – воскресенье роз”.












Справа в часовне Распятия – бюст кардинала Риварола и памятник кардиналу Консалви (внизу).

Кардинал Agostino Rivarola (1758 – 1842) был настоятелем Пантеона (церкви Божьей Матери и всех святых мучеников). Кардинал Эрколе Консальви Ercole Consalvi (1757-1824: похоронен в римской церкви Сан-Марчелло-аль-Корсо, а сердце – в Пантеоне в знак признания его выдающихся заслуг перед Церковью), выдающийся папский дипломат, настолько выдающийся, что Наполеон I добился его отставки. Конечно же после падения Наполеона кардинал вернулся на службу. На барельефе изображено как кардинал возвращает папе Пию VII пять провинций. Барельеф 1824 года работы датского скульптора Бертеля Торвальдсена. Хотя Торвальдсен - протестант, кардинал Консальви защитил его право создавать надгробный памятник папе Пию VII в соборе Св. Петра.



(10 на плане) Гробница Рафаэля (28 марта 1483 — 6 апреля 1520).
Надпись на гробнице "Ossa et cinere" - кости и прах.


Саркофаг установлен по приказу папы Григория XVI (1765 — 1846) и надпись гласит ILLE HIC EST RAPHAEL TIMUIT QUO SOSPITE VINCI / RERUM MAGNA PARENS ET MORIENTE MORI, meaning "Здесь лежит Рафаэль, кем опасалась Природа стать побежденной навек и умереть вместе с ним". Эпиграф написал Пьетро Бембо (Pietro Bembo) (1470 — 1547), итальянский гуманист, кардинал и учёный. Данная композиция создана в 1811 Antonio Munoz.


Рядом находится мемориальная табличка в честь Марии Довици, племянницы могущественного кардинала Биббиены Bernard Bibbiena, который заставлял Рафаэля жениться на Марии.

Ниже находится надпись на могиле Аннибале Карраччи Annibale Carracci (1560 — 1609), итальянского живописца и гравёра болонской школы. Он пожелал, чтобы его похоронили рядом с его кумиром.

Над гробницей находится статуя Madonna del Sasso (Мадонна на скале), названной так, потому что одной ногой Богоматерь опирается на камень. Рафаэлем завещал выполнить эту статую Lorenzo Lotti по прозвищу Лоренцетто, помощником которого был Рафаэлло да Монтелупо, в 1524.


14 сентября 1833 могила Рафаэля была вскрыта, чтобы проверить состояние скелета.
Тогда и был сделан этот рисунок.

"А теперь, поговорив, быть может, более пространно, чем следовало, об искусстве вообще и возвращаясь к жизни и смерти Рафаэля, я скажу, что Бернардо Довицио, кардинал Биббиена, будучи его ближайшим другом, уже много лет как пытался его женить. Рафаэль же прямо не отказывал кардиналу в исполнении его желания, но всячески тянул, говоря, что он хочет еще подождать три или четыре года. По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном. Тому, как человеку воспитанному, волей-неволей пришлось сдержать свое слово, и он согласился жениться на одной из племянниц кардинала. Однако в величайшей досаде тяготясь этими узами, он все норовил оттянуть этот брак, который спустя много месяцев все еще не был заключен. А делал он это не без уважительной причины. Дело в том, что он уже столько лет служил при папском дворе и Лев Х был должен ему такую крупную сумму денег, что ему было дано понять, что сейчас же по окончании начатой им залы и в награду за его труды и доблести папа дарует ему красную шляпу (кардинальскую), поскольку он уже решил посвятить в этот сан многих других, куда менее заслуженных, чем Рафаэль. В ожидании чего Рафаэль втихомолку продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам.

И вот однажды после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил, в то время как он как раз нуждался в их подкреплении. Тогда он составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование, а затем разделил свои вещи между двумя учениками: Джулио Романо, которого он всегда очень любил, и флорентийцем Джованни Франческо, по прозванию Фатторе, а также неким священником из Урбино, своим родственником.

Далее он распорядился, чтобы на его средства в церкви Санта Мариа Ротонда (Пантеоне) был восстановлен древний каменный табернакль [табернакль (от лат. tabernaculum — шатёр), в католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, чаще всего богато украшенное (резьбой, скульптурными изображениями). Т. иногда называют также характерную преимущественно для готического церковного зодчества башнеобразную открытую пристройку (или архитектурно оформленную нишу), предназначенную для размещения статуй] и чтобы там был сооружен алтарь со статуей Богоматери, под которой он выбрал место для погребения и упокоения своего праха после смерти. А все свое имущество он завещал Джулио и Джованни Франческо, назначив своим душеприказчиком мессера Бальдассаре из Пеши, в то время папского датария. А засим после исповеди и покаяния он завершил свои жизненный путь в день своего рождения, в страстную пятницу тридцати семи лет от роду. Надо полагать, что душа его украсит собою небесную обитель, подобно тому как он своей доблестью украсил земную.
Джорджо Вазари. Жизнеописание Рафаэля из Урбино, живописца и архитектора.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 г.


Бюст Рафаэля (1833) скульптора Giuseppe Fabris.



(11 на плане) Гробница второго короля Италии Умберто I.

Король Умберто I был крайне непопулярен из-за вооружённых расправ с бастующими рабочими, предпринятыми по его приказу. В 1900 его застрелил в Монце анархист Гаэтано Бреши. Жена короля – Маргарита Савойская, наоборот, была очень популярна. Она была покровителем многих благотворительных организаций, особенно Красного Креста. Пицца "Маргарита" названа в честь королевы.


Надгробие проектировал Джузеппе Саккони Giuseppe Sacconi, а заканчивал после смерти архитектора его ученик Guido Cirilli. Здесь же похоронена жена Умберто, Маргарита Савойская. Первоначально капелла была посвящена Архангелу Михаилу, затем апостолу Фоме. Барельефы на стене символизируют Великодушие (работа Eugenio Maccgnani) и Щедрость (работа Arnaldo Zocchi). За могилами ухаживает Национальный институт почетной охраны королевских могил National Institute of Honour Guards to the Royal Tombs, основанный в 1878. Институт организует у могил почетный караул. Королевский герб работы Cirilli.



(12 на плане) На фото слева – гробница Перуцци (1481-1536), архитектора и художника.
Бюст изготовлен в 1921 г. по гипсовому портрету, скульптор Giovanni Dupre.

Большая советская энциклопедия: Перуцци (Peruzzi) Бальдассаре (крещен 7.3.1481, Сиена,— 6.1.1536, Рим), итальянский архитектор и живописец. Сотрудничал с Браманте и Рафаэлем; после смерти последнего руководил строительством собора св. Петра в Риме, придерживаясь в основном центрического плана Браманте. В творчестве П. принципы Высокого Возрождения сочетаются с раннеманьеристическими веяниями. Если для ранних его построек (Вилла Фарнезина в Риме, 1509—11) характерны лиричность и изысканная лёгкость форм, то позднее Палаццо Массимо алле Колонне (Рим, 1536) отличается резкими контрастами несущих и несомых элементов, напряжённо-динамической связью композиции с городской средой. Росписям П. (на вилле Фарнезина, с 1511) присущи тонкий декоративизм, иногда любовь к иллюзионистическим эффектам. Оформляя спектакли и феерии («Подмененные» Л. Ариосто, 1519), П. оказал значительное влияние на развитие перспективной декорации.
Лит.: Kent W. W., The life and works of Baldassare Peruzzi, N. Y., [1925]; Frommel C. L. Baldassare Peruzzi als Maler und Zeichner, Bd 1—3, W.— Munch., 1967—68.


Св. Агнесс (cозд. 1700), Vincenzo Felici

Агнесса Римская (Агнеса, Агния (Анна) (лат. Agnes); род. около 291 года, ум. 304 год) — христианская мученица, жившая в Риме на стыке III и IV веков, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых.
Наиболее древними источниками о мученичестве св. Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвященные святой Агнессе (все — вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.
Согласно преданию, Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни. Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом. Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую. Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. Чудеса продолжились и в публичном доме, все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, слепли или умирали. Одного из умерших святая воскресила по просьбе его отца. Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, однако поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.
Традиция относит дату мученичества Агнессы на 21 января 304 года. Агнесса погибла в юном возрасте (предположительно ей было около 13-14 лет).
Агнесса была похоронена в римских катакомбах, которые сейчас носят её имя. Голова святой Агнессы находится в реликварии крипты церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.
21 января, в день праздника святой Агнессы в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура проводится обряд благословления двух агнцев, из шерсти которых будут изготовлены паллии для митрополитов. Ягнята выращиваются в римской общине монахов-траппистов (монастырь Тре Фонтане).
Иконографические символы св. Агнессы — белый агнец (аллюзия на её имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.


Паллий Иоанна XXIII.

Паллий, паллиум (лат. pallium) — элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви. Представляет собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами. Три из шести крестов украшены золотыми булавками с драгоценными камнями.


Изменение формы паллия.

Первоначально паллий закреплялся булавками. Современному паллию булавки не нужны, но их сохранили как дань традиции и в качестве украшения. На концах — обшитые черным шелком кусочки свинца. Носится поверх орната таким образом, чтобы один конец паллия свисал спереди, а другой — сзади. В восточных обрядах (православие и восточно-католические церкви) аналогом паллия является омофор.



(13 на карте) Капелла Св. Иосифа во Святой земле.


Алтарная скульптура "Св. Иосиф с Иисусом ребенком" Vincenzo de'Rossi.

Эта капелла является капеллой Большой папской академии изящных искусств и литературы виртуозов Пантеона, одной из десяти академий под управлением Святого Престола. Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Lettere dei Virtuosi al Pantheon. Ее происхождение связано с началом реставрации Пантеона в Риме. Основана в 1542 г. цистерцианским мон. Д. д'Адиуторио, к-рый полагал, что искусство должно служить прославлению веры (пример такого служения - художник Рафаэль, похороненный в Пантеоне). 15 окт. 1542 г. признана Павлом III. Объединяла наиболее известных деятелей искусства, работавших в Риме, периодически проводила выставки и конкурсы. Вплоть до настоящего времени в праздник св. Иосифа академия проводит выставки живописи. В 1837 г. утвержден новый устав, согласно которому основан фонд для проведения ежегодных конкурсов среди художников. В 1861 г. получила статус папской от Пия IХ. Иоанн Павел II одобрил в 1995 г. ее новый устав. Одна из целей учреждения академии - поддержка развития христианского искусства и литературы, духовное воспитание деятелей искусства. Состоит из почетных и 50 действительных академиков различных национальностей, назначаемых папой, творчество которых принадлежит одному из пяти направлений: архитектура, кино, скульптура, музыка, поэзия и проза. Академия работает в тесном контакте с Папским советом по вопросам культуры. Президент академии назначается папой и входит в Координационный совет папских академий. Членами академии могут быть женщины.

Щелкни, чтобы увеличить
Картина "Поклонение пастухов",
Francesco Cozza.

Щелкни, чтобы увеличить
Священное место,
пожалуйста, соблюдайте тишину.

Щелкни, чтобы увеличить
Картина "Поклонение волхвов"
Francesco Cozza.


По бокам от алтаря находятся гробницы виртуозов: художников Perin del Vaga по прозвищу Pietro Bonaccorsi (1501-47) и Taddeo Zuccari (1529-66), архитектора и скульптора Flaminio Vacca (1538-1605). Здесь же похоронены композитор Корелли и архитектор Джакомо Бароцци по прозвищу Виньола. На боковых стенах находятся рельефы "Сон Иосифа" Paolo Benaglia (1728) и "Бегство в Египет" Carlo Monaldi (ок. 1728).


Сон Иосифа.

Раз рядом "Бегство в Египет" то это второй сон Иосифа. В первом через некоторое время после Благовещения архангел Гавриил явился Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, узнавшему, что прежде их обручения она стала беременной и желавшему «тайно отпустить Ее». Гавриил успокоил Иосифа, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».
После того как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду, праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода.


Поклонение пастухов.

Cozza, ученик Domenichino (Pascoli), не следовал модным тенденциям в живописи, предпочитая классический стиль своего учителя и Annibale Carracci. Его подход был хорошо воспринят в кругах, не поддержавших барокко. Эти фрески (Поклонеи волхвов и поклонение пастухов) Cozza ярко иллюстрируют его стиль последних лет.


Моисей и Отец вечный.

Вверху изображены "Кумская сивилла" 1674 Ludovico Gimignani, "Моисей" 1674 Francesco Rosa, "Отец вечный" 1674 G.B.Peruzzini, "Давид" 1674 Luigi Garzi, "Эритрейская сивилла" 1674 Giovanni Andrea Carlone.


Рождественский вертеп.

Вертепная композиция — воспроизведение сцены Рождества с использованием объемных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. Вертeп по ст.-слав. — пещера, ущелье.



(14 на плане) Успение Пресвятой Богородицы (1638) Andrea Camassei